Занятие - развлечение "Зимние фантазии" для детей старшего дошкольного возраста


Программные задачи:

  1. Формировать способности воспринимать жанровое своеобразие искусства, умение определять характер художественного произведения.

  2. Развивать умения выделять средства выразительности – передачу настроения посредством цветовой гаммы, композиции, выразительных образов.

  3. Закрепить знания о холодных цветах, умения смешивать краски определенной гаммы.

  4. Поощрять высказывания детьми собственных впечатлений, ассоциации, используя литературные произведения.

  5. Способствовать творческому самовыражению детей в музыке, побуждая их выразительно выполнять подражательные движения и статические позы в танцевальных композициях.

Активизировать использование слов и словосочетаний: зимний пейзаж, жанровая живопись, настроение картины, краски зимы, холодная гамма, образ.


Предварительная работа: заучивание стихов и песен о зиме, загадывание загадок, беседы о явлениях природы зимой, о зимних праздниках, рисование зимних пейзажей природы и города.


Материалы:

  1. И.И.Шишкин «Зима»,

  2. И.Э.Грабарь «Роскошный иней»,

  3. В.И.Суриков «Взятие снежного городка»,

Снежинки на руки, письмо, силуэт дворца, силуэты окошек, гуашь, палитры, рисунки детей, корзина с подарками для детей и гостей.


Ход занятия:

Под музыку в зал входят дети парами и свободно располагаются по залу.

«Здравствуй, музыка!»

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музыкальный зал, где звучит музыка и творит искусство.

Отгадайте-ка ребятки

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на окнах пишет мелом?

Заготовила она

Краски все для всех сама.

Полю – лучшие белила.

Зорям – алые чернила.

Всем деревьям – чистые

Блестки серебристые? (Зима).

Правильно, Зима!

Идет Зима с морозами, (О. Высотская)

С морозами, с метелями,

Сугробы под березами,

Белым-бело под елями.

На вязах за околицей

Узор из белых бус.

А воздух жжет и колется

И пахнет как арбуз.


Песня «Зимушка-Зима»

Воспитатель:

В нашем зале так красиво. Зимушка-Зима украсила его.

Заискрились все снежинки,

Принакрылся снегом лес

Где полным-полно чудес!

Наши снежинки приглашают вас отправиться в зимний волшебный лес.

Дети надевают на руки снежинки. Под шум ветра и вьюги дети за воспитателем обегают зал.

Воспитатель: Мальчики, проводите девочек на стульчики и встаньте за ними.

-Ребята, у кого белые снежинки, повторяйте движения за большими белыми снежинками, у кого голубые - за большими голубыми.

Будьте внимательны!


Музыкально-пластический этюд: «Снежинки».

Воспитатель:

Как красиво кружатся снежинки (собрать снежинки)

- Снежинки у нас необычные, волшебные. Они рассказали мне о разных чудесах природы зимой. Послушайте и угадайте эти чудеса.


Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно (лед).


Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет (иней).


Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это клен, а это ива,

Вот и пальма предо мной,

Как рисует он красиво

Белой краскою одной (Мороз).


Воспитатель:

Какие вы молодцы! Ребята, а Мороз рядом проходил, постучал в окошко, а мы и не слышали, что-то он нам оставил (письмо).

- Обратите внимание, какое оно? (ответы детей: красивое, морозное, расписное, все в кружевах и узорах).

- Как вы думаете, о чем говориться в письме? (ответы детей: поздравления, пожелания, просьба). Действительно, ребята, Мороз написал, что он не успел в своем дворце украсить окошки красивыми узорами, очень много у него дел. – А вы, согласны помочь Морозу? (да).

Но прежде всего надо подумать, какими красками будем рисовать? Ведь у Мороза свои любимые краски. Какие? (ответы детей: белая, голубая, светло-фиолетовая, сиреневая, синяя, серебряная).

Правильно, холодные.

Давайте на палитрах сделаем холодную гамму красок, а ваша фантазия и воображение подскажут, как украсить окна во дворце Мороза. Приглашаю в мастерскую.

Под музыку «У камелька» П.И.Чайковского дети рисуют узоры на окнах, затем приклеивают на дворец Мороз и Зимы.

Воспитатель:

Какие красивые окна у вас получились. Давайте полюбуемся, каким красивым стал дворец.

- Какое из окон вам нравится? Расскажите, какой на нем узор (красивый, снежный, кружевной, со снежинками…)

Вот цветы на тонких ножках

На заснеженных окошках.

Перепутав зиму с летом

Расцветают белым, синим цветом.

Увидит Мороз красивые узоры на окнах, будет доволен, на каждом из них наши волшебные снежинки.


Ну а сейчас, детвора,

Ждет нас с вами веселая зимняя игра:

Народная игра «Зимушка»

Зимушка, зимушка, Дети встают в круг и берутся за руки.

Зимушка-зима Простым шагом идут по кругу.

Дарит нам снежные

Чюдо-терема.

Ну а Дедушка Мороз Дети переходят на дробный шаг.

Прикатил подарков воз:

Морозы трескучие, Останавливаются и хлопают в ладоши.

Снега сыпучие, Поднимают руки вверх и «сыпят» пальцами.

Ветра завьюжные, Вращают кулачками перед грудью.

Метели дружные. Водят мягкими движениями ладоней.

Мы мороза не боимся, Грозят пальцем.

Как снежинки, покружимся. Кружатся, разведя руки в стороны.


Воспитатель:

Хорошо ребята веселились.

Как снежинки покружились.

А наши снежинки хотят услышать от вас, какая бывает Зима? (ответы детей: холодной, снежной, волшебной, красивой…).

Молодцы! Зима бывает снежной, морозной, суровой, вьюжной и веселой.

- Ребята, а вы хотите посмотреть, какую Зиму нарисовали художники.

Я вас приглашаю в наш зимний музей-кинозал.

Дети проходят в кинозал, садятся на стульчики.

Воспитатель:

Посмотрите на эти картины.


Вы их узнаете?

Давайте рассмотрим 1 картину.

- Кто ее написал. Как назвал эту картину художник? (Иван Иванович Шишкин «Зима»).

- Какого жанра эта картина? (ответы: пейзаж, зимний пейзаж).

- Расскажите, как художник Шишкин изобразил Зиму, чем она красива? (ответы: зимний лес, большие сугробы, большие деревья…).

- Чем необычны деревья? (шапки на пеньках, снежные платья…)

- Какие краски он использовал? (ответы: белая, серая, коричневая).

- Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину? Почему? (ответы: спокойное, тихое, задумчивое…).

- Как вы думаете, в этом лесу шумно или тихо? (ответы: тихо, так как лес как будто уснул волшебным сном).

Стихотворение какого поэта подходит к этой картине? ( Николай Трофимов «Зима»).

Стихотворение.

- А теперь посмотрим, как изобразил Зиму художник Игорь Эммануилович Грабарь в картине «Роскошный иней».

- Чем красива Зима на этой картине? (ответы: на деревьях иней, много березок в снегу…).

- С чем можно сравнить эти березки? (ответы: пух, перья, пушинки одуванчика, вата, хрусталики, блестки…)

- Какие здесь краски? (ответы: белая, голубая, синяя, сиреневая…).

- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал эти березы? (ответы: веселое, радостное). Почему? (много света).

- А теперь, давайте закроем глаза и представим, что вы оказались рядом с этими березами. Вдохните и послушайте музыку (музыка).

- Ребята, а вы не замерзли, давайте вернемся в наш музей-кинозал, откройте глаза.

- Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали? (ответы: мороз, тихо, скрипит снег, свежо, искрится иней…).

Какое стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина подходит к этой картине? («Белая береза»).

Стихотворение.

- Ну, и следующая картина.

Как она называется? (ответы: «Взятие снежного городка», художник Василий Иванович Суриков).

- Правильно, эту картину написал художник Василий Иванович Суриков.

- Какого жанра эта картина? (жанровая живопись).

- Почему художник нарисовал много людей? Что они делают? (ответы: играют в игру, на празднике, всадник ломает снежные крепости, городок, люди защищают, веточками хлопают, кидают снежки…).

- Какие зимние праздники вы знаете? А какими зимними забавами вы занимаетесь на улице? (ответы: Новый год, Рождество, святки), (катание на санках, лыжах, ледянках, коньках, игра в снежки, лепим снеговика…)

- Какое настроение у вас от этой картины? Ведь здесь не так много ярких красок? Почему? (ответы: радостное, веселое, так как люди веселые, они улыбаются, там шумно).

Какое стихотворение поэта Баязита Бикбая подходит к этой картине? Кто хочет рассказать? ( Баязит Бикбай «Горка»)

Стихотворение.

- Что общего в этих картинах? (ответы: зима, зимние пейзажи, природа, зимние праздники).

- Какая из картин вам больше всего понравилась? Почему? (ответы детей).

Воспитатель:

Молодцы! Друзья, вот мы и увидели, как художники нарисовали Зиму разную: тихую и снежную, волшебную, веселую. Художники не только изображают зимние пейзажи, но и передают свое восхищение красотой природы, свои эмоции: грусть, волнение, восторг. Да и поэты восхищались ею в стихотворениях.

Но и вы, друзья, юные художники, увидели красоту Зимы, нарисовали ее.

Давайте покажем ваши картины в танце.

Танцевальная композиция с рисунками «Зима».

Воспитатель:

Сегодня вы, ребята, рассказали, что художники не только изображают зимние пейзажи, но и передают свое восхищение красотой природы, свои эмоции: грусть, волнение, восторг. Да и поэты восхищались ею в стихотворениях. Вы молодцы, нашли красивые слова к каждому произведению искусства.























Полный текст материала Занятие - развлечение "Зимние фантазии" для детей старшего дошкольного возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна  PZoy@
06.11.2011 1 5042 584

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК