СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
И.Н. Попкова*
Перед психологами, изучающими проблему детской и подростковой преступности, в первую очередь, стоит задача раскрытия и описания механизмов возникновения девиантного, в том числе, и делинквентного поведения.
Формирование личности, возможность ее изменения раскрывает взаимосвязь внешних и внутренних условий. По мере развития личности возрастает значение ее внутренних условий, которые сами становятся существенным фактором развития, т.е. личность становится субъектом собственного развития. Ключом к пониманию взаимодетерминации внутреннего и внешнего (объективного и субъективного) в генезисе преступного поведения служит положение С.Л. Рубинштейна (2000) о том, что внешние влияния действуют через внутренние условия, которые, в свою очередь, сформировались под воздействием предшествующих влияний. Одно из специфических психологических образований личности - самооценка, становится важным регулятором поведения, устанавливая равновесие между внешним и внутренним, или, другими словами, между состоянием личности и формами поведения человека.
Нарушения в структуре, функционировании самооценки служат серьезными препятствиями для нормального развития субъекта, придают нежелательную направленность активности личности. Поэтому изучение специфики развития самооценки у несовершеннолетних правонарушителей крайне актуально в настоящее время.
В психологической науке (О.А.Белобрыкина, Р.Бернс, В.И.Слободчиков и др.) рассматривают самооценку как компонент самосознания, включающий в себя оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. К неадекватным типам самооценки относят завышенную и заниженную самооценку личности. Завышенная самооценка, по мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, «может привести к тому, что человек будет переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться» [14, с.219]. Заниженная же самооценка, как отмечают ряд авторов, может свидетельствовать о неуверенности в себе, отказе от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности [2; 8; 11; 13].
Как показывают результаты психологических исследований, в реальности встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка), и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания [1; 12; 15]. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а, соответственно, достижения расценивать как заслугу других людей или относить их к случайным причинам (например, рассматривать как результат «простого везения»). Второй случай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название «аффект неадекватности» рассматриваемое как устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежелание признать себя виновником [13; 15]. Аффект неадекватности возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившуюся у него завышенную самооценку или завышенный уровень притязаний. Детям с аффектом неадекватности свойственны, по мнению Л.С.Славиной (2002), обидчивость, недоверчивость, подозрительность, агрессивное поведение, негативизм. По данным ряда авторов (В.И.Слободчиков, М. Раттер, Ю.А. Клейберг, Л.С. Славина и др.), одной из главных причин формирования неадекватных самооценок являются оценки и отношение родителей к ребенку. Результаты исследования, проведенные О.А.Белобрыкиной (2001), позволили ей сформулировать вывод о том, что социально значимое окружение ребенка не в полной мере обеспечивает удовлетворение потребностей, имеющих значение в становлении адекватной самооценки в дошкольный период детства. И, соответственно со сформировавшейся, искаженной самооценкой, ребенок осуществляет дальнейший путь своего развития.
Что же касается функций самооценки, то она является системообразующим ядром личности и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека [1; 8; 12].
Анализ психологической литературы показал наличие прямо противоположных мнений относительно сущности самооценки. Одни авторы (А.В. Петровский, Р. Бернс) рассматривают ее как причину каких бы то ни было изменений субъекта, другие (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), наоборот, в качестве следствия этих изменений. Эти, на первый взгляд, противоречивые мнения, с точки зрения генетического подхода, «взаимодополняют друг друга и позволяют говорить о сложном двустороннем влиянии» механизма самооценки [4, с.151]. Согласно генетическому подходу, самооценка личности, формируясь в ходе деятельности и общения, по мере своего развития становится фактором, определяющим общение и деятельность. Подобное двустороннее влияние в определенных случаях способствует возникновению, так называемых, положительных или отрицательных «функциональных кругов», когда успех или неуспех в деятельности создает соответствующую (позитивную или негативную) самооценку, которая, в свою очередь, способствует или препятствует результативности деятельности.
Самооценка напрямую связана с особенностями протекания социальной адаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о несовершеннолетних правонарушителях, практически общепризнанными являются представления о роли самооценки в возникновении асоциального поведения подростка.
По мнению ряда авторов, несовершеннолетним правонарушителям свойственны завышенные оценки своих свойств и преувеличение своих возможностей [цит., по 7]. Преобладание завышенных самооценок выявлено и у взрослых преступников [10]. Исследователи (И.Б.Михайловская, Г.В.Вершинина, Ю.А.Клейберг) считают, что неадекватная, в частности, «завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения» [7, с. 12]. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, так же основанная на экспериментальных данных, утверждающая, что «уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков» [4, с. 8]. Таким образом, материалы исследований, представленные в литературных источниках, позволяли выявить явное противоречие во взглядах на специфику самооценки подростков-правонарушителей.
Чаще всего внешняя оценка неизменно ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна) – в этом, считают Ю.А.Клейберг и М.Раттер, заключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потребностей личности. В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само) уважении остается нереализованной, — возникает глубокое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго, что, собственно, и толкает подростка на поиск выхода из сложившейся ситуации с целью найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из самых распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде подростка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Американский психолог Г.Каплан высказывает предположение, о том, что именно низкая самооценка является одним из факторов, определяющих переориентацию подростка на асоциальный путь развития [цит. по 8]. Подтверждением этому явились данные автора о «положительных корреляциях между низкой самооценкой и последующим усвоением подростком девиантных реакций, а также между предшествующим девиантным типом поведения и последующим повышением уровня самооценки» [4, с. 165]. Здесь в качестве причины может выступать как социально–, так и материально благополучная среда. При этом когда у подростка не сформирована или не оформлена система моральных норм, имеются отклонения в развитии, наблюдаются частые конфликты со взрослыми, даже при условии, что он воспитывается в благополучной атмосфере, ребенок вполне может пуститься на «поиски приключений» и обретя поддержку в неблагополучной среде, начать следовать ее законам и нормам.
Противоречивость научных данных о специфике самооценки несовершеннолетних правонарушителей явилась основанием для развертывания эмпирического исследования в данном направлении. К исследованию привлечено 60 подростков мужского и женского пола в возрасте 11-14 лет, 30 из которых состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних г.Новосибирска, другие 30 – не состоят на учете.
Самооценка подростков изучалась с помощью методик Шварцландера (уровень притязаний) и методики исследования самоотношения С.Р.Пантилеева [1; 10]. Кроме того, использовались методы анализа социального анамнеза. Для сопоставления данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах, использовался t-критерий Стьюдента [9].
Анализ данных показал, что большинству подростков-правонарушителей свойственен низкий уровень притязаний, свидетельствующий о склонности этой группы детей выбирать слишком легкие простые цели, что, очевидно, может объясняться либо заниженной самооценкой, либо «социальной хитростью», когда наряду с высокой самооценкой и самоуважением, субъект избегает социальной активности и трудных целей, и дел. По результатам методики исследования самоотношения С.Р.Пантилеева у делинквентных подростков выявлено преобладание высоких оценок по шкалам: отраженное самоотношение – среднее арифметическое равно 6,9. Данный фактор отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение и одобрение. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, т.е. о самоотношении самого субъекта; самоценность - 8,27, что свидетельствует об ощущении ценности собственной личности и , одновременно, предполагаемой ценности своего «Я» для других; самопринятие - 8,57, свидетельствующее о одобрении своих желаний и планов, симпатии к себе; сапопривязанность - 8,07, показатель указывающий на общий положительный фон отношения к себе; внутренняя конфликтность - 6,46 указывает на наличие внутренних конфликтов, сомнений; самообвинение - 6,43 ( в данный фактор вошли пункты связанные с самообвинением).
Статистический анализ данных показал наличие статистически значимых различий в уровне показателей между группами несовершеннолетних правонарушителей и правопослушных подростков по всем выше перечисленным факторам.
Таким образом, опираясь на дифференциацию частной самооценки, предложенную О.А.Белобрыкиной (2001), самооценку, свойственную несовершеннолетним правонарушителям можно охарактеризовать как конфликтную.
В рамках эмпирического исследования был осуществлен анализ жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей до момента попадания их в закрытые специальные учебные заведения. Социальный анамнез несовершеннолетних правонарушителей показал, что большинство правонарушителей (94%) росли и воспитывались в неблагополучных семьях, в которых один или оба родители пьянствовали, были осуждены или вели аморальный образ жизни и т.п. В школе большинство обследованных правонарушителей отставали в учебе, занимали изолированное положение в коллективе класса (86%), что послужило толчком к игнорированию образовательного пространства и отказу от обучения. Беседа с испытуемыми показала, что 82% будущих правонарушителей не участвовали в жизни класса и школы, всячески избегали общественных поручений. В ответ на негативное отношение к ним со стороны учителей и одноклассников эти подростки стремились вели себя вызывающе: прибегали к грубости, вступали в открытые конфликты как с другими учениками, так и с учителями, пропускали много уроков и т.п. В то же время они окунулись в активный поиск друзей за пределами школы, чаще всего среди более старших асоциальных подростков.
В целом полученные нами данные совпадают с результатами других исследований [4; 5; 6; 7]. Вместе с тем, полученные результаты дают основание для объяснения причин возникновения у многих несовершеннолетних правонарушителей конфликтной самооценки. На наш взгляд, специфика самооценки у данной категории подростков выступает результатом длительного накопления опыта неудач, негативных реакций, осуждений и отвержений со стороны значимого микросоциума и, прежде всего, окружающих взрослых, задающих перспективу, в том числе и социального развития ребенка.
Подводя итог, отметим, что в качестве профилактических мерами по предупреждению возникновения асоциального поведения, могут, на мой взгляд, выступать следующие направления работы с детьми, вступающими в подростковый возраст:
тщательное изучение и учет при организации различных видов деятельности особенностей индивидуально-личностного развития «трудновоспитуемых школьников»;
изучение социального статуса «трудных детей» в коллективе класса и работа по предупреждению аутсайдерства;
вовлечение трудных школьников в общественно полезную работу с обязательным учетом их интересов и склонностей для повышения вероятности положительных результатов;
систематическое одобрение положительных проявлений трудных школьников и опора в работе с ними на их положительные качества;
использование специальных практических занятий для развития положительной самооценки «трудных» школьников.
Литература:
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие старших дошкольников //Вопросы психологии. 2001, № 4. – С. 31- 38.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М. Прогресс, 1986. – 422 с.
Васильев В.Л. Юридическая психология – СПб.: Питер Ком, 1998. – 656 с.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. Рожкова М.И. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность – М.: Политиздат, 1989. – 351 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТУ Сфера, 2001. – 160с.
Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения- М.: Смысл, 1993. – 32с.
Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
Раттер М. Помощь трудным детям. – СПб: Питер, 2000. – 162 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
Славина Л.С. Трудные дети. – М.: МОДЭК, 2002. – 432 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
* Научный руководитель: к. психол. наук, доцент Белобрыкина О.А.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попкова Ирина Николаевна
→ NIrN 27.01.2014 0 2523 349 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.