Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с искусством детей старшего дошкольного возраста














Паламарчук Зоя Александровна

Воспитатель ИЗО

МБДОУ № 29 «Сказка»

Г. Ковдор Мурманская область





«Юные искусствоведы»

Непосредственно образовательная деятельность

по ознакомлению с искусством

детей старшего дошкольного возраста



















Программные задачи:

Развивать художественное восприятие, умение откликаться на проявление красоты в искусстве, понимать художественный образ в единстве средств выразительности.

Обогащать представления о портрете, показать, что в произведениях искусства предметы часто выступают носителями информации об эпохе, характере героя, роде его занятий и закрепить знания о жанрах живописи.

Продолжать учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Воспитывать интерес к искусству.

Активизация словаря: предметы-символы, парадный портрет, названия произведений.

Предварительная работа: занятия по ознакомлению с жанрами живописи, д/и «Вернисаж», д/и «Расскажи о красоте».

Материалы: указ, репродукции картин, витрина, разрезные натюрморты (И.Машков «Снедь московская. Хлебы», П.Кончаловский «Сухие краски», И.Хруцкий «Фрукты», Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»), багет, предметы одежды, украшения, головные уборы и т.д.

Визуальный ряд – презентация:

  1. И.Айвазовский «Девятый вал», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Рожь», И.Грабарь «Роскошный иней», И.Левитан «Весна – большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели».

  2. Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», И.Репин «Стрекоза», В.Васнецов «Царь Иван Грозный», П.Кончаловский «Маргот танцует», В.Дейк «Семейный портрет».

  3. А.Антропов «Портрет Петра I».

  4. А.Антропов «Портрет Екатерины II».

Аудиозапись: Римский-Корсаков. Отрывок из произведения «Садко».










Ход занятия:

Детей встречает воспитатель. Здороваются.

- Ребята, у меня в руках Указ-Приглашение от Царицы Музы Искусства. Можно я вам его оглашу? (Да).

Указ.

Я приглашаю Вас на бал

Искусства, музыки и танца.

Но чтоб попасть на этот праздник,

Искусствоведами всем надо стать.

Быть просвещенными в искусстве,

Творцов и мастеров всех надо знать.

Уметь определять все жанры,

Художников назвать.

Красиво о прекрасном рассказать,

Открыть всю душу нашего искусства.

Культурными всем быть согласно этикету.

Искусствоведами, экспертами, хранителями

Хотите стать? (да!)

Чтоб получить значок искусствоведа я приглашаю вас музей, но вот незадача, художники-оформители перепутали все картины, а им надо их разделить по жанрам, чтобы оформить галереи. Вы им поможете? (да!)


1 игра: «Определи жанр живописи».

-Назовите авторов и названия произведений, и какого они жанра живописи (ответы).

- Молодцы! Теперь художники-оформители смогут организовать выставки пейзажа, натюрморта и портрета.

Я предлагаю вам посмотреть выставку пейзажей, для этого перейдем в наш кинозал-музей.


2 игра: «Пейзажи разные бывают» (слайд 1).

-к какому виду пейзажа относится это произведение? (И.Айвазовский «Девятый вал») (морской пейзаж).

- как называют картины – морские пейзажи? Художников, которые их пишут? (марина, художники-маринисты).

- к какому виду пейзажа относятся остальные картины? (природный пейзаж).

- Ребята, я вам прочту отрывок из литературного произведения, а вы догадайтесь, к какому пейзажу он относится и почему?


А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- правильно, это … (И.Левитан «Золотая Осень»).

Ребята, а теперь у нас МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

- я вам включу музыкальное произведение. Определите, к какому пейзажу оно подходит и почему? (И.Айвазовский «Девятый вал»)

- какие еще виды пейзажей вы знаете? (городской и сельский).

- что хотят нам рассказать в своих произведениях художники-пейзажисты?

( красоту природы, Родины, необычность природного явления, настроение и т.д.).

Молодцы, ребята! О пейзажах вы рассказали очень красиво, и я вас приглашаю в галерею натюрмортов.


3 игра – физминутка: «Реставраторы».

Посмотрите, что случилось с картинами, они все состарились, порвались.

- кто же помогает восстанавливать картины в музеях? (реставраторы).

Чтобы художники-оформители создали выставку натюрмортов, нужно их отреставрировать. Вы поможете?

д/и «Реставраторы» - разрезные картинки. Дети собирают картины.

- назовите натюрморт и кто автор?

- о чем хотели рассказать художники в своих натюрмортах? (ответы).

Какие вы молодцы! Художники-оформители теперь могут создать выставку натюрмортов.

Ребята, выставка портретов уже готова, давайте ее посмотрим в нашем кинозале-музее.

2 слайд.

- назовите портреты, авторов и виды портретов (детский, костюмированный, семейный, исторический).

Правильно, сегодня я познакомлю вас с новым видом портрета – парадным. Парадным его называют потому, что на нем может быть изображен человек на троне или на коне – царь или император, или военный, также, его могли заказать люди, изображенные на портрете при жизни, хотели запечатлеть себя.

3 слайд.

Здесь мы видим две картины художника Алексея Антропова.

- Кого вы узнали на портрете? (Петра I).

- расскажите об этом знаменитом царе.

Петр I – царь великий:

Флот он создал на Руси.

Прорубил окно в Европу,

И науки он любил.

Совершал походов много.

Санкт-Петербург он основал.

Он великий полководец,

Академик и герой.

Мореплаватель, плотник.

Был за Россию всей душой.

- посмотрите на портрет и расскажите об одежде царя.

- какие предметы говорят нам об истории, характере и об интересах этого человека?

Правильно, ребята, все предметы, детали одежды показывают, что Петр I был умным, трудолюбивым человеком. Он интересовался и науками и был знаменитым полководцем.

Теперь давайте рассмотрим другой портрет Алексея Антропова – портрет Екатерины II (4 слайд).

- по каким предметам можно догадаться, что Екатерина II была императрицей, назовите.

- как одета императрица? Как вы думаете, какой у нее характер?

Художник написал портрет Екатерины II, как и Петра I, чтобы люди знали о царях, которые правили Россией.

Именно при Екатерине II, в Санкт-Петербурге появились знаменитый музей – Эрмитаж и Публичная библиотека. Императрица интересовалась различными видами искусства: театром, музыкой, живописью и литературой.

Она была такой же образованной как Петр I, что поручила скульптору Этьену Фальконе создать памятник Петру I, а на нем ее надпись: «Петру первому от Екатерины второй» (5 слайд).

- Давайте еще раз назовем эти портреты и автора (6 слайд).

- почему эти портреты называют парадными?

А теперь я приглашаю вас создать портрет, у меня много разных предметов, которые вам помогут его создать, а натуру вы можете выбрать сами.


4 игра: «Создай свой портрет»

- назовите свой портрет, определите какого он вида.

Друзья, что вы сегодня узнали нового, что вам понравилось? (ответы)


Вы сегодня, Молодцы!

Потрудились от души!

Портреты вместе создавали,

Историю узнали в них.

Реставраторами побывали,

О красоте картин вы рассказали.

Достойны вы значка искусствоведа все!

Примите наши поздравленья!

Вручаю вам подарок и значок от Музы,

Она вас ждет на празднике теперь!





























Источники материалов:

  1. Авторский коллектив: А.М.Вербенец, Б.А.Столяров, А.В.Зуева, М.А.Зудина, О.А.Коршунова. Программа «Здравствуй, музей!», раздел «Мы входим в мир прекрасного» .

  2. Диск для раздела «Мы входим в мир прекрасного».

  3. Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».

  4. И.Айвазовский «Девятый вал», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-668405151

  5. И.Левитан «Золотая осень», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-554394531

  6. И.Шишкин «Рожь», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-412753295

  7. И.Грабарь «Роскошный иней», http://vachagostya.livejournal.com/600259.html

  8. И.Левитан «Весна – большая вода», http://staratel.com/pictures/ruspaint/big/352-1.htm

  9. А.Саврасов «Грачи прилетели» http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-309811401 .

  10. Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», http://www.art-catalog.ru/picture.php?id picture=1953

  11. И.Репин «Стрекоза», http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/ show/image/ id/2928

  12. В.Васнецов «Царь Иван Грозный», http://nearyou.ru/vvasnetsov/tivan97.html

  13. П.Кончаловский «Маргот танцует», http://www.artcyclopedia.ru/1949 margot tancuet 151h1215 ssh-konchalovskij petr petrovich.htm

  14. В.Дейк «Семейный портрет» http://www.spb-guide.ru/foto 4036.htm

15. А.Антропов «Портрет Петра I» http://gallerix.ru/album/200- Russian/pic/glrx-147213745

16. А.Антропов «Портрет Екатерины II» http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-618280029




Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7

Полный текст материала Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с искусством детей старшего дошкольного возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна  PZoy@
30.05.2012 0 3054 492

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК