Конспект сюжетно-ролевой игры "Юннаты на лесной экскурсии"


Муниципальное бюджетное детское дошкольное учреждение

Детский сад № 283


 


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ


 


 

«Юннаты на лесной экскурсии»


 


 


 


 

Автор: Зайцева Ольга Сергеевна


 


 


 


 

Екатеринбург

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.

Цель данной игры: это знакомство с жизнью малознакомого детям лесного животного – хорька, а также повторение и закрепление детьми правил поведения в лесу.

Сюжетно-ролевая игра «Юннаты на лесной экскурсии» является продолжением непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы.

Участники игры: дети 6-7 лет, количество – 20 человек.

Для наилучшего погружения в сюжетно- ролевую игру была создана предметно-развивающая среда в группе: следами хорька (из бумаги) был обозначен маршрут экскурсии, на местах остановок были разложены карточки-картинки с нужными изображениями (корм, место обитания, враги и др. хорька), воссоздана из подручных материалов нора хорька.

Во время проведения сюжетно-ролевой игры были использованы игровые и дидактические методы и приемы. Игровой метод – воображаемая ситуация в развернутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Игровые приемы: отгадывание загадок, сюрпризность, эмоциональность, элементы драматизации. Словесные методы и приемы: беседа, рассматривание картинок и обсуждение.

В ходе игры с каждым ребенком возможно проведение и индивидуальной работы. Например, обращение к конкретному ребенку с просьбой о помощи, вопросами, давать маленькие индивидуальные задания в ходе игры.

Дети в этой сюжетно-ролевой игре достаточно самостоятельны. Они сами прокладывают маршрут по звериным следам, находят задания-картинки, активно обсуждают их и принимают самостоятельные решения. Воспитатель незаметно направляет детей, поддерживает интерес и игре, но старается, чтобы дети сами активно обсуждали и принимали решения по заданиям.

Ожидаемый результат игры: дети лучше узнают жизнь лесного хорька, о котором до этого имели весьма смутное представление. А также они повторят правила поведения в лесу, закрепят знания о деятельности юннатов и научаться составлять план по охране лесных животных на примере хорька.

Сюжетно-ролевая игра «Юннаты на экскурсии в лесу» была разработана мною для старших дошкольников по следующим причинам: во-первых, последние годы очень важна тема экологии, во-вторых, дети, по моим наблюдениям, довольно хорошо знаю про жизнедеятельность медведя, волка, лисы и других крупных лесных животных. Но вот про мелких лесных зверей (куница, хорек и других) дети почти ничего не знают, поэтому я и решила восполнить этот пробел. Игра была разработана так, чтобы в ее процессе дети познакомились с основными характеристиками жизни хорька (питание, среда обитания, природные враги, внешний вид, охрана хорька как вида). После этой игры у детей, я надеюсь, проснется интерес к изучению и малознакомых обитателей нашего леса, а также возникнет желание защищать и оберегать их жизнь от негативного вмешательства человека.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

  1. Подготовительная часть

Дети заранее готовятся к теме сюжетно-ролевой игры: читают вместе с воспитателем рассказы о животных и о лесе. Знакомятся с деятельностью юннатов, обсуждают и вспоминают правила поведения на природе.

Дети берут на себя роли юннатов, а воспитатель – старший юннат.

  1. Ход игры

Сюжет: к юннатам приходит письмо из леса от неизвестного зверя, в котором он приглашает их к себе в гости в лес и предлагает им отгадать, кто им написал это письмо. Для этого неизвестный зверь приготовил в лесу для детей картинки-отгадки. Дети должны по следам зверя найти эти картинки и догадаться про какого зверя идет речь. Если дети найдут все картинки и отгадают название зверя, то в конце пути этот зверь преподнесет им подарок-сюрприз.

Ролевые действия: дети-юннаты вместе со старшим юннатом-воспитателем идут в лес, находят по следам неизвестного зверя наборы картинок на темы: что употребляет в пищу этот зверь; место его обитания; какие враги у него есть в лесу; что этот зверь не любит; какой внешний вид у него (соберут пазл с изображением хорька) и обсуждают как человек может помочь хорьку выжить в дикой природе. Каждый набор картинок дети обсуждают и делают предварительные выводы: как могут звать этого зверя.

Варианты развития игры: задания могут быть различными.

Завершение игры: после окончательного задания дети делают вывод о названии зверя, воспитатель загадывает им загадку про хорька и обращает внимание детей на укромную нору, в которой сидит игрушка-хорек. Дети рассматривают хорька, проговаривают вместе с воспитателем все, что узнали про него в ходе сюжетно-ролевой игры. Хорек-игрушка с помощью воспитателя достает из норы корзину с фруктами (яблоки/груши) и угощает детей.

АННОТАЦИЯ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то сюжетно-ролевая игра «Юннаты на экскурсии в лесу» является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Набор карточек на тему:

  1. Пища этого лесного зверя:


 

 

Молодой кролик


 


 

 

Лягушка


 

 

Лесная мышь

 

Лесной уж


 

 

Домашняя курица


 


 

  1. Среда обитания и домик:


 

 

Лиственный лес


 

 

Смешанный лес


 

 

Домик под корягами


 

 

Нора в сене

  1. Что любит делать этот зверь:

 

Хорошо лазает по деревьям


 

 

Хорошо плавает


 

 

Охотится ночью


 

 

Днем любит спать


 

  1. Враги этого лесного зверя:


 

 

Волк

 

Филин

 

Рысь


 

 

Лиса


 


 

ЗАГАДКА ПРО ХОРЬКА

Он пушистый, длиннотелый,

Длиннохвостый, гибкий, смелый,

Мышку в норке подстерег,

Ловкий шустренький …..

(хорек)


Полный текст материала Конспект сюжетно-ролевой игры "Юннаты на лесной экскурсии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Ольга Сергеевна  Публикатор
28.09.2022 0 545 74

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК