Интегрированное занятие по изобразительной деятельности "Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь!" для детей старшего возраста.


Паламарчук Зоя Александровна

МДОУ ЦРР детский сад № 29 «Сказка» г. Ковдор, Мурманская область.

Воспитатель ИЗО.


Интегрированное занятие по изобразительной деятельности «Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Приобщать детей к искусству, учить детей понимать основную идею художественного произведения И.И.Машкова «Снедь московская. Хлебы», активизировать речь детей, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к хлебу.



Программные задачи:

  • Приобщать детей к искусству.

  • Учить детей понимать основную идею картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

  • Продолжать учить детей понимать средства выразительности, используемые художником.

  • Закрепить знания о жанре живописи натюрморте.

  • Активизировать речь детей.

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к хлебу и труду людей.

  • Вызвать радостное настроение, эмоционально-положительное состояние.

Материал: Колобок музыкальная игрушка, карточки, экран, дидактические игры: «Палитра художника», «Ароматные мешочки»; влажные салфетки, клеенки, фартуки, тесто.


Предварительная работа:
Знакомство с жанрами живописи, рассматривание репродукций картин.
Ознакомление детей с тем, как выращивают хлеб, о работе пахарей, хлеборобов, пекарей, о роли хлеба в жизни человека, разучивание стихов о хлебе, хоровода.


Словарная работа: ароматный, душистый, хрустящий,
поджаристый; плетенка, калач, каравай, крендель, ромовая баба;
хлебороб, землепашец, комбайнер; светло-коричневый, охристый, золотистый, бежевый, кофейный, песочный, горчичный, кирпичный, каштановый.
Лепка хлебных изделий.

Ход занятия:
Воспитатель встречает детей, все здороваются.

- Есть одна игра для вас -
Загадку говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется
КОЛОБОК! (отвечают дети)
Колобок здоровается, поет песенку.
Воспитатель:
Ребята, а почему все герои в сказке хотели съесть колобка? (ответы детей).
Правильно, бабушка сделала колобка из муки, как делают хлеб. Хлеб вкусный, аппетитный, есть его хочется всегда, он полезен для здоровья, в нем полезные витамины для нашего организма. На столе он самый главный, вот и говорят:
«Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь!»
Ну, а все же, как приходит этот хлеб к нам всем на стол? давайте Колобку покажем, как хлеб появляется.
Дети выставляют ряд карточек, объясняют, как хлеб сеют, собирают, перерабатывают, выпекают.
Музыкальный руководитель:
Молодцы! Сколько много труда вложено, чтобы появился хлеб! Сколько людей трудилось. Издавна, когда собирали весь урожай, пекли каравай из новой муки, хвалили тружеников, водили хороводы, пели песни. Давайте тоже споем и потанцуем!


Игра-хоровод: «Каравай»

Мы на общем поле нашем дети идут друг за другом,
Вешним утром дружно пашем имитируют движения трактора
Сеем хлеб под птичий край, сеют.
Чтобы вырос каравай!
Вот такой ширины! Руки в стороны
Вот такой вышины! Руки вверх
Солнце, шли свой луч волшебный Руки вверх
На растущий стебель хлебный.
Наше поле согревай!
Нужен людям каравай!

…………………………
Много дела с урожаем: круговые движения руками
Жнем, молотим, повеваем, перед собой, вращают
И летит из края в край руками, как мельница.
Весть, что будет каравай.

……………………………….
Мы зерно в амбары сложим движения, будто считают на
И работу подытожим, счетах.
Посчитаем урожай
Знаем! Будет каравай!

………………………………..
Из пекарни мчат машины руки как будто держат руль
Чьи сегодня именины? машины.
Стол скорее накрывай руки разводят в стороны.
Испекли мы каравай!

……………………………….
Видно солнцу с небосвода
- хоровод.
Дети водят хороводы,
В хоровод и ты вставай,
Будем славить каравай.

………………………………..
Но, танцуя и ликуя, дети говорят хором.
Помни истину такую,
Никогда не забывай:
Береги наш каравай!


Воспитатель:
- Ребята, Колобок зовет к себе. Сядем рядком, поговорим ладком (дети садятся на стульчики около экрана). Колобок мне говорит, что видел картину, на которой много хлеба. Давайте мы тоже на нее посмотрим (включить на экран репродукцию).
Вы узнаете эту картину? Кто нарисовал ее? Как назвал картину художник Машков? (Илья Иванович Машков, «Снедь московская. Хлебы»)
Определите жанр этой картины: что это: портрет, пейзаж или натюрморт? Почему? (натюрморт, так как в натюрморте можно увидеть на столе фрукты и овощи, посуду, разные предметы, цветы, а здесь мы видим на столе много хлеба)
Как задумал художник Машков нарисовать столько хлеба? (Утром пошел в булочную, увидел много разного хлеба, купил его и принес домой, чтобы нарисовать).
Давайте назовем хлебные изделия, которые нарисовал художник (ответы детей: каравай, буханки белые и черные, плетенки, бублики, ромовая баба, слойки, плюшки, пирожки, пирожные, печенье, сухари, крендель).
Колобок радуется, что столько много разных хлебных изделий можно испечь из теста, и он предлагает поиграть в игру.

Игра «Палитра художника»
Давайте покажем Колобку, какие краски взял художник, для того чтобы нарисовать хлеб.
Дети раскладывают на палитрах цветные кружочки, называют цвета и оттенки.


Какие это цвета, холодные или теплые? (теплые)
Правильно! Художник взял теплые краски, чтобы показать, что хлеб только что из печи, свежий, хрустящий.
Ребята, как вы думаете, глядя на картину, какой запах вам вспоминается? Я думаю, этот аромат мы сейчас отгадаем. Колобок нам принес «Ароматные мешочки», понюхайте, и определите, чем они пахнут.
Игра
«Ароматные мешочки».
Дети находят мешочек с запахом хлеба, называют другие запахи.
Молодцы! Этот запах мы узнаем всегда!
У Колобка новая игра. Часто бывает, что картина нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова.
Давайте попробуем поиграть в

игру «Подбери слово к картине».
Выберите подходящее слово к картине и объясните свой выбор.


Итак, какая эта картина?
Теплая холодная? (теплая, видно, что хлеб теплый. Все здесь поджаристое, коричневое, золотое. Все вкусное, будто дышит теплом. И краски художник взял теплые).
Просторная тесная? (Тесная. Здесь изображено много предметов. Конечно им тесно).
Радостная унылая? (Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастают булки да хлебы друг перед другом, кто из них лучше).
Тревожная беспокойная спокойная? (Беспокойная. Не тревожная, ведь здесь нет ничего пугающего. Но и не спокойно, потому что все булки, хлебы, пирожки, пирожные будто живые, собрались вместе, теснятся, кажется, что спорят, кто из них главный).
Легкая тяжелая? (Тяжелая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжелые. А вокруг пышные булочки, пирожки. Все вместе выглядит, как что-то плотное, тяжелое. Как только стол выдерживает!).
Молодцы! Вы очень внимательно рассмотрели картину, рассказали Колобку, как делают хлеб, и кто трудился над ним. Давайте подведем итог, ответьте на вопрос:
Что нам хотел рассказать художник Машков своей картиной?
Ответы детей.


Правильно! Хлеб
основа жизни. Он никогда не надоедает. Его чтили испокон века и говорили: «Хлеб на стол и стол престол». От такого общения даже есть хочется. Колобок предлагает вам, Ребята, испечь хлеб, вкусный, полезный и красивый. Давайте оденем фартуки, станем пекарями, сделаем булочки, плетенки, калачи, плюшки, а гости нам помогут.
Изготовление булочных изделий.


Как мы дружно поработали, да и хлеб такой красивый получился! Про такой хлеб хочется красивые слова сказать.
Чтение стихотворения С. Погореловского «Хлеб».



Вот он - хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он
теплый, золотистый!
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем
чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом
тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки
-
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!


Ребята, наш хлеб просится в
печь, его надо испечь, повара нам в этом помогут, а Колобок нам покажет дорогу.

Дети прощаются, и вместе с воспитателем несут печь хлеб.

Источники материалов:

  1. Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Детство-Пресс 2006г.


Полный текст материала Интегрированное занятие по изобразительной деятельности "Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь!" для детей старшего возраста. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна  PZoy@
08.11.2011 0 2370 436

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК