Интегрированное занятие по изобразительной деятельности "Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь!" для детей старшего возраста.
Паламарчук Зоя Александровна
МДОУ ЦРР детский сад № 29 «Сказка» г. Ковдор, Мурманская область.
Воспитатель ИЗО.
Интегрированное занятие по изобразительной деятельности «Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Приобщать детей к искусству, учить детей понимать основную идею художественного произведения И.И.Машкова «Снедь московская. Хлебы», активизировать речь детей, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к хлебу.
Программные задачи:
Приобщать детей к искусству.
Учить детей понимать основную идею картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».
Продолжать учить детей понимать средства выразительности, используемые художником.
Закрепить знания о жанре живописи — натюрморте.
Активизировать речь детей.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к хлебу и труду людей.
Вызвать радостное настроение, эмоционально-положительное состояние.
Материал: Колобок музыкальная игрушка, карточки, экран, дидактические игры: «Палитра художника», «Ароматные мешочки»; влажные салфетки, клеенки, фартуки, тесто.
Предварительная
работа:
Знакомство с жанрами живописи,
рассматривание репродукций картин.
Ознакомление детей с тем, как выращивают
хлеб, о работе пахарей, хлеборобов,
пекарей, о роли хлеба в жизни человека,
разучивание стихов о хлебе, хоровода.
Словарная
работа:
ароматный, душистый, хрустящий,
поджаристый; плетенка, калач, каравай,
крендель, ромовая баба;
хлебороб,
землепашец, комбайнер; светло-коричневый,
охристый, золотистый, бежевый, кофейный,
песочный, горчичный, кирпичный, каштановый.
Лепка хлебных изделий.
Ход
занятия:
Воспитатель встречает детей,
все здороваются.
-
Есть одна игра для вас -
Загадку
говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Сдобный,
пышный, круглощекий,
У него румяный
бок.
Убегает по дорожке
И
зовется…КОЛОБОК!
(отвечают дети)
Колобок здоровается,
поет песенку.
Воспитатель:
—
Ребята, а
почему все герои в сказке хотели съесть
колобка? (ответы детей).
—
Правильно,
бабушка сделала колобка из муки, как
делают хлеб. Хлеб вкусный, аппетитный,
есть его хочется всегда, он полезен для
здоровья, в нем полезные витамины для
нашего организма. На столе он самый
главный, вот и говорят:
«Сколько не
думай, а лучше хлеба не придумаешь!»
—
Ну, а все
же, как приходит этот хлеб к нам всем на
стол? давайте Колобку покажем, как хлеб
появляется.
Дети выставляют ряд
карточек, объясняют, как хлеб сеют,
собирают, перерабатывают, выпекают.
Музыкальный руководитель:
—
Молодцы!
Сколько много труда вложено, чтобы
появился хлеб! Сколько людей трудилось.
Издавна, когда собирали весь урожай,
пекли каравай из новой муки, хвалили
тружеников, водили хороводы, пели песни.
Давайте тоже споем и потанцуем!
Игра-хоровод:
«Каравай»
Мы
на общем поле нашем дети
идут друг за другом,
Вешним утром
дружно пашем имитируют движения
трактора
Сеем хлеб под птичий край,
сеют.
Чтобы вырос каравай!
Вот такой
ширины!
Руки в стороны
Вот такой вышины!
Руки
вверх
Солнце, шли свой луч волшебный
Руки вверх
На
растущий стебель хлебный.
Наше поле
согревай!
Нужен людям каравай!
…………………………
Много
дела с урожаем: круговые
движения руками
Жнем, молотим,
повеваем, перед собой,
вращают
И летит из края в край руками,
как мельница.
Весть, что будет каравай.
……………………………….
Мы
зерно в амбары сложим движения,
будто считают на
И работу подытожим,
счетах.
Посчитаем урожай
Знаем!
Будет каравай!
………………………………..
Из
пекарни мчат машины руки
как будто держат руль
Чьи сегодня
именины?
машины.
Стол скорее накрывай
руки разводят в стороны.
Испекли мы каравай!
……………………………….
Видно
солнцу с небосвода -
хоровод.
Дети водят хороводы,
В хоровод и
ты вставай,
Будем славить каравай.
………………………………..
Но,
танцуя и ликуя,
дети говорят хором.
Помни истину
такую,
Никогда не забывай:
Береги
наш каравай!
Воспитатель:
-
Ребята,
Колобок зовет к себе. Сядем рядком,
поговорим ладком (дети садятся на
стульчики около экрана). Колобок мне
говорит, что видел картину, на которой
много хлеба. Давайте мы
тоже на нее
посмотрим (включить на экран репродукцию).
—
Вы узнаете
эту картину? Кто нарисовал ее? Как назвал
картину художник Машков? (Илья Иванович
Машков, «Снедь московская. Хлебы»)
—
Определите
жанр этой картины: что это: портрет,
пейзаж или натюрморт? Почему? (натюрморт,
так как в натюрморте можно увидеть на
столе фрукты и овощи, посуду, разные
предметы, цветы, а здесь мы видим на
столе много хлеба)
—
Как задумал
художник Машков нарисовать столько
хлеба? (Утром пошел в булочную, увидел
много разного хлеба, купил его и принес
домой, чтобы нарисовать).
—
Давайте
назовем хлебные изделия, которые
нарисовал художник (ответы детей:
каравай, буханки белые и черные, плетенки,
бублики, ромовая баба, слойки, плюшки,
пирожки, пирожные, печенье, сухари,
крендель).
Колобок радуется, что
столько много разных хлебных изделий
можно испечь из теста, и он предлагает
поиграть в игру.
Игра
«Палитра
художника»
—
Давайте
покажем Колобку, какие краски взял
художник, для того чтобы нарисовать
хлеб.
Дети раскладывают на палитрах
цветные кружочки, называют цвета и
оттенки.
—
Какие это
цвета, холодные или теплые? (теплые)
—
Правильно!
Художник взял теплые краски, чтобы
показать, что хлеб только что из печи,
свежий, хрустящий.
—
Ребята,
как вы думаете, глядя на картину, какой
запах вам вспоминается? Я думаю, этот
аромат мы сейчас отгадаем. Колобок нам
принес «Ароматные мешочки», понюхайте,
и определите, чем они пахнут.
Игра
«Ароматные
мешочки».
Дети
находят мешочек с запахом хлеба, называют
другие запахи.
—
Молодцы!
Этот запах мы узнаем всегда!
—
У Колобка
новая игра. Часто бывает, что картина
нравится, а рассказать о ней трудно,
трудно подобрать нужные слова.
Давайте
попробуем поиграть в
игру
«Подбери
слово к
картине».
Выберите
подходящее слово к картине и объясните
свой выбор.
Итак,
какая эта картина?
—
Теплая
—
холодная?
(теплая,
видно, что хлеб теплый. Все здесь
поджаристое, коричневое, золотое. Все
вкусное, будто дышит теплом. И краски
художник взял теплые).
—
Просторная
—
тесная?
(Тесная. Здесь изображено много предметов.
Конечно им тесно).
—
Радостная
—
унылая?
(Радостная. Здесь изобилие! И вся эта
снедь красивая, нарядная, будто на
празднике, будто хвастают булки да хлебы
друг перед другом, кто из них лучше).
—
Тревожная
—
беспокойная
—
спокойная?
(Беспокойная. Не тревожная, ведь здесь
нет ничего пугающего. Но и не спокойно,
потому что все булки, хлебы, пирожки,
пирожные будто живые, собрались вместе,
теснятся, кажется, что спорят, кто из
них главный).
—
Легкая
—
тяжелая?
(Тяжелая.
Здесь очень много всего. Хлебы большие,
тяжелые. А вокруг —
пышные
булочки, пирожки. Все вместе выглядит,
как что-то плотное, тяжелое. Как только
стол выдерживает!).
Молодцы! Вы
очень внимательно рассмотрели картину,
рассказали Колобку, как делают хлеб, и
кто трудился над ним. Давайте подведем
итог, ответьте на вопрос:
—
Что нам
хотел рассказать художник Машков своей
картиной?
Ответы детей.
Правильно! Хлеб —
основа
жизни. Он никогда не надоедает. Его чтили
испокон века и говорили: «Хлеб на стол
—
и стол
престол». От такого общения даже есть
хочется. Колобок предлагает вам, Ребята,
испечь хлеб, вкусный, полезный и красивый.
Давайте оденем фартуки, станем пекарями,
сделаем булочки, плетенки, калачи,
плюшки, а гости нам помогут.
Изготовление
булочных изделий.
—
Как мы
дружно поработали, да и хлеб такой
красивый получился! Про такой хлеб
хочется красивые слова сказать.
Чтение
стихотворения С. Погореловского «Хлеб».
Вот
он -
хлебушко
душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он —
теплый,
золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он
пожаловал-пришел.
В нем здоровье
наше, сила,
В нем —
чудесное
тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу
стали зерна
Хлебом —
тем, что
на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем земли
родимой соки,
Солнца свет веселый в
нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай
богатырем!
Слава миру на земле!
Слава
хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб
растил,
Не жалел трудов и сил.
Слава
им, привет от нас
В добрый день,
счастливый час!
Ребята, наш хлеб просится в печь,
его надо
испечь, повара нам в этом помогут, а
Колобок нам покажет дорогу.
Дети прощаются, и вместе с воспитателем несут печь хлеб.
Источники материалов:
Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Детство-Пресс 2006г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна
→ PZoy@ 08.11.2011 0 2533 436 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.