Статья "Оптимизация речевого центра активности при взаимодействии учителя - логопеда и воспитателя"


МКДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №46










Партнерство и взаимодействие

учителя – логопеда и воспитателя внутри ДОУ – как условие формирования предметно – развивающей среды






Подготовили:

Садрутдинова Е.А, учитель – логопед

Тюрина О.М., воспитатель







2013г


На основании ФГТ, мы хотим видеть своих детей: физически развитыми, любознательными, активными, эмоционально – отзывчивыми, овладевшими средствами общения, способными управлять своим поведением, способными решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.

Современные дети испытывают трудности в овладении средствами общения, потому что телевизор, компьютер, короткие разговоры по телефону заменяют дружеское общение с взрослыми и сверстниками. Взрослые, стараясь увеличить темп своей жизни, стали уделять меньше внимания детям.

Сегодня, содержание образовательной области «Коммуникация» предполагает: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

По результатам мониторинга была определена цель: создание условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей; развитие свободной, творческой, активной личности, оказание помощи при усвоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и учителя – логопеда.

Задачи:

1. Осуществлять работу по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования.

2. Осуществлять индивидуальную коррекционно – развивающую работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

3. Спланировать работу с семьей.

4. Организовать предметно – развивающую среду для развития коммуникативной деятельности в разных режимных моментах.

Более подробно мы остановимся на последней задаче.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая его среда, в которой он находится большую часть времени пребывания в детском саду, во время НОД и после.

Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает ребенку включиться в активную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Для успешной работы в освоении содержания образовательной области «Коммуникация» мне как воспитателю необходимы такие пособия, которые объединяли бы все задания, упражнения, игры, картинный материал в единую систему. И очень хотелось, чтобы эта система обеспечивала не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное участие ребенка.

Совместно с учителем – логопедом решили обогатить предметно – развивающую среду, а именно, создать речевой центр.

Содержательное насыщение центра определили не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.

Самостоятельно были изготовлены схемы для составления описательных рассказов по плану, пособия на дифференциацию предлогов

Для коррекции звукопроизношения имеется картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание (листочки, снежинки, маятники, самолетики, султанчики, перышки, мыльные пузыри, воздушные шары, ветряки, легкие кораблики, трубочки разных диаметров, лабиринты и др)

Для развития мелкой моторики имеются: маленькие мячи (пластиковые, резиновые, вязаные, «ежики»), ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж), пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр

Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы.

Методическое, дидактическое сопровождение включает следующие разделы: справочная и методическая литература, учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи, пособия по дидактическому обеспечению коррекционно-развивающего процесса.

Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в общении с взрослыми и сверстниками.

При проектировании воспитательно – образовательного процесса, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач образовательной области «Коммуникация» старались обеспечить интегративный подход и к организации развивающих центров активности детей.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и центров.

При проведении промежуточной диагностики отмечается положительная динамика в освоении детьми содержания образовательной области «Коммуникация».

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.







































Литература:

1. Предупреждение речевых нарушений детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Толстикова О.В., Царева М.В., Костромина О.В. – Екатеринбург: ИРРО. – 2010














Полный текст материала Статья "Оптимизация речевого центра активности при взаимодействии учителя - логопеда и воспитателя" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Садрутдинова Евгения Александровна  Евгения08
05.05.2013 0 2913 561

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК