Педагогическое эссе на тему "Помочь ребенку увидеть мир"
Помочь увидеть ребенку мир.
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Алексеева Фагиля Насимьяновна
Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/
Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский.
Маленький ребенок - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.
Дитя - маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.
Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, - словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.
Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.
Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Основное направление моей деятельности - художественно-эстетическое воспитание детей.
Первые шаги к эстетическому развитию детей:
- формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам произведениям изобразительного искусства;
знакомство детей со скульптурой малых форм;
формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;
обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;
осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)
знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно - творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно - творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно - речевой). Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно - творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.
Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)
Например в блоке «Наши друзья - животные» (варианты этой темы: «Зоопарк», «Театр зверей», «На ферме») концентрируются разные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театральная деятельность), отражающие образы животных и все виды художественно-творческой деятельности детей: музыкальная, изобразительная, художественно- речевая, разнообразные игры.
В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх - драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно - образовательной работой
Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.
Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные, наглядные, практические. А также более совершенные:
информационно- рецептивный;
репродуктивный;
исследовательский;
эвристический;
-метод проблемного изложения
Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.
Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.
Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.
Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.
Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности - в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.
В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.
Иногда провожу занятия в форме игры, через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий.
Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.
Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.
Может быть и такая игровая ситуация: «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе со мной обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, какие птицы будут у них в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Затем выбираем для работы большой лист бумаги, например формат А-3, который послужит основой для коллективной аппликации. Затем дети приступают к вырезыванию «объектов» уголка природы. Одни дети «сажают» комнатные растения, другие «готовят клетку» с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи создают аквариум и запускают для него рыбок (тоже несколько детей вместе).
По мере готовности изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько дней вывешивается в группе или вестибюле.
Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты работы всех детей объединяются в общую композицию.
К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными. Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно. Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.
Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны. Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.
Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.
Выводы:
1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению положены следующие принципы:
принцип доступности;
принцип сознательности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
индивидуальный подход к детям.
2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).
Результаты работы возможно получить руководствуясь главными принципами, один из которых – связь обучения с жизнью. Ведь в изображении дети передают те впечатления, которые они получили из окружающей их жизни и произведений искусства, в процессе всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, в семье.
Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.
Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!
Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий способен что-либо сотворить.
Используемая литература:
Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997
Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М: Просвещение, 1984
Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996
Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1961. С. 181
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Фагиля Насимьяновна
→ alex59 09.01.2012 0 6677 498 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.