Педагогическая викторина "Возрастная психология и педагогика"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Очёрская СОШ №1»
структурное подразделение «Детский сад «Гнёздышко»
Автор:
Егорова Юлия Михайловна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
ВИКТОРИНА
для педагогов детского сада
Очёр, 2019 г.
Название: Педагогическая викторина «Своя игра» на тему «Возрастная психология и педагогика».
Описание: Методическая разработка представлена в виде интерактивной игры и предназначена для педагогов детского сада. В игровой форме педагоги имеют возможность актуализировать имеющиеся знания в области психологии и педагогики.
Игра создана в программе Microsoft PowerPoint и состоит из 68 слайдов: 1 слайд – титульный (содержит название игры); 2 слайд – правила (с описанием секторов игры); 3 слайд – информация об итоговом раунде; 4-8 слайд – краткое описание каждой категории; 9 слайд – выбор категории и стоимости вопроса; 10-64 слайд – слайды с вопросами и ответами; 65-67 слайд – вопрос и ответ итогового раунда; 68 слайд – использованные источники. Слайды 16, 25, 40, 43, 56 – слайды сектора «Кот в мешке». Внизу каждого слайда «Ответ» имеется скрин таблицы, нажав на который, можно вернуться на 9 слайд и выбрать новую категорию. После ответа выбранная стоимость вопроса исчезает с экрана.
Структура игры: Игра представлена выбором вопроса по 5 категориям:
«
Основные термины»
«Психические процессы»
«Возрастные кризисы»
«Игровая деятельность»
«Секретный файл»
Сектор «Своя игра» - выбор участниками категории и стоимости вопроса; ответ после обсуждения
Сектор «Кот в мешке» - передача вопроса команде-сопернику
Сектора игры:
Правила игры:
-
У
-
На вопрос отвечает команда, поднявшая первой сигнальную
карточку.
-
В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и предоставляется право выбора следующего вопроса.
-
Если дан неверный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.
-
Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах детской психологии и педагогики.
Задачи:
-
определить уровень профессиональной подготовленности педагогов;
-
формировать умение работать в команде, аргументировать свою точку зрения;
-
совершенствовать способность к творческому поиску решения задач;
-
расширить представления педагогов в вопросах возрастной психологии и педагогики.
Форма организации работы: групповая (деление на подгруппы – команды) – от 18 человек; выбор членов жюри (специалисты).
Методы организации: аналитический, творческо-игровой, обмен информацией.
Оборудование и материалы: листочки, ручки, песочные часы, сигнальные карточки, цветные фишки, интерактивная игра «Своя игра», ноутбук, проектор, дипломы для награждения победителей.
Ход игры:
Педагог-психолог встречает педагогов и предлагает при помощи цветных фишек (синий, красный, желтый) поделиться на три команды. По 6 человек садятся за столы с соответствующими обозначениями.
Педагог-психолог приветствует участников команд и предлагает проверить свои знания в ходе викторины. Трансляция интерактивной игры «Своя игра» на тему «Возрастная психология и педагогика».
После ознакомления с правилами игры и категориями, ведущий объявляет начало раунда.
Вопросы по категориям:
«Основные термины»
Термины 10
Деятельность, определяющая психическое развитие ребенка на данном этапе, благодаря которой формируются новообразования возраста (ведущая).
Термины 20
Период в жизни ребенка, создающий наиболее благоприятное условие для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения (сензитивный).
Термины 30
Процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов (воспитание).
Термины 40 «Кот в мешке»
Принцип наглядности получил очень широкое применение в дошкольной педагогике, в работе ДОУ очень часто применяется. Его еще называют «золотым правилом дидактики».
Кто его впервые сформулировал? (Я.А. Коменский).
Термины 50
Индивидуальное развитие человека, в ходе которого происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Термин впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году. Изучение данного процесса – главная задача детской психологии (онтогенез).
«Психические процессы»
Процессы 10
Устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение, отвлекаемость относятся к основным свойствам … (внимания).
Процессы 20
Наглядно-логическое мышление преимущественно формируется в возрасте …
(5,5 – 7 лет).
Процессы 30 «Кот в мешке»
Назовите имя художника, писателя, иллюстратора своих книг. Его рисунки можно сразу отличить от остальных, звери нарисованы как живые.
Какие психические процессы развиваются в результате рассматривания рисунков?
(Е.И. Чарушин; внимание, речь, восприятие).
Процессы 40
Какие два нервных процесса взаимодействуют в коре головного мозга? (возбуждение и торможение).
Процессы 50
Какое действие характеризуется целеустремленностью и складывается из этапов: проявление инициативы и самостоятельности; планирование и постановка цели; принятие решения; достижение цели; самооценка и самоконтроль? (волевое).
«Возрастные кризисы»
Кризисы 10
К какому возрасту появляется такое новообразование, как соподчинение мотивов?
(к концу дошкольного возраста).
Кризисы 20
К симптомам кризиса трёх лет относятся… Перечислите не менее трёх симптомов (негативизм, упрямство, своеволие).
Кризисы 30
Такие симптомы как манерничанье (кривляние), вспыльчивость и раздражительность, неадекватная самооценка (заниженная либо завышенная), сравнение себя с остальными, поиск авторитета относятся к кризису … (7 лет).
Кризисы 40
В каком возрасте появляются следующие новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)
(5-6 лет).
Кризисы 50 «Кот в мешке»
Кто из советских психологов выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка? Стабильные возраста разделяются кризисными, во время которых на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Критические периоды являются переломными, поворотными пунктами в развитии.
(Л.С. Выготский).
«Игровая деятельность»
Игра 10 «Кот в мешке»
Кому принадлежит высказывание:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).
Игра 20
В какой период дошкольного детства общение и игра ребенка с другими детьми осуществляется под наблюдением взрослых, в игре используются комбинированные и динамические игрушки? (раннее детство 1-3 года).
Игра 30
К какому виду игр относится классификация: игры на бытовые сцены из реальной жизни, в которых основным героем является кукла; игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей – воспитатель, продавец, школа, водитель, лётчик и т.д.; игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого; игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, мультипликационных фильмов или кинематографа (сюжетно-ролевые).
Игра 40
В какой группе детского сада игры детей становятся более разнообразными, а развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, подвижных дидактических? В этом возрасте дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства (в средней).
Игра 50
Соотнесите вид деятельности детей с возрастом, в котором она является ведущей:
Игровая деятельность |
0-1 год |
Предметная деятельность |
1-3 лет |
Учебная деятельность |
3-7 лет |
Непосредственно-эмоциональное общение |
7-10 лет |
Игровая деятельность |
3-7 лет |
Предметная деятельность |
1-3 лет |
Учебная деятельность |
7-10 лет |
Непосредственно-эмоциональное общение |
0-1 год |
«Секретный файл»
игра
«Кот в мешке»
Назовите автора педагогических идей о воспитании:
1. Воспитание детей в коллективе
2. Дисциплина и режим
3. Трудовое воспитание
Ему принадлежат лекции для родителей о воспитании, а также «Книга для родителей», в которой он рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники (А.С. Макаренко).
наблюдение кризис
ориентир
Педагог-психолог объявляет итоговый раунд. Команды делают ставки и ведущий зачитывает вопрос:
Какому великому русскому писателю принадлежат слова: «Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела»?
Жюри подводит итоги и награждает команду победителей дипломами.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Юлия Михайловна
→ Публикатор 25.12.2019 0 8325 452 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы