Семинар-практикум "Развитие исследовательской культуры педагога"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44
Семинар-практикум
"Развитие исследовательской культуры педагога"
Разработали старшие воспитатели
Зарубина Е.Ю., Тянгаева Е.В.
г. Саров
2022
Цель: содействовать развитию у педагогов исследовательских умений
Задачи:
-
содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, делать выводы;
-
систематизировать приемы работы с текстом методической разработки;
-
развивать умение выслушивать мнение коллег, конструктивно решать споры.
Вводная часть (теоретическая)
Модернизация современной системы образования в значительной степени зависит от того, насколько эффективно в жизнедеятельность образовательной организации вписываются инновационные процессы. Современная образовательная среда предполагает укрепление связи образовательной практики и науки, что ведет к изменению требований к квалификации педагога, осмыслению им собственной деятельности с научных позиций, к овладению навыками исследовательской деятельности, которая выступает сегодня фактором саморазвития, самоопределения педагога, оказывает существенное влияние на его личностно-профессиональное становление.
Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения.
Педагог ДОУ - это не только преподаватель, наставник, воспитатель, но и исследователь, первопроходец новых принципов, способов обучения и воспитания.
Необходимость включения педагога в научно-исследовательскую деятельность обосновывается в трудах ряда отечественных ученых.
-
В. И. Загвязинский выделяет исследовательскую деятельность как самостоятельный компонент педагогической деятельности.
-
В. В. Краевский высказывает предположение о том, что не только ученый, но и каждый педагог-практик должен уметь давать научное описание своих педагогических действий.
-
Н. В. Кузьмина исследовательскую функцию педагога называет гностической, что предполагает анализ педагогических ситуаций, формирование педагогических задач, добывание новых знаний, анализ процесса решения задач и результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным.
Выделяют следующие этапы формирования исследовательской деятельности педагога:
-
освоение традиционных форм методической работы, основывающихся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров;
-
изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления своей деятельности). Педагог анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями обучения;
-
разработка методик, технологий, образовательных или воспитательных программ, изучение возможности использования этой методики или технологии в обучении и воспитании детей;
-
реализация собственных идей;
-
разработка статей, написание научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.
Н. В. Кухарев считает, что педагог для осуществления исследовательской деятельности должен овладеть следующими умениями и навыками:
-
умением наблюдать педагогический процесс, выделять вопросы и проблемы, требующие глубокого изучения и дальнейшего совершенствования;
-
умением в случае возникновения проблемно-педагогической ситуации выдвинуть и сформулировать гипотезу;
-
умением работать с научной педагогической литературой (моно-графической, периодической), исследовательскими трудами, работами популяризирующими передовой опыт, критически ее воспринимать, выявляя объективно ценное;
-
навыками работы со справочной литературой (библиографическими справочниками, указателями, каталогами, другими источниками информации);
-
умением содержательного и психолого-педагогического обоснования своих суждений;
-
умением анализировать передовой опыт других педагогов, творчески перерабатывать его и применять в своей работе.
Таким образом, исследовательская деятельность – это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного педагога, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая
Давайте настроимся на рабочий лад, проявим творчество, активизируем наше мышление в Игре "Активный Александр"
Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Первый участник говорит: «Привет, я— мудрая Мария и т. д.
Анализ анкет педагогов нашего ДОУ (в рамках проведения ВСОКО) выявил, что педагоги при организации ими собственной научно-исследовательской деятельности (разработка программ, выступлений, обобщение опыта и пр.) и проектно-исследовательской деятельности с воспитанниками испытывают затруднения. Поэтому исследовательская деятельность становится для них трудоемкой и затратной по времени, что ведет к снижению мотивации к ее организации.
Практическая часть
Сегодня мы собрались для того, чтобы преодолеть имеющиеся затруднения. Как нам это сделать? На этот вопрос нам поможет ответить притча. (чтение притчи)
Притча
Жил был человек. В течении всей своей жизни он пытался выяснить чем АД отличается от РАЯ. Он размышлял день и ночь. И вот однажды ему приснился сон, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то все изможденные, голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Зачерпывают из котла еду, а до рта не доносят. Вдруг прибегает черт и тащит человека и кричит "Быстрее прыгай в поезд, а то в Рай опоздаешь!"
Приехал человек в Рай, и что же он видит? Та же картина. Котлы с едой, люди с длиннющими ручками у ложек. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек, а люди друг друга кормят этими ложками.
Поэтому, чтобы у нас не получилось как в Аду старой притчи, при работе соблюдать следующие правила:
-
обязательно участвовать в работе всем педагогам;
-
четко и ясно выражать свои мысли;
-
не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а обсуждать;
-
проявлять внимание друг другу, делиться знаниями и умениями.
Доказано, что исследовательская деятельность педагога развивается на основе становления исследовательской позиции, предполагающей совокупность:
-
когнитивных (со-знание),
-
эмоциональных (со-переживание),
-
поведенческих (со-действие) отношений к миру.
Сфера со-знания (когнитивная) начинается с приобретения, осмысления информации личностного и профессионального характера. Актуализируется интерес педагога к себе как к педагогу-исследователю, постигается смысл своей профессиональной исследовательской деятельности. Уровень самопознания повышается благодаря накоплению информации о методах исследования, о способах осуществления проектно-исследовательской деятельности, информации о себе и других членах группы, благодаря наблюдению, сопоставлению и противопоставлению различных позиций, мнений, способов восприятия и поведения.
Задание 1
Предлагаю поиграть в игру "Продолжи предложение"
(педагогам раздаются карточки, начинает тот, у кого в руках мяч, затем передают мяч следующему)
Примеры начала предложения:
-
Работа для меня - это...
-
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности ...
-
Мне радостно, когда ....
-
Я чувствую себя уверенно, когда....
-
Человек считается успешным, если...
-
Я ценю в педагогах ...
-
Самая большая радость для меня - это...
-
Я стремлюсь...
-
Я люблю, когда...
-
Мне интересно....
-
Я получаю удовлетворение от работы, когда...
-
Самое большое достижение в моей работе - это...
Вывод: Игра показала, что Вы все стремитесь к достижению "вершин" в профессиональной деятельности, Вы заинтересованные и целеустремленные педагоги.
Со-переживание рассматривается в исследовании как форма осмысления и преобразования внутреннего мира педагога. Активность педагога направлена на самопроявление и самовыражение в профессиональной исследовательской деятельности. Самореализация в исследовательской деятельности осуществляется посредством собственных усилий, со-творчества, со-деятельности с другими людьми, профессиональным социумом и миром в целом.
Сфера со-действия предполагает освоение и творческое применение педагогами исследовательских методов.
Педагогам предлагается разделиться на три подгруппы ( учителя-логопеды - 1 подгруппа; воспитателям предлагается достать из-под стула кружки разного цвета: синие и красные, т.о. определяются команды)
Задание 2
Педагогам предлагаются темы самообразования. Необходимо сформулировать цель и задачи работы. Сформулировать противоречие.
Примеры тем:
-
Патриотическое воспитание дошкольников с ОНР средствами изобразительного искусства.
-
Активизации умственной деятельности детей с ЗПР в процессе ознакомления с природой.
-
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с ОНР в процессе общение со взрослыми и сверстниками.
(Один представитель от группы зачитывает разработанный вариант и аргументирует его)
Задание 3
Педагогам предлагаются паспорта проектов для анализа и корректировки.
-
"Лес точно терем расписной" (познавательный)
-
"Лес точно терем расписной" (творческий)
-
"Слова-друзья" (логопедический, практико-ориентированный)
(Один представитель от группы дает краткий анализ паспорта проекта и вносит изменения, предложенные педагогами, аргументирует внесенные коррективы)
Задание 4
Педагогам предлагаются хорошо известные настольно-печатные игры:
-
Зоолото.
-
Кто где живет?
-
Кому что нужно для работы?
Задание: придумать новый вариант использования игры, сформулировать цель и правила.
Заключительная часть
Притча "Эхо"
Папа с сыном пошли однажды в горы. Сын ударившись о камень, непроизвольно крикнул: "А-а-а-а-а!"
И с удивлением услышал "А-а-а-а-а!"
Мальчик спросил:"Кто ты?"
А ему в ответ: "Кто ты?"
Разозлившись от такого ответа, мальчик крикнул: "Трус!"
А ему в ответ: "Трус!"
Мальчик спрашивает у отца: "Что происходит?"
Отец улыбнулся и говорит: "Слушай внимательно! -крикнул горам: "Я тебя уважаю!"
А в ответ: "Я тебя уважаю!"
Отец: "Ты талантлив"
А в ответ: "Ты талантлив"
Мальчик удивился, а отец ему объяснил: "Это явление называется "эхо", но и в жизни так же - жизнь тебе всегда отдает то, что ты говоришь и делаешь.
Поэтому, хотим Вам пожелать профессиональных успехов, творческих и научных открытий.
Исследовательская деятельность — это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного работника дошкольного учреждения, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности.
Исследовательская компетенция (функция) должна быть не только сформированной и использоваться в педагогической практике, но её необходимо постоянно совершенствовать.
Рефлексия "Яблоня"
Предлагается педагогам на зеленом яблоке написать то, что осталось не понятным, на красном то, чес семинар был полезен.
Список литературы
1. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М., 2001.170с.
2. Подьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодейсвие, конфликт. М., 2007.266с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
4. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа/ Дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2011. –202 с.
5. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тянгаева Елена Владимировна
→ Публикатор 27.09.2022 0 1203 69 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы