Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Народная игрушка. Филимоновское чудо»
Дресвянкина Татьяна Петровна
воспитатель
МАДОУ «Центр развития
ребенка - детский сад № 100»
г. Пермь
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема: «Народная игрушка. Филимоновское чудо»
Задачи:
Обогатить представление детей о народных традициях: познакомить с мастерами глиняной игрушки села Филимоново.
Развивать эстетическое восприятие детей (способности к открытию эстетических характеристик народной игрушки).
Формировать ценностное отношение к народной игрушке.
Воспитывать уважение и интерес к ремеслу народных мастеров.
Совершенствовать монологическую речь детей.
Оборудование:
Выставка народной игрушки на полочке красоты
Выставка детских поделок – игрушек
Фотовыставка «Народная игрушка»
Карта России.
Книга З.Журавлевой «Филимоновские чародеи».
Ход занятия
Воспитатель: «Друзья мои! Сегодня мы будем говорить о самом интересном на свете: об игрушках. Но не обо всех, а о самых древних , тех, что делали родители для своих детей своими руками. Эти игрушки теперь называют «народными».»
-Вспомните, из чего делали игрушки на Руси? (из дерева, тряпок, бересты, из прутьев).
Но сегодня мы узнаем много интересного о мастерах глиняной игрушки из села Филимоново. Недавно мы прочитали книжку про мастеров из села Филимоново.
-Где находится это село? (близ г. Тула, река Упа)
-В честь кого село названо Филимоново? (это имя первого мастера глиняных поделок)
-Почему мастера сравниваются с чародеями (волшебниками)? В чем их волшебная сила?
В случае затруднения напомнить детям отрывки из книги на стр. 8 и 20
(о том, как Филимон и Лена учились своему мастерству)
-Какие слова открывают нам секрет их волшебства (т.е. мастерства)?
(ласка, ловкость, осторожность, старание)
-А какие слова вы можете добавить к уже сказанным?
(усердие, терпение, желание, любовь)
Обобщение воспитателя: «Правильно! Когда соберешь вместе желание, ласку, старание, терпение да любовь, да замесишь их , как глину, без единого комочка, тогда и получится Филимоновское чудо. Чудо рукотворное, то есть сотворенное руками человека, который любит красоту и творит ее повсюду.
-А почему только Филимон обратил внимание на разноцветную глину как на что-то ценное, остальным же людям она только мешала заниматься сельским хозяйством?
Обобщение ответов детей: «Есть такие люди, которым мало быть сытыми и жить в теплом доме. Им хочется, чтобы их окружала красота. Такие люди смотрят вокруг особенными глазами: во всем подмечают красоту и создают ее сами.»
-Догадались, что это за люди? (художники, артисты, композиторы. И – народные мастера!).
Посмотрите на нашу полочку красоты.
-Что вы чувствуете, глядя на эту красоту?
(Мы чувствуем радость, удивление и гордость за российских мастеров).
Воспитатель:
-Вспомните
пословицы и поговорки о мастерах своего
дела
Дело мастера боится
Мастер – золотые руки
На все руки мастер
Умелые руки не знают скуки и др.
-А еще говорят «Не хлебом единым жив человек». Как вы это понимаете?
Обобщает: Очень скучной была бы жизнь,если бы человек был занят только запасами пропитания. «Жизнь дана на добрые дела»! Поэтому издавна на Руси уважали мастеров своего дела: кузнецов, плотников…
Предлагает детям продолжить этот список
Выслушивает ответы.
Предлагает дидактическое упражнение «Назови профессию»
-Вышивает узоры на ткани - … (вышивальщица)
-Вяжет кружева …(кружевница)
-Вырезает узоры на деревянных предметах …(резчик по дереву)
-Восстанавливает старинные вещи… (реставратор)
-Делает из глины посуду… (гончар)
-Рисует картины …(художник)
-Украшает (оформляет) витрины …(дизайнер)
-Придумывает моду …(модельер)
-Делают игрушки… (игрушечных дел мастера)
Воспимтатель:
-Легко ли делать игрушки?
Дети вместе с воспитателем вспоминают путь от комка глины до готовой игрушки (Книга З.Журавлевой стр. 10-12)
-Есть ли на нашей выставке филимоновская игрушка?
-По каким признакам вы ее узнали?
-Что вам в ней нравится?
-А почему – красивая? (яркая, нарядная, блестит, светится яркими красками)
-Какое настроение вызывает игрушка?
(радость, улыбку)
-Для чего она сделана?
-Удобно ею играть? (Удобно! Как раз в руку входит: не упадет.
Краски прочные: не линяют. Можно брать в рот: свистулька. Приятный звук, не громкий, приглушенный: малыш не испугается)
Воспитатель (обобщает): Вот мы и полюбовались филимоновской игрушкой.
Предлагает полюбоваться другими игрушками с выставки и
Рассказать о понравившейся игрушке по плану:
1. Как называется игрушка
2. В чем ее красота
3. Как украшает, облегчает она нашу жиз
Рассказы детей воспитатель записывает в сборник
Обобщение: Вот как много добрых и восхищенных слов сказали вы о своих поделках. Можно ли назвать тех, кто их смастерил, -мастерами золотые руки? Игрушечных дел мастерами? Конечно! Эти похвальные слова относятся и к нашим чародеям. Спасибо им за красоту!
-Каких же людей называют «чародеями»? (Они добрые, видят красоту и сами творят ее для других).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дресвянкина Татьяна Петровна
→ революция 24.12.2013 2 6658 633 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.