Занятие - развлечение "Зимние фантазии" для детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи:
Формировать способности воспринимать жанровое своеобразие искусства, умение определять характер художественного произведения.
Развивать умения выделять средства выразительности – передачу настроения посредством цветовой гаммы, композиции, выразительных образов.
Закрепить знания о холодных цветах, умения смешивать краски определенной гаммы.
Поощрять высказывания детьми собственных впечатлений, ассоциации, используя литературные произведения.
Способствовать творческому самовыражению детей в музыке, побуждая их выразительно выполнять подражательные движения и статические позы в танцевальных композициях.
Активизировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, жанровая живопись, настроение картины, краски зимы, холодная гамма, образ.
Предварительная работа: заучивание стихов и песен о зиме, загадывание загадок, беседы о явлениях природы зимой, о зимних праздниках, рисование зимних пейзажей природы и города.
Материалы:
И.И.Шишкин «Зима»,
И.Э.Грабарь «Роскошный иней»,
В.И.Суриков «Взятие снежного городка»,
Снежинки на руки, письмо, силуэт дворца, силуэты окошек, гуашь, палитры, рисунки детей, корзина с подарками для детей и гостей.
Ход занятия:
Под музыку в зал входят дети парами и свободно располагаются по залу.
«Здравствуй, музыка!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музыкальный зал, где звучит музыка и творит искусство.
Отгадайте-ка ребятки
Про кого моя загадка?
Кто поляны белит белым
И на окнах пишет мелом?
Заготовила она
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые
Блестки серебристые? (Зима).
Правильно, Зима!
Идет Зима с морозами, (О. Высотская)
С морозами, с метелями,
Сугробы под березами,
Белым-бело под елями.
На вязах за околицей
Узор из белых бус.
А воздух жжет и колется
И пахнет как арбуз.
Песня «Зимушка-Зима»
Воспитатель:
В нашем зале так красиво. Зимушка-Зима украсила его.
Заискрились все снежинки,
Принакрылся снегом лес
Где полным-полно чудес!
Наши снежинки приглашают вас отправиться в зимний волшебный лес.
Дети надевают на руки снежинки. Под шум ветра и вьюги дети за воспитателем обегают зал.
Воспитатель: Мальчики, проводите девочек на стульчики и встаньте за ними.
-Ребята, у кого белые снежинки, повторяйте движения за большими белыми снежинками, у кого голубые - за большими голубыми.
Будьте внимательны!
Музыкально-пластический этюд: «Снежинки».
Воспитатель:
Как красиво кружатся снежинки (собрать снежинки)
- Снежинки у нас необычные, волшебные. Они рассказали мне о разных чудесах природы зимой. Послушайте и угадайте эти чудеса.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лед).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной,
Как рисует он красиво
Белой краскою одной (Мороз).
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Ребята, а Мороз рядом проходил, постучал в окошко, а мы и не слышали, что-то он нам оставил (письмо).
- Обратите внимание, какое оно? (ответы детей: красивое, морозное, расписное, все в кружевах и узорах).
- Как вы думаете, о чем говориться в письме? (ответы детей: поздравления, пожелания, просьба). Действительно, ребята, Мороз написал, что он не успел в своем дворце украсить окошки красивыми узорами, очень много у него дел. – А вы, согласны помочь Морозу? (да).
Но прежде всего надо подумать, какими красками будем рисовать? Ведь у Мороза свои любимые краски. Какие? (ответы детей: белая, голубая, светло-фиолетовая, сиреневая, синяя, серебряная).
Правильно, холодные.
Давайте на палитрах сделаем холодную гамму красок, а ваша фантазия и воображение подскажут, как украсить окна во дворце Мороза. Приглашаю в мастерскую.
Под музыку «У камелька» П.И.Чайковского дети рисуют узоры на окнах, затем приклеивают на дворец Мороз и Зимы.
Воспитатель:
Какие красивые окна у вас получились. Давайте полюбуемся, каким красивым стал дворец.
- Какое из окон вам нравится? Расскажите, какой на нем узор (красивый, снежный, кружевной, со снежинками…)
Вот цветы на тонких ножках
На заснеженных окошках.
Перепутав зиму с летом
Расцветают белым, синим цветом.
Увидит Мороз красивые узоры на окнах, будет доволен, на каждом из них наши волшебные снежинки.
Ну а сейчас, детвора,
Ждет нас с вами веселая зимняя игра:
Народная игра «Зимушка»
Зимушка, зимушка, Дети встают в круг и берутся за руки.
Зимушка-зима Простым шагом идут по кругу.
Дарит нам снежные
Чюдо-терема.
Ну а Дедушка Мороз Дети переходят на дробный шаг.
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие, Останавливаются и хлопают в ладоши.
Снега сыпучие, Поднимают руки вверх и «сыпят» пальцами.
Ветра завьюжные, Вращают кулачками перед грудью.
Метели дружные. Водят мягкими движениями ладоней.
Мы мороза не боимся, Грозят пальцем.
Как снежинки, покружимся. Кружатся, разведя руки в стороны.
Воспитатель:
Хорошо ребята веселились.
Как снежинки покружились.
А наши снежинки хотят услышать от вас, какая бывает Зима? (ответы детей: холодной, снежной, волшебной, красивой…).
Молодцы! Зима бывает снежной, морозной, суровой, вьюжной и веселой.
- Ребята, а вы хотите посмотреть, какую Зиму нарисовали художники.
Я вас приглашаю в наш зимний музей-кинозал.
Дети проходят в кинозал, садятся на стульчики.
Воспитатель:
Посмотрите на эти картины.
Вы их узнаете?
Давайте рассмотрим 1 картину.
- Кто ее написал. Как назвал эту картину художник? (Иван Иванович Шишкин «Зима»).
- Какого жанра эта картина? (ответы: пейзаж, зимний пейзаж).
- Расскажите, как художник Шишкин изобразил Зиму, чем она красива? (ответы: зимний лес, большие сугробы, большие деревья…).
- Чем необычны деревья? (шапки на пеньках, снежные платья…)
- Какие краски он использовал? (ответы: белая, серая, коричневая).
- Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину? Почему? (ответы: спокойное, тихое, задумчивое…).
- Как вы думаете, в этом лесу шумно или тихо? (ответы: тихо, так как лес как будто уснул волшебным сном).
Стихотворение какого поэта подходит к этой картине? ( Николай Трофимов «Зима»).
Стихотворение.
- А теперь посмотрим, как изобразил Зиму художник Игорь Эммануилович Грабарь в картине «Роскошный иней».
- Чем красива Зима на этой картине? (ответы: на деревьях иней, много березок в снегу…).
- С чем можно сравнить эти березки? (ответы: пух, перья, пушинки одуванчика, вата, хрусталики, блестки…)
- Какие здесь краски? (ответы: белая, голубая, синяя, сиреневая…).
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал эти березы? (ответы: веселое, радостное). Почему? (много света).
- А теперь, давайте закроем глаза и представим, что вы оказались рядом с этими березами. Вдохните и послушайте музыку (музыка).
- Ребята, а вы не замерзли, давайте вернемся в наш музей-кинозал, откройте глаза.
- Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали? (ответы: мороз, тихо, скрипит снег, свежо, искрится иней…).
Какое стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина подходит к этой картине? («Белая береза»).
Стихотворение.
- Ну, и следующая картина.
Как она называется? (ответы: «Взятие снежного городка», художник Василий Иванович Суриков).
- Правильно, эту картину написал художник Василий Иванович Суриков.
- Какого жанра эта картина? (жанровая живопись).
- Почему художник нарисовал много людей? Что они делают? (ответы: играют в игру, на празднике, всадник ломает снежные крепости, городок, люди защищают, веточками хлопают, кидают снежки…).
- Какие зимние праздники вы знаете? А какими зимними забавами вы занимаетесь на улице? (ответы: Новый год, Рождество, святки), (катание на санках, лыжах, ледянках, коньках, игра в снежки, лепим снеговика…)
- Какое настроение у вас от этой картины? Ведь здесь не так много ярких красок? Почему? (ответы: радостное, веселое, так как люди веселые, они улыбаются, там шумно).
Какое стихотворение поэта Баязита Бикбая подходит к этой картине? Кто хочет рассказать? ( Баязит Бикбай «Горка»)
Стихотворение.
- Что общего в этих картинах? (ответы: зима, зимние пейзажи, природа, зимние праздники).
- Какая из картин вам больше всего понравилась? Почему? (ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы! Друзья, вот мы и увидели, как художники нарисовали Зиму разную: тихую и снежную, волшебную, веселую. Художники не только изображают зимние пейзажи, но и передают свое восхищение красотой природы, свои эмоции: грусть, волнение, восторг. Да и поэты восхищались ею в стихотворениях.
Но и вы, друзья, юные художники, увидели красоту Зимы, нарисовали ее.
Давайте покажем ваши картины в танце.
Танцевальная композиция с рисунками «Зима».
Воспитатель:
Сегодня вы, ребята, рассказали, что художники не только изображают зимние пейзажи, но и передают свое восхищение красотой природы, свои эмоции: грусть, волнение, восторг. Да и поэты восхищались ею в стихотворениях. Вы молодцы, нашли красивые слова к каждому произведению искусства.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна
→ PZoy@ 06.11.2011 1 5126 584 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.