Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с искусством детей старшего дошкольного возраста
Паламарчук Зоя Александровна
Воспитатель ИЗО
МБДОУ № 29 «Сказка»
Г. Ковдор Мурманская область
«Юные искусствоведы»
Непосредственно образовательная деятельность
по ознакомлению с искусством
детей старшего дошкольного возраста
Программные задачи:
Развивать художественное восприятие, умение откликаться на проявление красоты в искусстве, понимать художественный образ в единстве средств выразительности.
Обогащать представления о портрете, показать, что в произведениях искусства предметы часто выступают носителями информации об эпохе, характере героя, роде его занятий и закрепить знания о жанрах живописи.
Продолжать учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
Воспитывать интерес к искусству.
Активизация словаря: предметы-символы, парадный портрет, названия произведений.
Предварительная работа: занятия по ознакомлению с жанрами живописи, д/и «Вернисаж», д/и «Расскажи о красоте».
Материалы: указ, репродукции картин, витрина, разрезные натюрморты (И.Машков «Снедь московская. Хлебы», П.Кончаловский «Сухие краски», И.Хруцкий «Фрукты», Т.Ульянов «Натюрморт с книгами»), багет, предметы одежды, украшения, головные уборы и т.д.
Визуальный ряд – презентация:
И.Айвазовский «Девятый вал», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Рожь», И.Грабарь «Роскошный иней», И.Левитан «Весна – большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели».
Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», И.Репин «Стрекоза», В.Васнецов «Царь Иван Грозный», П.Кончаловский «Маргот танцует», В.Дейк «Семейный портрет».
А.Антропов «Портрет Петра I».
А.Антропов «Портрет Екатерины II».
Аудиозапись: Римский-Корсаков. Отрывок из произведения «Садко».
Ход занятия:
Детей встречает воспитатель. Здороваются.
- Ребята, у меня в руках Указ-Приглашение от Царицы Музы Искусства. Можно я вам его оглашу? (Да).
Указ.
Я приглашаю Вас на бал
Искусства, музыки и танца.
Но чтоб попасть на этот праздник,
Искусствоведами всем надо стать.
Быть просвещенными в искусстве,
Творцов и мастеров всех надо знать.
Уметь определять все жанры,
Художников назвать.
Красиво о прекрасном рассказать,
Открыть всю душу нашего искусства.
Культурными всем быть согласно этикету.
Искусствоведами, экспертами, хранителями
Хотите стать? (да!)
Чтоб получить значок искусствоведа я приглашаю вас музей, но вот незадача, художники-оформители перепутали все картины, а им надо их разделить по жанрам, чтобы оформить галереи. Вы им поможете? (да!)
1 игра: «Определи жанр живописи».
-Назовите авторов и названия произведений, и какого они жанра живописи (ответы).
- Молодцы! Теперь художники-оформители смогут организовать выставки пейзажа, натюрморта и портрета.
Я предлагаю вам посмотреть выставку пейзажей, для этого перейдем в наш кинозал-музей.
2 игра: «Пейзажи разные бывают» (слайд 1).
-к какому виду пейзажа относится это произведение? (И.Айвазовский «Девятый вал») (морской пейзаж).
- как называют картины – морские пейзажи? Художников, которые их пишут? (марина, художники-маринисты).
- к какому виду пейзажа относятся остальные картины? (природный пейзаж).
- Ребята, я вам прочту отрывок из литературного произведения, а вы догадайтесь, к какому пейзажу он относится и почему?
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- правильно, это … (И.Левитан «Золотая Осень»).
Ребята, а теперь у нас МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
- я вам включу музыкальное произведение. Определите, к какому пейзажу оно подходит и почему? (И.Айвазовский «Девятый вал»)
- какие еще виды пейзажей вы знаете? (городской и сельский).
- что хотят нам рассказать в своих произведениях художники-пейзажисты?
( красоту природы, Родины, необычность природного явления, настроение и т.д.).
Молодцы, ребята! О пейзажах вы рассказали очень красиво, и я вас приглашаю в галерею натюрмортов.
3 игра – физминутка: «Реставраторы».
Посмотрите, что случилось с картинами, они все состарились, порвались.
- кто же помогает восстанавливать картины в музеях? (реставраторы).
Чтобы художники-оформители создали выставку натюрмортов, нужно их отреставрировать. Вы поможете?
д/и «Реставраторы» - разрезные картинки. Дети собирают картины.
- назовите натюрморт и кто автор?
- о чем хотели рассказать художники в своих натюрмортах? (ответы).
Какие вы молодцы! Художники-оформители теперь могут создать выставку натюрмортов.
Ребята, выставка портретов уже готова, давайте ее посмотрим в нашем кинозале-музее.
2 слайд.
- назовите портреты, авторов и виды портретов (детский, костюмированный, семейный, исторический).
Правильно, сегодня я познакомлю вас с новым видом портрета – парадным. Парадным его называют потому, что на нем может быть изображен человек на троне или на коне – царь или император, или военный, также, его могли заказать люди, изображенные на портрете при жизни, хотели запечатлеть себя.
3 слайд.
Здесь мы видим две картины художника Алексея Антропова.
- Кого вы узнали на портрете? (Петра I).
- расскажите об этом знаменитом царе.
Петр I – царь великий:
Флот он создал на Руси.
Прорубил окно в Европу,
И науки он любил.
Совершал походов много.
Санкт-Петербург он основал.
Он великий полководец,
Академик и герой.
Мореплаватель, плотник.
Был за Россию всей душой.
- посмотрите на портрет и расскажите об одежде царя.
- какие предметы говорят нам об истории, характере и об интересах этого человека?
Правильно, ребята, все предметы, детали одежды показывают, что Петр I был умным, трудолюбивым человеком. Он интересовался и науками и был знаменитым полководцем.
Теперь давайте рассмотрим другой портрет Алексея Антропова – портрет Екатерины II (4 слайд).
- по каким предметам можно догадаться, что Екатерина II была императрицей, назовите.
- как одета императрица? Как вы думаете, какой у нее характер?
Художник написал портрет Екатерины II, как и Петра I, чтобы люди знали о царях, которые правили Россией.
Именно при Екатерине II, в Санкт-Петербурге появились знаменитый музей – Эрмитаж и Публичная библиотека. Императрица интересовалась различными видами искусства: театром, музыкой, живописью и литературой.
Она была такой же образованной как Петр I, что поручила скульптору Этьену Фальконе создать памятник Петру I, а на нем ее надпись: «Петру первому от Екатерины второй» (5 слайд).
- Давайте еще раз назовем эти портреты и автора (6 слайд).
- почему эти портреты называют парадными?
А теперь я приглашаю вас создать портрет, у меня много разных предметов, которые вам помогут его создать, а натуру вы можете выбрать сами.
4 игра: «Создай свой портрет»
- назовите свой портрет, определите какого он вида.
Друзья, что вы сегодня узнали нового, что вам понравилось? (ответы)
Вы сегодня, Молодцы!
Потрудились от души!
Портреты вместе создавали,
Историю узнали в них.
Реставраторами побывали,
О красоте картин вы рассказали.
Достойны вы значка искусствоведа все!
Примите наши поздравленья!
Вручаю вам подарок и значок от Музы,
Она вас ждет на празднике теперь!
Источники материалов:
Авторский коллектив: А.М.Вербенец, Б.А.Столяров, А.В.Зуева, М.А.Зудина, О.А.Коршунова. Программа «Здравствуй, музей!», раздел «Мы входим в мир прекрасного» .
Диск для раздела «Мы входим в мир прекрасного».
Л.В.Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».
И.Айвазовский «Девятый вал», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-668405151
И.Левитан «Золотая осень», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-554394531
И.Шишкин «Рожь», http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-412753295
И.Грабарь «Роскошный иней», http://vachagostya.livejournal.com/600259.html
И.Левитан «Весна – большая вода», http://staratel.com/pictures/ruspaint/big/352-1.htm
А.Саврасов «Грачи прилетели» http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-309811401 .
Б.Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», http://www.art-catalog.ru/picture.php?id picture=1953
И.Репин «Стрекоза», http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/ show/image/ id/2928
В.Васнецов «Царь Иван Грозный», http://nearyou.ru/vvasnetsov/tivan97.html
П.Кончаловский «Маргот танцует», http://www.artcyclopedia.ru/1949 margot tancuet 151h1215 ssh-konchalovskij petr petrovich.htm
В.Дейк «Семейный портрет» http://www.spb-guide.ru/foto 4036.htm
15. А.Антропов «Портрет Петра I» http://gallerix.ru/album/200- Russian/pic/glrx-147213745
16. А.Антропов «Портрет Екатерины II» http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-618280029
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паламарчук Зоя Александровна
→ PZoy@ 30.05.2012 0 3054 492 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.