Интегрированный подход в образовательном процессе физической культуры и художественного творчества.


«Интегрированный подход в образовательном процессе физической культуры
и художественного творчества»
Сергеенко Е.Е. воспитатель МДОУ детский сад
комбинированного вида №3 «Хрустальный башмачок» г. Тамбов

Сегодня вопрос о развитии личности ребёнка – дошкольника ставится с особой остротой не только учёными - педагогами, но также родителями. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности. Поэтому активно ведётся поиск такой модели образования, которая содержит: с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки и, с другой – установку на восприятие дошкольниками окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений.
В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детском саду ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе программного материала для усвоения ребенком. Это негативно сказывается и на состоянии здоровья дошкольника, и на качестве воспитательно-образовательного процесса. В результате дети имеют отрывочные представления, а полученная информация не становится знанием, так как не актуализируется ребенком в дальнейших видах деятельности. Именно поэтому, наш педагогический коллектив пришел к выводу, что для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие осуществлять не только взаимосвязь одного из разделов реализуемой комплексной программы «Детство» с другим в сочетании разнообразных видов деятельности, но, прежде всего, осуществлять взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, осуществлять интегрированный подход в обучении дошкольников.
На основе Федеральных Государственных Требований в нашем дошкольном учреждении идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
Интегрированная технология, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы.
Стоит выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Первоначально, в нашем дошкольном учреждении, все лексические темы проработались педагогами, специалистами, которые включены в совместную с детьми деятельность. Цели и задачи реализации данной лексической темы построены на реализации комплексной программы «Детство» и конечно каждый специалист разрабатывает данную тему по своему виду деятельности. Но, вместе с тем, каждый из нас берёт в любом случае элементы других образовательных областей. Тем самым не нарушается целостность образовательного процесса в ДОУ. Раньше интегрировались области образования одного или близких друг другу направлений, например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), то теперь этот процесс охватывает всё более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей – познание окружающего мира и художественную литературу, математику и физкультуру… Одно из таких разделов физическое развитие и художественная деятельность.
Приведу пример. Так, я в своей образовательной области – художественное творчество, по реализации лексической темы «Весна» с детьми 6 – 7 лет для создания целостной картины мира в его материальном и духовном единстве максимально синтезирую многие виды искусства: литературу, поэзию, живопись, музыку, а также провожу и народные подвижные игры «Ручеёк», «Гори, гори, ясно», Это могут быть также игры средней подвижности, такие как "Карусель", "Грушка", эстафеты, хороводы типа "Ворон-воронок", физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. А инструктор по физическому развитию интегрируясь с художественным творчеством проводит эстафету «Добеги до холодного, тёплого цвета», дидактическую игру «Собери весенний пейзаж» (разрезные картинки), «Знай цвета радуги!»
В нашем дошкольном учреждении изостудия и спортивный зал находятся рядом. Расписание видов деятельности детей составлено так, что одна группа делится на подгруппы и дошкольники посещают изобразительную деятельность и физическую культуру. Это очень удобно для проведения интеграции. Чтобы не нарушать целостный процесс образования, единая лексическая тема присутствует в обеих областях деятельности.
Тематическая интеграция образовательных областей физической культуры и художественного творчества начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с ребёнком строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у ребёнка в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Например, персонаж-игрушка медведь «приходит» в гости к детям на художественную деятельность, остаётся и на физическое развитие. С медведем дети играют, двигаются как медведи, слушают стихи, проводят тематическую пальчиковую гимнастику и рисуют для него грибы. Для подвижных игр с медведем дети переходят в физкультурный зал, где тот же персонаж гуляет с дошколятами в лесу, играет, учит ползать, прыгать и преодолевать препятствия.
В дальнейшем наша интегративная деятельность продолжается на всех ступенях дошкольного возраста. Тематическая интеграция разработана нами через различные формы, методы и средства работы с дошкольниками с учётом их возрастных особенностей.
Пример проведённой нами интеграции образовательных областей физической культуры и художественного творчества на тему «Морское путешествие». Сначала дети, опираясь на репродукции картин, вспоминают всё, что они знают о море: кто такие маринисты, подбирают слова – определения, которые могут охарактеризовать море на репродукциях, рассматривают цвет моря и создают цвет морской волны, знакомятся с морскими обитателями. Затем проводится подвижная игра «Море волнуется раз». После рисования морского путешествия материалами на выбор, инструктор по физическому развитию «подхватывает» тему и проводит игру, дыхательные упражнения, упражнения танцевально – ритмической гимнастики, эстафету. Заканчивается путешествие построением на палубе корабля и подведением итогов. На протяжении всей интегративной деятельности активизируется словарный запас детей: маринист, батискаф, цвет морской волны, аквалангист, моряк, матрос, капитан, боцман.
Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. При таком подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно освоен детьми в процессе деятельности.
Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Нарушения речевого развития у детей влечёт за собой отклонения не только речевые, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Развитие крупной и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.
Особая роль в развитии мелкой моторики отводится изобразительной деятельности. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. На занятиях физического развития также используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. А некоторые игры используются в изобразительной деятельности и в физической культуре (Например, игра «разноцветные прищепки», «волшебные мешочки» и т.д.).
Во время художественной деятельности, в паузах, провожу физкультминутки. Их цель - поддержание творческой работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их провожу в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутки сопровождаются стихотворной речью и подобраны по тематике художественной деятельности.
Несмотря на закономерные различия поставленных задач физического развития дошкольников и задач художественной деятельности детей основная цель нашей совместной деятельности состоит в том, чтобы подготовить модель выпускника, открыть в ребёнке его неповторимость, подготовить к школьному обучению.
Таким образом, разработанный нами блок тематической интеграции помогает развивать у детей, как физические качества, так и воспитание у них элементов художественно – эстетического вкуса. У дошкольников создаётся целостная картина мира в его духовном, художественно - эстетическом единстве.
Для закрепления познавательного материала по завершению изучения темы проводятся мероприятия с использованием различным форм и средств, способствующие систематизировать знания детей из разных областей и сформировать целостное новообразование.
Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов. Тем самым мы получаем сопроводительную службу (педагогическую, социальную, коррекционную).
Полный текст материала Интегрированный подход в образовательном процессе физической культуры и художественного творчества. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сергеенко Елена Евгеньевна  Мурзавейка
10.11.2011 10980 555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК