Конспект познавательного занятия "Природные зоны России" для подготовительной к школе группы
Савиных Юлия Александровна,
заместитель заведующего по воспитательной
и методической работе муниципального
бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад общеразвивающего
вида №50 «Росточек» города Рубцовска
Алтайского края.
Познавательное занятие «Природные
зоны России» для подготовительной к
школе группы (6 – 7 лет)
Занятие в подготовительной к школе группе
«Природные зоны России»
Цель:
образовательная: формировать в воображении дошкольников положительный образ Родины, представления о России как о родной стране; продолжать знакомить детей с климатическими зонами России (тундра, степь); продолжать учить пользоваться географической картой; упражнять в умении устанавливать взаимосвязи в природе и взаимозависимости человека и природы; закрепить названия животных и растений разных климатических зон; формировать системы элементарных знаний о природе России.
воспитательная: воспитывать у детей любовь к родному краю, воспитывать любовь и уважение к природе, понимание ее самоценности; формировать эмоциональное отношение к краю, в котором живешь.
развивающая: развивать наглядно-образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Методы и приемы: беседа, словесная инструкция, наглядный показ, игровые ситуации, художественное слово, вопросы, пояснения, педагогическое объяснение
Предварительная работа: работа по карте России и карте мира, заучивание стихов о Родине, чтение познавательного материала о природе России, рассматривание картин, иллюстраций о растительном мире, загадывание загадок.
Словарная работа:
активный словарь: непроходимые заросли, болотистая местность, степной ветер, вечная мерзлота
пассивный словарь: суховей, Балтийское море, Каспийское море, Черное море.
Оборудование: плакаты с изображением разных климатических зон, карта России, атрибуты для экспериментальной деятельности, фотографии природы, указка, модели.
Домашнее задание: подбор иллюстраций и познавательной литературы о природных зонах России, фотографий, рисование природных зон, сообщение об истории возникновения соснового бора.
Индивидуальная работа: предложить Максиму К. рассказать стихотворение «Родина», предложить Маше Р., Кириллу М. расставить экологические схемы – модели.
Ход занятия:
Воспитатель и дети входят в музыкальный зал и подходят к карте России.
Звучит русская народная мелодия «Русский хоровод» (ансамбль «Русские узоры).
Воспитатель: Ребята, что это перед вами? (карта России)
Воспитатель: Кто может показать на карте территорию нашей страны (показывает ребенок).
Воспитатель: - О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине). У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа, дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.
Воспитатель: Правильно, дети, родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. Россия – наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне и горячо любим свою Родину. Послушайте Максима К., он приготовил для вас стихотворение о России.
Максим К.:
Россия……как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – Русь!
Воспитатель: Ребята, ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы, как Россия. Как вы думаете, почему?
Дети: Наша страна самая большая в мире.
Воспитатель: Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Мы с вами все россияне. Давайте сегодня мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, на машине, на поезде.
Воспитатель: Верно. Может быть, мы отправимся путешествовать в нашем воображении? Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Закройте глазки и представьте бескрайние просторы нашей Родины и самые ее заповедные уголки. На путешествие настроились?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда пора отправляться в путь!
Воспитатель: Мы с вами оказались на Крайнем Севере (воспитатель демонстрирует плакат с изображением тундры). Как вы думаете, ребята, какой в этой местности климат?
Дети: Суровый, холодный.
Воспитатель: Лето в тундре…
Дети: Холодное, короткое.
Воспитатель: А Зима?
Дети: Длинная, суровая.
Воспитатель: Какая растительность преобладает в тундре?
Дети: Мхи, лишайники.
Воспитатель: Деревья в тундре растут очень низкие и поэтому их называют…
Дети: Карликовые.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие ягоды растут в тундре?
Дети: Брусника, голубика, морошка.
Воспитатель: Но, несмотря на короткое лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра расцветает и становится похожей на что?
Дети: На прекрасный цветущий ковер.
Воспитатель: Ребята, а какие главные животные в тундре?
Дети: Белый медведь и олень.
Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти?
Дети: Потому что вокруг белым-бело.
Воспитатель: Впадает ли он в спячку? (Ответы детей). Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год. Чем же питается белый медведь?
Дети: Рыбой, тюленями, моржами.
Воспитатель: Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние. Медведь выходит на льдину и встряхивается. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей). Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом? Хотите это проверить?
Исследовательская деятельность
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
Воспитатель: В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.
Исследовательская деятельность
Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости (можно использовать цветочные горшки), наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно).
- Скажите, одинаковые ли эти горшки?
Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.
- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
Проделываем то же самое со вторым горшком.
- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - стекло.
Воспитатель: В тундре, конечно, не стекло мешает воде. За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - ее называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.
Игра «Бывает ли это на Севере?»
Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.
Вопросы:
На Севере шумят леса? (Нет.)
На Севере лежат снега? (Да.)
Ночь бывает полгода? (Да.)
День бывает полгода? (Да.)
Белки живут на Севере? (Нет.)
На Севере летом тает снег? (Нет.)
Летом на Севере много птиц? (Да.)
На Севере живут пингвины? (Нет.)
Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)
Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)
Воспитатель показывает следующий плакат.
Воспитатель: Ребята, какая местность в степях?
Дети: Равнинная.
Воспитатель: Как вы думаете, зимой в степи тепло или холодно? Почему?
Дети: Зимой холодно, потому что нет защиты, нет деревьев.
Воспитатель: Какие растения есть в степи?
Дети: Душица, ковыль, шалфей.
Воспитатель: В самом начале лета степь похожа на …
Дети: На яркие цветочные ковры.
Воспитатель: Что человек выращивает в степях?
Дети: Пшеницу.
Воспитатель: Какие животные живут в этой климатической зоне?
Дети: Суслики, хомяки, сурки, антилопы.
Воспитатель: Даша, покажи на карте территорию степи (ребенок работает по карте). Молодец! А теперь я предлагаю вам виртуально попутешествовать по степи и отгадать ее загадки.
Компьютерная презентация - кроссворд «Природа степи»
Воспитатель: Ребята, давайте выясним, почему степной ветер мешает росту растений. Для этого проведем эксперимент.
Исследовательская деятельность
В ёмкость с землей налить немного воды. Имитируя горячий поток воздуха, феном высушить землю.
Вывод: в степи дуют горячие ветра, которые не дают задерживаться влаге и почва быстро высыхает.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться домой. Сегодня мы узнали, как разнообразна и богата природа нашей Родины. Что мы видели на Севере? Что такое степь? Какие в степи есть животные и растения?
Воспитатель: Ребята, чтобы подвести итог нашему занятию, я предлагаю вам разбиться на 2 команды и подобрать схемы для каждой природной зоны: 1 команда – для тундры, 2 команда – для степи; и объяснить свой выбор.
Вывод: Природа России очень богата и мы гордимся тем, что живем в такой большой стране. Будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята. От того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего и доброго сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю сегодня вечером нарисовать природные зоны, по которым мы только что путешествовали. Ваши рисунки мы поместим на нашу выставку.
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ
http://www.moi-detsad.ru/metod.htm
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: «Асар», 1996 г.
«Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – 2-у изд., испр. и доп. – М.: «Детство-пресс», 2003 г.
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: «Новая школа», 1993 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савиных Юлия Александровна
→ pouline026 16.02.2012 0 11238 869 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.