Конспект занятия "Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж" для детей старшей группы"


Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж » для детей старшей группы.

Интеграция образовательных областей - речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: знакомство со звуком [ж] и буквой Ж.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить со звуком [ж] и буквой Ж;

  • познакомить с характеристикой звука;

  • автоматизировать правильное произношение «ж»;

  • формировать умение определять местоположение звука в слове;

  • формировать правильную звуковую культуру речи.

Развивающие задачи:

  • развивать связную речь, внимание, память.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов;

  • воспитывать доброжелательные отношения.

Предварительная работа:

- упражнения на определение наличия звука в слове;

- упражнения на подбор слов на заданный звук;

- разучивание физкультминутки «Жук»;

Оборудование: игрушка – жук, картинки, палочки, мультфильм.


Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Я очень рада видеть гостей в нашей группе. Ну, и, конечно же, вас - детей группы «Колобок».

Давайте встанем в круг.

Все мы за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнётся с теплоты

С теплоты и доброты.


Дети заходят в группу. Здороваются с гостями.





Встают вместе с воспитателем в круг.

Основная часть


























Скороговорка

Ребята, вы такие дружные! Сегодня с нами кто-то еще хотел подружиться и обещал прийти. Хотите узнать кто это? Тогда слушайте меня внимательно, я загадаю вам загадку.

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадет - по земле ползет.

Кто это?
(Жук) Появляется на экране.

Жук:

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Жужа. От своих друзей узнал, что вы здесь, в детском саду, знакомитесь с разными звуками и буквами. Я тоже хочу узнать много интересного о своем звуке и букве!

Ребята, познакомим жука с его звуком?

Для этого, у меня есть скороговорка. Послушайте.

Жук-жучок жёлтый бочек

На лужайке не лежи,

Полетай, пожужжи.

(Давайте разделимся на команды мишек, мышек) повторим скороговорку голосом медведя громко , медленно, а мышки тихо, быстро). Стоя. Присаживаемся

Характеристика звука ж

Сидят. Ребята, а какой звук в скороговорке часто повторялся?

А вы догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

А что вы о нем мне можете рассказать? (Если затрудняются, задаю вопрос гласный или согласный?

Докажите.

Гласные –произносим свободно без преграды, согласные – с преградой. )

Твердый как камень или мягкий как вата?

Я открою вам важную тайну. Звук ж всегда твердый.

Давайте определим звонкий или глухой. Для этого приложим ладошку к горлышку и произнесем звук Ж. Что чувствует ваша ручка?

Горлышко дрожит. Значит звук звонкий.

Молодцы! А сейчас мы друг другу повернемся. Превратимся в жуков. Будем правильно произносить звук ж. (Работа в парах) Следите за тем, чтобы губы были округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами. (ж - ж ) Молодцы!

А теперь жуки вышли на лужайку. Встаем.

Физкультминутка

На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу 
(
дети показывают),
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь 
Низко-низко наклоняюсь 
Упражнения на развитие фонематического слуха

А теперь жучок хочет с вами поиграть. Если услышите звук ж, хлопните в ладоши. Готовы?

ж, з, с, д, ж, га, до, жу, шуба, пирожок, усы, журавль…

Молодцы!

Вы были очень внимательными!

На столе картинки.

Ребята, Жук Жужа принес вам разные картинки. Я их разложила на столе. Вам нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ж].

На столе лежат картинки: жираф, ежи, снежинка, желудь, петух…

Давайте встанем вокруг стола. Первыми выберут картинки девочки, потом мальчики.

Рассмотрите свои картинки и назовите слово, выделяя голосом звук [ж] . А где спрятался звук [ж] в этих словах? (в начале или середине)

Игра с мячом.

Придумайте свои слова со звуком ж.

Молодцы!

Ребята, кажется Жук Жужа хочет нам что-то сказать.

-Ребята, я столько нового узнал о своем звуке [ж]!!! Спасибо! Только мне уже ужасно хочется узнать, как выглядит моя буква!!!

Дети присаживаются за столы. Жук Жужа сейчас все узнаешь. Отправимся к Мудрой Сове . Она нам все расскажет и покажет.

Включаю мульфильм

Показываю изображение буквы Ж.

За столом. Давайте вместе с вами станем волшебниками и превратим звук ж в букву. На кого они похожи?(Выкладывание из палочек буквы на зеленом листочке из бархатной бумаги) Какие красивые буквы у нас получились! . На кого они похожи?

Дети садятся на ковер.








Отгадывают загадку
















Проговаривают скороговорку голосом медведя, мышки.

Ходят, как медведи, мышки.






Узнают и называют звук ж.





Согласный – т.к. не поется.





Называют (мягкий или твердый).




Определяют (звонкий-глухой)






Работа в парах на ковре




Правильно произносят звук.

Встают, выполняют движения со словами


Из ладошек цветок

крылья

Повороты влево-вправо


дети машут руками

нагибаются



Ловят звук ж.






Картинки на столе дети выбирают с [ж]



Находят картинки со звуком ж. Должны догадаться, что лишняя картинка – петух.

Ищут, где спрятался звук ж в картинках (в начале, середине)







Придумывают свои слова со звуком ж.













Мульфильм








Выкладывают из палочек букву Ж .




Заключительная часть

Мы сегодня хорошо потрудились!

Ребята, как вы думаете, мы помогли жуку узнать много интересного о его звуке?

Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Жучок просит передать, что теперь он будет часто прилетать и знакомиться с новыми звуками и буквами. А за вашу помощь жучок дарит вам песенку.


итоговая беседа, песня





Полный текст материала Конспект занятия "Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж" для детей старшей группы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эркина Ираида Владиславовна  Публикатор
11.03.2024 0 447 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК