Статья "Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по формированию творческой личности в изобразительной деятельности"



Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по формированию творческой личности в изобразительной деятельности.



Алексеева Фагиля Насимьяновна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка»

Старший воспитатель детского сада


Каждый педагог желает счастья питомцам, но именно поэтому, в соответствии с мыслью К.Ушинского, он должен «подготовлять их к труду жизни» и своей деятельностью способствовать формированию и развитию ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей нужны для жизни в обществе.

Один из путей реализации принципов Закона РФ «Об образовании» – эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству, творческой деятельности в области искусства, о великой нравственной силе которого образно сказал В.Гаршин: «Часто один художественный образ вкладывает в наши души более, чем добыто многими годами жизни, мы сознаем, что лучшая и драгоценная часть нашего «Я» принадлежит ни нам, а тому духовному молоку, к которому приобщает нас мощная рука искусства».


Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор, как я начала заниматься изобразительной деятельностью в детском саду с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп. Я чувствовала, что необходима какая – то другая система занятий по художественному творчеству. Размышляла над вопросами: как развивать художественные способности детей? как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом?

Работая по традиционным программам, я пришла к выводу, что они не в полной мере развивают воображение, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а в большей степени вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам «Радуга», /Т.Н.Доронова, Г.И.Гризик/, «Студия изобразительного творчества» /С.Н.Куштынова/ Ситуация изменилась, когда я ближе познакомилась с программой «Альбом с кляксами. Основы языка»./Т.В.Калинина/. Изучив опыт педагогов - новаторов я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по художественному творчеству:

  1. Освоение творческого процесса.

  2. Развитие важнейшего для художественного творчества умения видеть мир глазами творца-художника;

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится – немного техники и пятна на листе бумаги превращаются в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Перед тем как приступить к решению задач, стоящих перед детьми старшего возраста по программе изостудии я провела в начале учебного года два контрольных занятия по рисованию для выявления уровня развития детей. Работы оценивала не так, как раньше

( знания, умения, навыки), а по следующим критериям:

1. Способность рисовать по замыслу.

2. Умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче:

а) выбор изобразительного материала

б) умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков

в) использование декоративных элементов в рисунке

  1. Отсутствие изобразительных штампов (присутствие выразительности рисунка)


Анализ реальной ситуации показал, что уровень умений и навыков у детей разный. Почти все дети имели замысел и сумели воплотить его на бумаге; 30% детей затруднялись сделать самостоятельный выбор из многообразия предложенных изобразительных материалов: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель. Никто из детей не применял прием смешивания красок на палитре для получения новых оттенков; у 60% детей прослеживались привычные штампы (рисование солнца в виде круга с лучиками, домик - квадрат и т.п.), созданные изображения были невыразительны, у 50 % детей лишены декоративных элементов.

Поэтому стало очевидным, что очень трудно в данный момент решать задачу старшего возраста, необходимо вернуться к задачам средней группы с применением новых технологий. За круглым столом вместе с воспитателями старшей группы мы наметили формы работы на первой квартал учебного года в трех направлениях: работа с детьми, воспитателями и родителями.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь концепции педагогического сотрудничества, в которой главным приоритетом выступает развитие ребенка.

Целью обучения является развитие личности: в том числе духовной, эмоциональной, нравственной, развитие художественно-творческих способностей детей. Цель моей программы конкретизируется в следующих задачах

  • Формирование и развитие художественно-творческих способностей.

  • Умение манипулировать материалами и приемами, открывать возможность общаться средствами искусства.

  • Формирование активного эстетического отношения к природе, человеку, к искусству, к народным художественным традициям.

В моей педагогической практике сложилась своя система работы по развитию творческих способностей детей.

Процесс изучения в изостудии направлен на постепенное освоение ступенек творческого процесса, не только в сфере освоения языка изобразительного искусства, а и в сфере опыта творческой деятельности.

Занятия в изостудии интересны для детей и полезны. Интересны они потому, что происходят в необычной обстановке, в условиях, специально для этих занятий созданных, особенно оформленных и обставленных, отвечающим современным требованиям: нейтральный цвет стен, изобилие света. У стен – открытые стеллажи с разнообразным материалом и средствами для продуктивной деятельности детей. Полочки красоты с расположенными на них образцами декоративно-прикладного и народного искусства. Оформленная стена – «картинная галерея», где расположены репродукции художников и среди них есть место для детских работ.

Большой интерес не только у воспитателей, но и у родителей вызывает организация углубленной работы по эстетическому воспитанию в изобразительной деятельности.

Работа в изостудии позволяет решать задачи более дифференцированного, индивидуального подхода. Наряду с занятиями со всей группой можно проводить занятия с детьми по подгруппам. По какому бы варианту не строилась работа в области художественного творчества, важно то, что она должна быть тесно связана с общей воспитательно - образовательной работой с детьми в детском саду. Значителен вклад воспитателей в работу по развитию творческих способностей детей. Они проводят подготовительную работу по расширению представлений об изображаемом объекте, сравнительный анализ произведений книжной графики на одну и ту же тему. Воспитатели закрепляют знания о произведениях народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, поддерживают контакт с родителями.

Положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности (как и в любой другой) во многом зависит от того, как воспитатель руководит деятельностью детей, от его такта, терпения и умения понять ребенка.В первую очередь атмосфера на моих занятиях всегда остается живой и непринужденной.

Личный опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития творчества - разнообразие и вариативность проведения с детьми работы в области художественного творчества. Главное не допустить на своих занятиях однообразия и скуки, обеспечить непосредственность детского восприятия, необычность начала занятия, создать новизну обстановки; предложить детям выбрать материал для работы.

Для того, чтобы дети не боялись испортить свои рисунки на занятиях, я предоставляю им возможность рисования ежедневно.

Детей не следует ограничивать в количестве рисунков. С течением времени можно вводить некоторые элементы новизны, меняя форму и размер бумаги для рисования. Разнообразный материал (картон, газеты, и журналы.), цветные мелки, смываемые маркеры, ножницы, материал для коллажей, клей и бумага (не только готовая цветная, но и фантики от конфет, обойная, фольга и др.)- все это должно быть расположено на открытых полках, так чтобы дети могли все достать сами. Ежедневно в распоряжении детей так же должны быть бросовые материалы (проволока, магнитофонная лента, скобки, тесьма.)

Влажная глина также должна быть всегда наготове. Начав разговор о глине, невозможно не упомянуть об использовании дымковской игрушки в работе с детьми. На таких занятиях я вместе с детьми овладеваю доступными приемами и методами лепки из глины. У нас имеются специальные деревянные лопаточки для отбивания глины. Вначале провожу специальные занятия по лепке декоративных украшений. После этого - остальные этапы работы с глиной.

Детскому воображению способствует музыка, поэтические подсказки, составленные детьми сказки и загадки. Параллельно с изучением пластической формы «дымки» проводится знакомство с орнаментом. Так постепенно мы подошли к изготовлению и украшению силуэтных и объемных дымковских игрушек из бумаги. С бумагой дети тоже работают с удовольствием. Игрушки, выполненные из нее и украшенные аппликацией, служат атрибутами для игр. Используются на занятиях. На таких занятиях каждый может проявить свое умение и мастерство. Одни ребята лепят из пластилина, другие - из глины, кто-то занят конструированием «дымки» из бумаги.

Учитывая данные ученых о том, что изобразительная деятельность оказывает терапевтическое воздействие на психику ребенка, в некоторых случаях я предлагаю заняться ребенку изобразительной деятельностью для снятия нервного напряжения устранения детских страхов и т д.

Так как изобразительная деятельность основывается на таких познавательных процессах как восприятие, представление, память, мышление и зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, то рисование часто использую в целях диагностики интеллектуального развития ребенка, его душевного состояния. Эти данные служат темой бесед с родителями.

Большое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию эстетического восприятия в процессе познания явлений природы. Учу детей целенаправленному наблюдению, умению внимательно всматриваться, вслушиваться в окружающее: сосредотачивать взгляд на мельчайших, но характерных явлениях, деталях; шуму дождя, звону капели; предлагаю полюбоваться и понаблюдать как бесшумно летят по ветру пестрые осенние листья.

Особое место в моей работе занимает формирование и развитие у детей цветового восприятия. На специальных занятиях и в повседневной жизни добиваюсь такого развития цветоощущения, что дети начинают различать множество оттенков и цветов, во много раз больше, чем их присутствует в спектральном круге. Достигается это наблюдениями и разнообразными упражнениями, проходящими в увлекательной игре «кто самый внимательный и самый зоркий, «нарисуй так, чтобы мы догадались» (на различение теплых и холодных тонов и нахождения большего количества оттенков к данным тонам). Предлагаю детям как можно чаще экспериментировать с красками, смешивая их и разбеливая на палитре.

Поскольку уровень изобразительных умений детей, в первую очередь, зависит от качества их представлений об окружающем мире, задача педагога – развивать эти представления прежде всего путем наблюдений и на этой основе строить совместную деятельность. Учить детей видеть красоту и многообразие реального мира, т.е. формировать эмоционально-эстетическое отношение к природе, окружающему миру, к фольклору, произведениям искусства, развивать творческую активность и инициативу. Знакомить с материалами, используемыми в художественном творчестве, формировать начальные умения работы с ними.

Рисунки стараюсь вместе с детьми доводить до завершения в течении нескольких занятий: дети исправляют ошибки, дополняют работы деталями и декором, делают рамку и украшают ее красками, или аппликацией. В этом заключается одна из главных трудностей, с которыми я столкнулась. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков, эскизов, готовы за одно занятие нарисовать еще два-три таких же. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца. Необходимо объяснять детям, что краске надо дать просохнуть, а руке отдохнуть, превратить рисунок в картину (как у настоящих художников), да еще полюбоваться законченной работой.

Результаты работы

Работая по указанной системе, я добилась определенных результатов:

1. Дети научились использовать цвета и оттенки в свободной самостоятельной деятельности без подсказки воспитателя.

2. Большинство детей научились использовать элементы декора в своих рисунках.

3. Большая часть группы понимает, что рисунки нужно доводить до завершения путем их декорирования, дорисовки деталей.

4. Манипулирование художественными средствами и материалами вызывает у детей эмоционально-положительную реакцию.

5. Дети осознанно используют художественные средства для создания выразительных композиций.

Большое значение в своей работе я придаю методу оценки. Оценка ребенком своих рисунков может многому научить детей, учитывая то, что им небезразлично мнение окружающих взрослых и сверстников. Точно так же важна для ребенка и оценка его работы воспитателем или любым взрослым. Положительная оценка воодушевляет ребенка, приводит к развитию творчества, индивидуальности, желанию и дальше участвовать в творческом процессе. Оценка педагогом влияет и на развитие личности ребенка: обращается внимание на успехи сверстников, воспитывается у детей творческое взаимоотношение.

Отмечая значение для детей жизни в коллективе, предлагаю детям создать изображение на темы жизни в детском саду, об отношениях детей друг к другу. Серьезное внимание уделяю такой форме творчества, как коллективная деятельность детей в рисовании, лепке аппликации. Это приносит детям особое удовлетворение. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности.

В процессе занятий обязательно использую разнообразную музыку, она создает спокойную эстетическую обстановку, повышает эмоциональное настроение, дает толчок для развития воображения.

Для развития детского творчества широко использую литературные произведения, сказки, иллюстрации детских художников, произведения мастеров искусства, живописи.

Очень важный момент в отношении воспитателя к продуктам деятельности детей, это - широкое использование рисунков, поделок в жизни детей в детском саду, дома, дарение своих рисунков сверстникам, детям младшей группы, и др.

Все это повышает интерес к изобразительной деятельности, формирует положительное отношение у детей к детскому саду, воспитывает бережное отношение к продуктам своего труда и труда своих сверстников .



Используемая литература:


Программа «Альбом с кляксами. Основы языка» /Т.В.Калинина/


Программа «Радуга» /Т.Н.Доронова, Г.И. Гризик/


Программа «Студия изобразительного творчества» /С.Н. Куштынова/







5



Полный текст материала Статья "Новые подходы в работе с детьми 6-7 лет по формированию творческой личности в изобразительной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Фагиля Насимьяновна  alex59
01.01.2012 1 2830 449

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК