Конспект сюжетно-ролевой игры "Юннаты на лесной экскурсии"
Муниципальное бюджетное детское дошкольное учреждение
Детский сад № 283
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«Юннаты на лесной экскурсии»
Автор: Зайцева Ольга Сергеевна
Екатеринбург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.
Цель данной игры: это знакомство с жизнью малознакомого детям лесного животного – хорька, а также повторение и закрепление детьми правил поведения в лесу.
Сюжетно-ролевая игра «Юннаты на лесной экскурсии» является продолжением непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы.
Участники игры: дети 6-7 лет, количество – 20 человек.
Для наилучшего погружения в сюжетно- ролевую игру была создана предметно-развивающая среда в группе: следами хорька (из бумаги) был обозначен маршрут экскурсии, на местах остановок были разложены карточки-картинки с нужными изображениями (корм, место обитания, враги и др. хорька), воссоздана из подручных материалов нора хорька.
Во время проведения сюжетно-ролевой игры были использованы игровые и дидактические методы и приемы. Игровой метод – воображаемая ситуация в развернутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Игровые приемы: отгадывание загадок, сюрпризность, эмоциональность, элементы драматизации. Словесные методы и приемы: беседа, рассматривание картинок и обсуждение.
В ходе игры с каждым ребенком возможно проведение и индивидуальной работы. Например, обращение к конкретному ребенку с просьбой о помощи, вопросами, давать маленькие индивидуальные задания в ходе игры.
Дети в этой сюжетно-ролевой игре достаточно самостоятельны. Они сами прокладывают маршрут по звериным следам, находят задания-картинки, активно обсуждают их и принимают самостоятельные решения. Воспитатель незаметно направляет детей, поддерживает интерес и игре, но старается, чтобы дети сами активно обсуждали и принимали решения по заданиям.
Ожидаемый результат игры: дети лучше узнают жизнь лесного хорька, о котором до этого имели весьма смутное представление. А также они повторят правила поведения в лесу, закрепят знания о деятельности юннатов и научаться составлять план по охране лесных животных на примере хорька.
Сюжетно-ролевая игра «Юннаты на экскурсии в лесу» была разработана мною для старших дошкольников по следующим причинам: во-первых, последние годы очень важна тема экологии, во-вторых, дети, по моим наблюдениям, довольно хорошо знаю про жизнедеятельность медведя, волка, лисы и других крупных лесных животных. Но вот про мелких лесных зверей (куница, хорек и других) дети почти ничего не знают, поэтому я и решила восполнить этот пробел. Игра была разработана так, чтобы в ее процессе дети познакомились с основными характеристиками жизни хорька (питание, среда обитания, природные враги, внешний вид, охрана хорька как вида). После этой игры у детей, я надеюсь, проснется интерес к изучению и малознакомых обитателей нашего леса, а также возникнет желание защищать и оберегать их жизнь от негативного вмешательства человека.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
-
Подготовительная часть
Дети заранее готовятся к теме сюжетно-ролевой игры: читают вместе с воспитателем рассказы о животных и о лесе. Знакомятся с деятельностью юннатов, обсуждают и вспоминают правила поведения на природе.
Дети берут на себя роли юннатов, а воспитатель – старший юннат.
-
Ход игры
Сюжет: к юннатам приходит письмо из леса от неизвестного зверя, в котором он приглашает их к себе в гости в лес и предлагает им отгадать, кто им написал это письмо. Для этого неизвестный зверь приготовил в лесу для детей картинки-отгадки. Дети должны по следам зверя найти эти картинки и догадаться про какого зверя идет речь. Если дети найдут все картинки и отгадают название зверя, то в конце пути этот зверь преподнесет им подарок-сюрприз.
Ролевые действия: дети-юннаты вместе со старшим юннатом-воспитателем идут в лес, находят по следам неизвестного зверя наборы картинок на темы: что употребляет в пищу этот зверь; место его обитания; какие враги у него есть в лесу; что этот зверь не любит; какой внешний вид у него (соберут пазл с изображением хорька) и обсуждают как человек может помочь хорьку выжить в дикой природе. Каждый набор картинок дети обсуждают и делают предварительные выводы: как могут звать этого зверя.
Варианты развития игры: задания могут быть различными.
Завершение игры: после окончательного задания дети делают вывод о названии зверя, воспитатель загадывает им загадку про хорька и обращает внимание детей на укромную нору, в которой сидит игрушка-хорек. Дети рассматривают хорька, проговаривают вместе с воспитателем все, что узнали про него в ходе сюжетно-ролевой игры. Хорек-игрушка с помощью воспитателя достает из норы корзину с фруктами (яблоки/груши) и угощает детей.
АННОТАЦИЯ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то сюжетно-ролевая игра «Юннаты на экскурсии в лесу» является сквозным механизмом развития ребенка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Набор карточек на тему:
-
Пища этого лесного зверя:
Молодой кролик
Лягушка
Лесная мышь
Лесной уж
Домашняя курица
-
Среда обитания и домик:
Лиственный лес
Смешанный лес
Домик под корягами
Нора в сене
-
Что любит делать этот зверь:
Хорошо лазает по деревьям
Хорошо плавает
Охотится ночью
Днем любит спать
-
Враги этого лесного зверя:
Волк
Филин
Рысь
Лиса
ЗАГАДКА ПРО ХОРЬКА
Он пушистый, длиннотелый,
Длиннохвостый, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерег,
Ловкий шустренький …..
(хорек)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Ольга Сергеевна
→ Публикатор 28.09.2022 0 727 90 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы