Конспект НОД "Путешествие синички Зиньки в весенний лес"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ городской округ город Лангепас
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «ФИЛИППОК»
КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НОМИНАЦИЯ «Дошкольное образовательное учреждение»
Методическая разработка непосредственно – образовательной деятельности «Ребенок и окружающий мир»
по теме: «Путешествие синички Зиньки в весенний лес»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи.
(по мотивам сказки Бианки В.В. «Синичкин календарь»)
Составитель:
Шайхутдинова Дина Гаяновна, воспитатель
город Лангепас, 2013 год
Содержание
1 |
Аннотация |
3 |
2 |
Введение |
3 |
2.1. |
Актуальность |
3 |
2.2. |
Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности |
4 |
2.3. |
Интеграция образовательных областей |
5 |
2.4. |
Способы взаимодействия с детьми |
5 |
2.5. |
Структура непосредственно образовательной деятельности |
6 |
3. |
Ход непосредственно образовательной деятельности |
6 |
4. |
Заключение |
13 |
5. |
Список использованной литературы |
14 |
1. Аннотация
Непосредственно образовательная деятельность (далее – НОД) по теме «Путешествие синички Зиньки в весенний лес» построена на сюжетной линии сказки В.Бианки «Синичкин календарь». В непосредственно образовательной деятельности ставится задача: углублять и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о жизнедеятельности животных и растений ранней весной, обогащать лексический запас, формировать эстетическое отношение к природе.
В ходе НОД раскрываются вопросы бережного отношения к окружающей природе.
Содержание методической разработки предназначено для работы в группе компенсирующей направленности для детей нарушениями речи старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. При усложнении задач возможно адаптировать данное занятие для детей групп общеразвивающей направленности.
2. Введение
2.1.Актуальность. Основными особенностями детей речевой группы являются отсутствие усидчивости, внимания, быстрая утомляемость, недостаточность представлений об окружающем, бедный словарный запас. Внимание детей с нарушениями речи удерживается, если деятельность связана с заинтересованностью, увлеченностью дошкольников. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитанники нуждаются в создании особых условий для успешного усвоения программных требований.
Наблюдения за общим развитием детей позволяют сделать вывод о том, что использование содержания природоведческой художественной литературы, обогащая представления детей, позволяет оптимизировать общее развитие, активизирует их речевое развитие.
Что такое природоведческая художественная литература?
Это познавательная по содержанию и занимательная по форме художественная литература для детей. В основе каждого рассказа, сказки лежат точные факты, научные сведения о природе. Классическими шедеврами детской природоведческой художественной литературы являются произведения И.Соколова - Микитова, М.Пришвина, К.Паустовского, В.В.Бианки, Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, Э.Шима.
Следует отметить: для чтения детям необходимо выбирать только те произведения, которые позволяют решить максимум познавательных, образовательных и воспитательных задач.
Поскольку знакомство детей с литературным произведением происходит на слух, особое внимание необходимо уделять иллюстрированным изданиям. Иллюстрации заставляют ребенка волноваться, переживать за героев. Кроме того, иллюстрации воспитывают эстетические чувства. К подбору таких изданий привлекаются родители, что в свою очередь решает вопросы участия семьи в воспитательно – образовательном процессе.
Роль чтения художественной литературы о природе в воспитательно–образовательном процессе различна.
Например, предварительное чтение рассказов А.Онегова «На лесной полянке», Н.Павловой «Ранняя весна» предшествовало наблюдениям детей на участке детского сада за мать – и - мачехой. Чтение может сопровождать или подкреплять наиболее яркие моменты в конкретной образовательной деятельности: поисково – исследовательской, в наблюдениях на прогулке, в продуктивной деятельности.
В ходе реализации обозначенной темы НОД чтение отрывка из сказки В.Бианки «Синичкин календарь» в вводно-организационном этапе позволяет организовать направленное внимание детей.
Характеристика темы. Лексико – тематический принцип организации воспитательно–образовательного процесса в группе компенсирующей направленности позволяет интегрировать содержание художественной литературы о природе в течение всего учебного года.
Планирование изучения тем предусматривается через интеграцию следующих образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникативная деятельность», «Познавательно–исследовательская деятельность», что в свою очередь позволяет не перегружать образовательный процесс.
2.2. Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности
Цель НОД: углублять и систематизировать представления детей о приметах ранней весны в природе и жизнедеятельности животных и растений.
Образовательные задачи:
формировать умение различать и называть первоцветы, обогащать природоведческий словарь детей;
продолжать учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
активизировать имеющиеся представления детей о весенних изменениях в природе;
уточнять и систематизировать представления детей о жизнедеятельности растений и животных весной.
Развивающие задачи:
побуждать детей интересоваться смыслом слова;
активизировать в речи детей словарь на тему «Ранняя весна» (подтемы «Первоцветы», «Перелетные птицы», «Дикие животные весной»);
упражнять детей в употреблении грамматических категорий;
активизировать фразовые высказывания.
развивать тонкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
формировать эстетическое отношение к окружающей природе;
развивать экологическое мышление.
ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
2.3. Интеграция образовательных областей.
Познание. Формирование целостной картины мира.
Чтение художественной литературы. Чтение В.Бианки «Синичкин календарь. Чтение. Стихотворение «Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок…». Чтение. А.Онегов «На лесной поляне»
Коммуникативная деятельность. Отгадывание загадок о весне, подснежнике, медведе. Ответы на вопросы.
Приветствие «Улыбнемся друг другу…»
2.4. Способы взаимодействия с детьми
Прием создания проблемной ситуации «Поможем синичке»
Художественное творчество. Коллективная аппликация «Подснежники».
Выкладывание из счетных палочек «Гнездышко для птички»
Двигательная деятельность. Динамические паузы. Игры «Собирайся, детвора», «Медведь в лесу проснулся»
Познавательно- исследовательская деятельность.
Проблемная ситуация «Как узнать весну?»
Моделирование «Правила поведения в лесу».
Дидактическая игра «Что бывает весной?», «У кого – кто?»
Предварительная работа. Экскурсия в лесопарковую зону, наблюдения на прогулках за изменениями в природе. Чтение природоведческой художественной литературы: В.Бианки «Синичкин календарь», А.Онегов «На лесной полянке», Н.Сладков «Медведь и Солнце». Рассматривание иллюстрированных изданий художественной литературы для детей о природе.
В ходе НОД предусматривается индивидуальный подход к деятельности воспитанников.
2.5. Структура непосредственно образовательной деятельности.
1. Психологический настрой. Задача этапа – создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей.
2. Вводно – организационный этап. Задача – организация направленного внимания.
3. Мотивационно – побудительный этап. Задача этапа – создание проблемной ситуации, требующей разрешения.
4. Актуализация. Задача - создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, имеющихся знаний, представлений.
5. Восприятие и расширение имеющихся представлений. Задача этапа – уточнение и обобщение объема знаний и представлений о жизнедеятельности первоцветов. Электронная презентация.
6. Динамическая пауза. Задача – предупреждение утомляемости.
7. Практическая работа. Задача - применение знаний, навыков и умений. Выполнение практической творческой работы.
8. Заключительный этап. Задача – Подведение итогов НОД. Высказывания детей по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.
Программное обеспечение. Программа воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.Васильевой).
3. Ход непосредственно образовательной деятельности.
(Звучит мелодия «Времена год Апрель» П. И.Чайковского)
Психологический настрой (Создание положительной психологической атмосферы)
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Какое прекрасное утро! Я вижу, что у вас замечательное настроение! Давайте расправим плечи, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, улыбнемся солнышку, улыбнемся друг другу.
Вводно- организационный этап.
Задача данного этапа заключается в организации направленного внимания детей. Создание ситуации эмоционального благополучия
Воспитатель. На нашей книжной полке - знакомые вам книги. (Воспитатель обращает внимание детей на книжную выставку иллюстрированных произведений природоведческой художественной литературы)
Я сейчас прочитаю отрывок из одной сказки, а вы постарайтесь вспомнить, как она называется.
(воспитатель читает отрывок из сказки В.Бианки «Синичкин календарь»)
«… Зинька была молодая синичка. Она родилась только прошлой весной и многого не знала. У нее даже и своего гнезда не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам – синицы - народ бойкий. Но однажды утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев.
«Что такое случилось? Вы что раскричались?» - спросила Зинька.
Тогда воробьи загадали загадку…».
Воспитатель. Ребята, вы помните, кому загадали загадку воробьи?
Дети. (дети вспоминают главного персонажа сказки синичку Зиньку)
( В это время в группу «прилетает» Синичка, роль которой исполняет взрослый
Дети приветствуют Зиньку.
Зинька. Воробьи загадали мне три загадки, поможете мне их отгадать?
Воспитатель предлагает детям послушать первую загадку и отгадать ее.
«Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?» (Весна)
Воспитатель. Скажите, что вам помогло отгадать эту загадку?
(Воспитатель побуждает детей приводить аргументы, опираясь на содержание загадки.)
Воспитатель. Дети, после какого времени года наступает весна?
Синичка. Теперь я знаю, что после зимы наступает весна.
- Только как же узнать ее?
Мотивационно – побудительный этап. Задача этапа – создание проблемной ситуации, требующей разрешения.
Воспитатель. Раньше всех весна начинается в лесу, на полянках.
- Ребята, давайте пригласим в весенний лес Зиньку и покажем ей, как узнать весну.
- Только на чем лучше всего мы будем путешествовать по лесу?
(Предполагаемые ответы детей: на поезде, на самолете)
Воспитатель.
- Если путешествовать на поезде – колеса громко стучат: они распугают всех животных в лесу;
- путешествовать на самолете, мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит.
-Я думаю, что лучше всего путешествовать по лесу пешком. Вы согласны?
Воспитатель. Чтобы попасть на лесную полянку, нам нужно идти по тропинке.
(Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга)
«Собирайся, детвора!
Весна зовет: «Гулять пора!»
(дети хлопают в ладоши)
Будем по лесу гулять
(шагают на месте)
Свежим воздухом дышать
(Останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны, делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот.)
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем
Маленькие лужицы обойдем.
(Идут друг за другом, высоко поднимая колени и держа руки за спиной)
Растут цветы на пути
Нам их нужно обойти
Идите, дети, осторожно
На цветы наступить можно»
(дети за воспитателем идут змейкой)
Воспитатель. Вот мы и пришли на лесную полянку. Ребята, весной солнышко поднимается высоко и греет землю. Появляются первые проталины.
Синичка Зинька. Ребята, послушайте следующую загадку, которую мне загадали воробьи.
«Из - под снега расцветает
Раньше всех весну встречает» (Подснежник)
Актуализация. Задача - создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, уточнение имеющихся знаний, представлений.
Электронная презентация на тему «Первоцветы» (Текстовое сопровождение – рассказы А.Онегова «На лесной полянке»)
Вопросы детям после просмотра.
- Что такое проталинка? (место, где растаял снег и показалась земля)
- Как называются цветы, которые весной расцветают первыми, на проталинках? (Подснежники)
- Где появляются подснежники? (на проталинках)
- Вспомните названия подснежников (перелеска, мать – и – мачеха ландыш, ветреница, баранчики – ключики, медуница)
- За что перелеску так назвали? (она растет в небольших светлых лесах - перелесках)
- На что похожи цветы перелески? (на маленькие ярко – голубые звездочки)
- За что ветреницу так назвали? (ее цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от слабого ветерка)
- Какой цветок в некоторых местах называют «заячьи уши?» (ландыш)
- На что похожи листья ландыша? (листья ландыша длинные, как заячьи уши)
- В цветках какого подснежника много медового на вкус нектара? (у медуницы)
Дифференцированный подход (Дети проговаривают названия первоцветов)
Синичка Зинька. Теперь я знаю, что рано-рано весной распускаются подснежники. Я хочу их сорвать: они такие красивые.
Воспитатель. Ребята, можно так поступать с подснежниками?
Дети. Нет, эти цветы никогда нельзя рвать и уносить домой – они должны цвести и радовать всех людей.
Воспитатель.
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты.
Если все сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты»
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам украсить для Зиньки свою полянку подснежников.
Задание детям. Выберите из всех цветов только подснежники и украсьте лесную полянку этими цветами.
Практическая работа. Задача - применение знаний, навыков и умений. Выполнение практической творческой работы
Коллективная работа. «На лесной полянке»
( Дети выбирают из вырезанных заранее цветов только подснежники и наклеивают на большой лист бумаги).
Дифференцированный подход (По желанию дети могут наклеить проталинки)
Аудиозапись «Голоса птиц»
Воспитатель. Какие чудные голоса!
- Как вы думаете, чьи это голоса?
Дети . Голоса птиц.
Воспитатель. Весной птицы возвращаются из теплых краев. Вспомним названия птиц, которые осенью улетели в теплые края, а весной возвращаются к нам.
(Воспитатель выкладывает картинки с изображениями птиц. Дети выбирают из всех птиц только перелетных и называют их ласково).
Лексико – грамматическое упражнение «Назови ласково»
Журавль – журавушка;
соловей – соловушка;
кукушка – кукушечка;
лебедь – лебедушка;
трясогузка – трясогузочка;
скворец – скворушка и т.д.
Воспитатель. - Что весной делают птицы?
Дети. Птицы весной строят гнезда и выводят птенцов.
Синичка Зинька
- Ребята, а у меня тоже нет своего гнездышка. Может, вы поможете мне построить гнездышко?
(Практическая работа).
Игровое упражнение «Домик для птички»
(Выкладывание гнезда из спичек по принципу «колодца»).
Воспитатель. Зинька, ребята дарят тебе гнездышко.
Синичка Зинька.
-Как мне понравились гнездышки! Спасибо.
Зинька. Осталась еще одна загадка.
«Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна» (Медведь)
Зинька. Кто же это может быть?
Воспитатель. Ребята, поможем синичке отгадать загадку.
(дети называют отгадку)
Зинька. Как вы догадались, что это медведь?
(дети приводят аргументы)
Воспитатель. А какие еще звери просыпаются от зимнего сна в весеннем лесу?
Динамическая пауза. «Медведь весной проснулся»
Задача – предупреждение утомляемости
« Медведь весной проснулся (движения по тексту)
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался,
Наклонился,
Водой из ручейка умылся
(дети тянутся вверх на носках, руки в стороны)
И пошел по лесу.
Берегись, лесной народ
Медведь косолапый идет!»
(ходьба по – медвежьи)
Воспитатель. Весной у диких животных появляются детеныши.
Дидактическая игра «У кого - кто?»
(упражнение в словообразовании):
у медведицы – медвежата;
у волчицы – волчата;
у зайчихи – зайчата ; …
Воспитатель. Ребята, напомним Зиньке, что бывает ранней весной. Предложение должно начинаться со слова «весной». Например,
«Весной солнце пригревает землю»
«Весной на проталинках расцветают подснежники»
«Весной тает снег и текут ручейки»
«Весной с юга возвращаются птицы»
«Весной просыпается от зимнего сна медведь»
«Весной у диких животных появляются детеныши»
Дифференцированный подход. ( Дети повторяют фразовые высказывания сверстников)
Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие в весенний лес?
- А вы помните, как нужно правильно себя вести в лесу?
Дети. Не рвать цветы. Не шуметь, не разорять птичьи гнезда, не уносить домой птенцов и детенышей животных.
Воспитатель Зинька, теперь ты сможешь весну?
Заключительный этап. Задача – подведение итогов НОД. Высказывания детей по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния
Зинька. Конечно, я теперь знаю, какая она, весна. А сейчас мне пора к себе в гнездышко. Спасибо, ребята. До свидания.
4. Заключение
Основными показателями результативности использования содержания природоведческой художественной литературы является положительный уровень развития представлений воспитанников об окружающем, активизация речевой деятельности детей в соответствии с требованиями программы.
Воспитанники правильно употребляют в речи существительные, глаголы применительно к следующим темам: «Дикие животные родного края», «Птицы наших лесов», «Растения леса», «Времена года». Дети устанавливают элементарные причинно – следственные связи в природе. Воспитанники овладевают навыками драматизации небольших литературных произведений (см. «Фото»).
Использование содержания природоведческой литературы способствует развитию коммуникативных навыков воспитанников, формирует интерес к родной природе, эстетическому восприятию окружающего мира.
В ходе реализации темы решаются вопросы бережного отношения к природе: у воспитанников формируются элементарные экологические представления.
Участие родителей в реализации темы осуществляется через реализацию проектной деятельности, организацию экскурсий в городскую детскую библиотеку Родители привлекаются к подбору иллюстрированных изданий для использования на занятиях. С их помощью в группе организуется мини-библиотека иллюстрированных изданий природоведческой художественной литературы.
Список использованной литературы
Бианки В.В. Лесные разведчики: Рассказы и сказки/ В.В.Бианки, Мн.: Юнатцтва, 1985.- 287 c.,ил.
Бианки В.В. Лесная газета: Рассказы и сказки/ В.В. Бианки - М.: Астрель:АСТ, 2007. – 317, М.: [3] c.
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
Интернет ресурс, - http://www.polezno.kg/kartinki/84-kartinki-vesna
Онегов А.. На лесной поляне/ А.Онегов. Москва: Издательство «Малыш», 1994.
Сладков Н. Лесные сказки / Н.Сладков. ил. – (Книги – мои друзья), М.:Эксмо, 2013. – 96с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шайхутдинова Дина Гаяновна
→ Dina_Dina 24.12.2013 1 4123 480 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.