Консультация "Осуществление комплексного подхода к речевому развитию дошкольников по программе М.А. Васильевой"
Челогузова М.Я., г.Дзержинск, Нижегородская область
Консультация для педагогов на тему:
«Осуществление комплексного подхода к речевому развитию дошкольников
по программе под ред. М.А.Васильевой и по учебному пособию Г.Я.Затулиной»
подготовлена:
старшим воспитателем
МДОУ «Детский сад №105» Челогузовой М.Я.
г.Дзержинск, 2008 год
В практике работы детских садов, которые работают по программе М.А.Васильевой еще часто имеет место использование пособия О.С.Ушаковой по развитию речи, не смотря на то, что авторами программы оно не рекомендуется.
Редакторство в Программе В.В.Гербовой подразумевает использование пособий В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи». В настоящее время переизданы пособия для первой младшей и второй младшей групп. Также вышло пособие Гербовой «Ознакомление с художественной литературой», а также рабочие тетради с младшей по подготовительную группы.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой выпущены НОВЫЕ пособия Г.Я.Затулиной «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»; уже вышло 5 книг (с первой младшей по подготовительную группу), а также пособие по подготовке к обучению грамоте.
Чтобы сделать выбор в пользу одного из двух учебных пособий, следует проанализировать структуру данных пособий с целью выявления положительных сторон:
Пособие Г.Я.Затулиной |
Пособие В.В.Гербовой |
Занятия комплексные, развитие речи объединяются с ознакомлением с предметным окружением, явлениями общественной жизни, природным миром или с художественной литературой. |
Занятия направлены на отдельные задачи по развитию речи (обучение связной речи, развитие звуковой культуры речи и др.), либо это занятия по ознакомлению с художественной литературой. |
Количество занятий в месяц в дошкольных группах – 8. (в первой мл.гр. – 11-12) 4 занятия объединяют развитие речи с ознакомлением с окружающим или с природой, 4 – с ознакомлением с художественной литературой. Таким образом, для реализации этого пособия затрачивается время из рекомендуемых Программой занятий «Ребенок и окружающий мир» - 1 в неделю и «Развитие речи» в чередовании с «Художественной литературой» - 1 в неделю. Это будет 2 комплексных занятия в неделю. Поэтому работы на занятиях чисто по данному пособию достаточно.
А пособия О.Б.Дыбиной и О.А.Соломенниковой можно использовать для предварительной и последующей работы вне занятий. |
Количество занятий в месяц в дошкольных группах – 4. (в первой мл.гр. – 8 занятий в месяц, кроме месяца май – 4 занятия) Это чисто занятия «Развитие речи» или занятия «Художественная литература».
Для реализации этого пособия затрачивается время из рекомендуемых Программой занятий «Развитие речи» в чередовании с «Художественной литературой» - 1 в неделю. (Положительным моментом является возможность использования пособия «Ознакомление с художественной литературой», т.к. в нем даны методические рекомендации работы вне занятий – чтения и организации литературных викторин, литературных калейдоскопов в конце каждого месяца с целью закрепления полученных знаний). А для занятий «Ребенок и окружающий мир» (это предметное окружение, явления общественной жизни и мир природы) появляется необходимость использования других пособий, рекомендуемых Программой. Это пособия О.Б.Дыбиной и по ознакомлению с природой – О.А.Соломенниковой. |
Девиз пособия «Учить, играя». Все занятия построены в игровой форме. На занятиях идет постоянная смена деятельности, что позволяет поддерживать интерес к занятию и обеспечивает высокую речевую активность детей. В целом занятие представляет из себя маленький сценарий на одну тему, т.к. задействованы также музыкальная и изобразительная деятельность. |
Имеются занятия в игровой форме. |
Выбор темы определяется событиями общественной жизни, сезонными изменениями в природе. Занятию предшествует большая предварительная работа (совместные наблюдения, чтения книг, беседы с родителями и т.д.) Большая роль отводится совместной работе (воспитателей и музыкальных руководителей, привлечение старших детей и др.) |
Выбор темы частично определяется событиями общественной жизни, сезонными изменениями. |
Комплексные занятия охватывают период с сентября по май. |
В начале пособия включена также работа в период август-сентябрь, а также в конце – работа в летний период (по второй младшей группе). |
Рабочих тетрадей нет, но вышло пособие по подготовке к обучению грамоте. |
Имеются рабочие тетради для детей младших, средних, старших и подготовительных групп. |
|
В конце пособия предложен диагностический инструментарий. |
Перспективно-тематическое планирование проще осуществлять, работая по пособию Затулиной, т.к. это пособие уже составлено по тематическому принципу.
Сложность заключается лишь в том, что при наличии в конце занятия части (их всего 5), связанной с музыкально-театрализованной или изобразительной деятельностью, такая задача в конспектах не выделена. В связи с эти возникает необходимость создания такой системы воспитательно-образовательной работы, когда на других занятиях будет идти обучение навыкам, необходимым для решения игровых задач, т.е. подразумевается большая предварительная работа.
В пособии Г.Я.Затулиной комплексный подход, заключающийся в объединении на одном занятии всех основных видов деятельности детей при ведущей – речевой способствует созданию целой системы работы, в которую включаются также и другие занятия и работа вне занятий.
При подготовке к занятиям большую роль имеет динамичность предметно-развивающей среды. ПРС также должна соответствовать событиям общественной жизни, сезонным изменениями в природе, т.е. теме комплексного занятия, т.к. в конце занятия осуществляется плавный переход к разнообразной детской деятельности.
ПРС должна обогащаться.
ПРС – важный компонент при планировании предварительной работы. Она может обогащаться как до занятия, так и после занятия.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., Центр педагогического образования, 2008г.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М: Мозаика-Синтез, 2008г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Челогузова Марина Яковлевна
→ Majak 21.01.2012 0 7053 836 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.