Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Портрет как отражение внешних особенностей и внутреннего мира человека"
Дресвянкина Татьяна Петровна
воспитатель
МАДОУ «Центр развития
ребенка - детский сад № 100»
г. Пермь
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: "Портрет - как отражение внешних особенностей и внутреннего мира человека"
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о протрете как жанре.
2. Развивать аналитические способности дошкольников, восприятие при рассматривании произведений изобразителного искусства.
3. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
В изобразительной деятельности - подуждать детей к передаче в рисунке внешнего сходства и характера друга.
4. Активизировать в словаре дошкольников слова-термины: экспонат, художник-живописец, разрез глаз, очертание бровей, поза, графический.
Оборудование
Репродукции картин художников (портреты)
фотопортреты
Жанровые картины с людьми
Репродукция картины Е.Серова "Мика Морозов"
Репродукция картины Венецианова "Захарка"
Ход занятия
В группе на столах разложены репродукции картин художников, фотопортреты, жанровые картины
1. Воспитатель: Ребята! Для занятия нам сегодня понадобится выставка на тему "Портрет". Помогите мне отобрать для нее экспонаты.
Дети рассматривают материалы, выбирают.
Воспитатель уточняет, почему дети остановили свой выбор на этих экспонатах.
-Почему этот экспонат подходит к нашей выставке?
-Фотографию человека можно назвать портретом?
-Всякую ли фотографию можно считать фотопортретом?
-Что же такое портрет?
Обобщение воспитателя: Портрет - это изображение человека на картине. фотографии, в скульптуре.
-Чем может быть выполнен портрет?
(маслом, акварелью - красками; карандашом, углем, пером, чернилами - графически)
-Найдите портрет, выполненный графически?
-Маслом? и т.д.
2. Рассматривание портрета В.Серова "Мика Морозов"
Воспитатель:
-Для чего создаются портреты?
(Чтобы запечатлеть человека, оставить о нем память)
-Что стремится передать художник в портрете?
(Прежде всего, внешнее сходство)
-В чем оно заключается?
(В цвете волос. в цвете и разрезе глаз, в форме губ. носа, лица, очертании бровей, форме головы, длине волос, высоте лба, наличии особых примет: родинок, ямочек)
Воспитатель:
Художник стремится отразить в портрете все самое лучшее в человеке, потому что каждый человек ценен, неповторим: его душу. его характер. Сегодня мы с вами поучимся рассматривать детали картины, которые и подскажут нам, что за человек на портрете.
А поговорим мы о портретах двух мальчиков, которые жили давно, когда еще не было электричества, по вечерам зажигали свечи или керосиновые лампы, а самолеты только начали осваивать воздушное пространство. Но и тогда все мальчики были любознательные, любили играть в разные игры. Детей уже нет, а портреты их остались. Вглядимся в их лица.
В. Серов "Мика Морозов"
Воспитатель:
-Что вы можете сказать об этом мальчике?
(Он маленький:4-5 лет. Он только что проснулся, хочет вскочить на ноги. Поза говорит о его подвижности: он устремлен вперед, не упирается в спинку кресла)
-Для чего усадили его в кресло?
(Позирует для портрета, одевается?)
-Что можно сказать о характере мальчика?
(Подвижный, любознательный, т.к. у него живые глаза, ему трудно усидеть на месте)
-Вы хотели бы иметь такого друга?
(С ним интересно, он всегда придумает интересное дело или игру)
Воспитатель: Вот как много мы смогли рассказать о Мике!
-А как мы обо всем этом догадались?
(по выражению лица, по позе)
Обобщение: Если внимательно присмотреться к деталям портрета, то можно узнать, что за человек изображен на портрете художником.
3. Рассматривание картины Венецианова "Захарка"
Воспитатель:
-Что вы скажете о внешних особенностях мальчика?
(Это подросток: ему 10-12 лет. Об этом говорят серьезное лицо и топор, потому что ребенку топора не дали бы.)
-Он сильный?
(Наверное, чтобы работать топором, нужна сила и ловкость)
-А какой характер у Захарки?
(Он серьезный, ответственный. трудолюбивый, ловкий. Ему нравится работать: лицо его раскраснелось от работы)
Воспитатель: в портрете, который художник рисует долго, нет случайных деталей. Каждая деталь что-то добавляет к характеристике человека.
-Какие портреты детей с предметами вы знаете?
(Вера - с куклой, Виолетта - с кошкой, мальчик - с собакой)
Воспитатель: А Захарка - с топором.. О чем это говорит?
(Для Захарки топор - не игрушка, а орудие труда. Он помогает родителям, которые простого рода: крестьяне или рабочие)
Обобщение: В портрете имеет значение каждая деталь. Чтобы представить себе человека, изображенного художником, надо пристально вглядываться в детали и научиться их объяснять, т.е. "читать".
Воспитатель: А теперь отдохнем перед сложной работой, которая вам предстоит.
4. Физкультпауза6 игра с пальчиками
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай опять считать
Раз, два, три, четыре. пять
Мы закончили считать.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и
последний:
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга нам нельзя!
5. Воспитатель:
-О чем мы говорили, играя пальчиками? (О дружбе)
Сегодня вы попробуете нарисовать портрет своего друга. вы уже не раз рисовали портреты: мамы, Буратино... Постарайтесь в рисунке отразить внешнее сходство друга и основные особенности его характера.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дресвянкина Татьяна Петровна
→ революция 24.12.2013 0 5354 476 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.