Электронные таблицы на службе у логопеда


Пояснительная записка к презентации

«Электронные таблицы в помощь логопеду».

Петрова Елена Станиславовна. Учитель-логопед высшей категории, ГДОУ детский сад № 47 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.

«-Зачем, ну зачем мне нужно знать работу в Excel? Ведь я не бухгалтер и не делопроизводитель, на худой конец, и даже не секретарь в офисе!»

Такой диалог с самой собой я вела по дороге с экзамена на знание ПК, который сдавала, готовясь к предстоящей аттестации. Всё казалось понятным с Word, само собой разумеющимся с Интернет, но вот как мне может пригодиться Excel – в тот момент я даже не подозревала. Однако не прошло и недели, как меня, что называется, «осенило»….

Мы все обследуем детей по одному старинному принципу - «посмотри и назови», «сделай, как я» и так далее, а вот результаты фиксируем, как кому вздумается: кто-то раскрашивает клеточки, кто-то ставит «плюсы» и «минусы», кто-то дословно записывает ответ ребёнка, а кто-то, не особо утруждаясь, пишет «выполнил/ не выполнил» или « ответил/не ответил». Что конкретно подразумевается под всеми этими обозначениями – известно одному логопеду, который непосредственно общался с ребёнком, но, даже в этом случае, чрезвычайно сложно (и очень долговременно) свести все результаты и сделать какой-то общий вывод по ребёнку, а, тем более, сразу по группе детей или по всему учреждению.

Я поставила перед собой задачу оптимизировать работу по проведению и оценке результатов диагностики посредством электронных таблиц.

Для выполнения данной работы потребуются минимальные навыки владения программой MS Excel. Ну и, конечно, компьютер на рабочем месте (или хотя бы периодический доступ к нему со своим флеш-накопителем).

Результаты обследования воспитанников, переведённые в цифровой формат, заносятся в специально разработанную электронную таблицу (в данном случае это - MS Excel), которая дает возможность осуществлять выборку данных по различным параметрам и представлять результаты анализа в виде диаграмм. Это позволяет достоверно определить количественный и качественный состав воспитанников, нуждающихся в определённой логопедической помощи, а также отследить динамику индивидуального развития детей.

Цифровая интерпретация результатов диагностики не меняет самой сути проведения обследования - она просто является более удобным и отвечающим современным подходам к модернизации образования способом обработки результатов.

В предложенной презентации я привожу примеры документов в формате Excel, которая позволяет автоматизировать результаты диагностики и визуализировать их посредством диаграмм.

В саму таблицу может быть введено столько разделов, сколько требуется специалисту, но я постаралась максимально придерживаться соответствия речевой карте, используемой в нашем учреждении (так удобнее сверять результаты, при переводе их в цифры).

Основным вопросом в разработке методики оценки результатов является выбор критериев.

Предлагаю следующую систему оценки результатов по 5-бальной шкале:

  1. Балл - Выполнение грубо нарушено

  2. Балла - Значительно ограниченно

  3. Балла - Ограниченно

  4. Балла - Приближенно к норме

  5. Баллов - Возрастная норма

Такие критерии, на мой взгляд, применимы для оценки любого из обследуемых разделов. Шкала может быть ещё более дифференцирована, если это требуется (например, до 10 баллов).

Всего может даваться до 5 видов заданий на каждый раздел. Задания имеют различный уровень сложности: выполнил ребёнок на 1 балл - переходим к заданию на 2 балла и т.д. Соответственно одно и то же задание, за которое, например, в 4 года мы давали ребёнку 5 баллов, в 5 лет будет оцениваться в 4 балла. (Приведу пример. Обследуем фонематические функции у ребёнка 4-х лет: он по возрастной норме определяет наличие звука на фоне слова - мы ставим ему 5 баллов, а ребёнку 5-ти лет мы за это же задание поставим 4 балла, потому что по возрасту он уже должен определять первый /последний звук в слове.)

Естественно, следует учитывать и уровень необходимой помощи при выполнении заданий (например, при обследовании конструктивного праксиса или развития связной речи). Если ребёнок не смог самостоятельно выполнить задание по инструкции, но потом всё сделал правильно, приняв помощь и «перенес навык», то оценка просто снижается на балл.

Технически всё выполняется достаточно просто:

  • Набивается «шапка» из названий разделов обследования на странице, открывшейся в Excel

  • В левую колонку вводится списочный состав группы

  • Используя клавишу ТАВ для перемещения вдоль строки, заносятся цифровые результаты обследования…..и ВСЁ!

Далее, в зависимости от того, какие результаты Вы хотите оценить и/или визуализировать:

  • Выделяем строку 1-го ребёнка или нескольких , нажимаем в меню «вставка» и выбираем нужный вид диаграммы = получаем индивидуальный или сравнительный график

  • Выделяем весь столбец по разделу + имена детей, далее по алгоритму = диаграмму сравнительную по конкретному разделу

  • Пользуясь разделом меню «добавить функцию», находим среднее значение для каждого ребёнка (в колонке справа ) и /или для всех разделов (внизу, под столбцами). выделяем их и строим диаграммы для всей группы.

Вариантов построения множество, но я постаралась показать наиболее удобные для тех или иных форм оценки.

В любом случае, эта форма оценки результатов требует вложения сил и практических навыков специалиста. Но она не закостенелая, как множество, используемых десятилетиями, видов «канцелярской» деятельности в нашей сфере. Может кому-то она не понравится, а кто-то с удовольствием попробует применить её в своей работе. Я готова выслушать Ваши вопросы и комментарии, рассказать более подробно, если надо, об этом виде деятельности по адресу stashkova71@yandex.ru

А сколько леса мы сможем спасти, не переводя тонны бумаги на отчётность……













Слайд 1
Презентация опыта работы «Электронные таблицы в помощь логопеду» Елена Станиславовна Петрова Учитель-логопед высшей категории ГДОУ детский сад №47 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга 2011 год
Слайд 2
Таблица Excel , заполняется по итогам диагностики
Слайд 3
Пример построения индивидуального графика 6 5 4 3 Вася Е. 2 1 0 Вид используемой диаграммыУдобен для отображения процесса график по времени или по категориям, когда значений немного.
Слайд 4
Индивидуальная диаграмма пример графика успешности 6 5 4 3 Егор Г. 2 1 0 Вид используемой диаграммы-график В идеале – линия графика стремится к «прямой». На таком графике сразу видно слабые места, над которыми ещё надо поработать.
Слайд 5
Индивидуальная диаграмма пример графика нестабильности 4.5 4 3.5 3 2.5 2 Никита Б. 1.5 1 0.5 0 Вид используемой диаграммы - график
Слайд 6
Артём Г. зрит.воспр. слух. воспр. дин.прак. констр.пракс. общ.мотор. мелк.мот арт.мотор зв/произ слог.стр. фонем.ф. импр.речь экспр.речь сл/измен сл/образ предл.констр. связ.речь Вид используемой диаграммы – разрезная круговая Удобна для отображения вклада каждого значения в общую сумму. Яркая и красочная, наглядно показывает, какие именно стороны речи страдают в большей степени.
Слайд 7
зрит.воспр. Кристина А. результаты на конец учебногогодаслух. воспр. дин.прак. констр.пракс. 5 4 5 4 общ.мотор. 4 4 мелк.мот 4 5 арт.мотор зв/произ слог.стр. 4 5 фонем.ф. импр.речь экспр.речь 5 5 5 5 5 5 сл/измен сл/образ предл.констр. связ.речь Вид используемой диаграммы – круговая объёмная Аналогична предыдущей, но более развёрнута. Удобна для оценки индивидуальных результатов.
Слайд 8
сводная по разделу зрительное восприятие 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 Кристина А. Никита Б. Артём Г. Вася Е. Саша К. Лера С. Никита Ф. зрит.воспр. Вид используемой диаграммы -гистограмма, цилиндрическая с группировкой Используется для сравнения значений по категориям. Хорошо применять при оценке результатов по разделам.
Слайд 9
Диаграмма (с областями) Сравнительная по отдельным детям /все разделы 6 5 4 3 2 Никита Б. Настя А. Кристина А. 1 0 Вид используемой диаграммы - с Отображает изменение значений с течением времени или по областями категориям. Удобна для сравнивания результатов при небольшом количестве значений.
Слайд 10
сводная таблица по группе/ промежуточная диагностика Кристина А. Настя А. 6 Никита Б. 5 Слава Г. Артём Г. 4 Егор Г. 3 Вася Е. Аня И 2 Саша К. 1 Андрей М. 0 Лера С. . . ь ь з р. р. пр. ак. кс. ор. чь от тор оиз тр ф еч ен ра т . п е еч м м с с с с а т р . м . р р о р р б н . . . о о из во н.п .пр .мо лк ог .м в/п не пр .в ко вяз пр л/ сл/ . т л о т е . р и з с х с с и м л с ф у д ар им эк ст общ д з р сл н е ко пр Саша С. Никита Ф. Андрей Щ. Вид используемой диаграммы гистограмма Позволяет сравнить значения по категориям. Показывает все значения в каждой категории. Не очень удобна при большом количестве значений.
Слайд 11
Диаграмма сводная по группе / промежуточная диагностика связ.речь зрит.воспр. слух. воспр. 5 предл.констр. дин.прак. сл/образ констр.пракс. Итог сл/измен 0 общ.мотор. экспр.речь мелк.мот импр.речь арт.мотор фонем.ф. слог.стр. зв/произ Вид используемой диаграммызаполненная лепестковая Отображает значения относительно начала координат. Применяется, когда нельзя сравнить категории непосредственно и имеется только один ряд значений. Особенно наглядна для оценки коллективных результатов, показывает зоны «провалов» в группе в целом.
Слайд 12
Сравнительная диаграмма/ индивидуальная 6 5 4 3 Кристина А. кон. Года Кристина А. нач. года 2 1 0 Вид используемой диаграммы - график Итог всей работы. Позволяет визуализировать динамику развития ребёнка за определённый период времени.

Полный текст материала Электронные таблицы на службе у логопеда смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Елена Станиславовна  Lybopitnaya
20.08.2011 7 19317 4525

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК