Конспект урока по теме "Род имён существительных" в 5 классе
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат 8 вида №4
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
Учитель русского языка – Зарипова Ирина Владимировна
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Род имён существительных»
Цель: - закрепить умение различать мужской,
женский и средний род имён существительных;
- активизировать активный словарь учащихся;
- корригировать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию);
- корригировать зрительную память (на основе узнавания и различения);
- воспитывать учебную мотивацию.
Оборудование:
таблицы,
предметные
картинки, карточки для индивидуальной
и групповой работы с учащимися.
Ход
урока:
I
Организационный момент
- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, поддержка и помощь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II Подведение учащихся к теме урока
1. – Прочитайте слова:
- Какое слово «лишнее»? Почему? (тёплый –т. к. это прилагательное, а остальные слова- существительные).
- Как изменяются существительные? (по родам).
- Какие слова помогают определить род существительных? (он, мой; она, моя; оно, моё).
- Подумайте и назовите тему урока (Род имён существительных).
/На доске открывается запись темы урока/
2. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке будем упражняться различать род имён
существительных.
III Актуализация и систематизация знаний учащихся
1. Знакомство с новым словарным словом
- Ребята, вы сможете назвать новое словарное слово, если найдёте треугольник с его первой буквой и соедините остальные буквы.
- Назовите словарное слово. (Остров).
1) Работа над лексическим значением слова
- Что обозначает слово «остров»?
Остров- это участок суши, со всех сторон окружённый водой.
/Выставляется на доске рисунок острова/.
/На доске выставляется слово О́СТРОВ/
2) Звуко-буквенный разбор слова
όстров – 6 зв., 6 б., 2 гл., 4 согл., 2 слога (ост-ров). /Один ученик работает у доски/.
3) Подбор родственных слов
ОСТРОВ
ОСТРОВОК
ОСТРОВИТЯНКА
ОСТРОВИТЯНИН
ОСТРОВНОЕ
(ГОСУДАРСТВО)
/Слова выставляются на доске/
- Запишите слова в тетрадь, выделите корень, определите род.
2. Мы отправимся в путешествие по морю к необитаемому острову на корабле.
- В пути нам встретятся морские обитатели, которые приготовили нам задание.
- Итак, отправляемся в плавание! Держим курс на остров!
1) - Первое задание нам принесли парусники. Прочитайте их названия.
- Найдите среди названий парусников глаголы и запишите их в тетрадь. Что они обозначают? (действия предметов).
- Слова какой части речи остались на парусниках? (прилагательные).
- Запишите их в столбик.
/запись в тетрадях: Необитаемый
Большой
Далёкий
Знакомый
Родной/
- К данным прилагательным подберите противоположные по смыслу слова
1 вариант с опорой на карточку:
Маленький
близкий
обитаемый
чужой
неизвестный
2 вариант: -Соедини стрелками слова, противоположные
по смыслу:
Необитаемый Маленький
большой близкий
далёкий обитаемый
знакомый чужой
родной неизвестный
/Выполняется проверка. 1 ученик читает вслух/
- Молодцы, справились с заданием, плывём дальше.
2) Отгадайте загадку:
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет … (черепаха)
/На доске появляется изображение морской черепахи/.
Черепаха приготовила нам задание.
- Прочитайте слова на полосках
- Определите род существительных и запишите их в три столбика
М. Р. Ж. Р. СР. Р.
/Один ученик у доски расставляет слова в три столбика/.
- Молодцы, справились с заданием, и морская черепаха пропускает нас дальше.
Физминутка.
3) А вот навстречу к нам спешит дельфин
- Дельфин несёт задание:
-Определите, что плавает и запишите слова в три столбика.
- Какие слова помогут определить род существительных? (он, мой она, моя оно, моё).
/У доски работают три ученика/
- Молодцы, плывём дальше.
4) И нас встречает рыбка.
-Нужно подобрать родственные слова к существительному рыбка.
/Дети называют, учитель выставляет на доске/.
Рыба
Рыбка
Рыбак
Рыбалка
Рыбёшка
Рыбий (жир)
Рыбацкое (судно)
Рыбные (консервы)
- Запишите, выделите корень, у существительных определите род
(для 1 группы детей).
- Выделите корень в словах (для 2 группы).
- Восстановите деформированное предложение:
Летучий, рыбка, выскочить, из, вода, и, парить, в, воздух.
- Разобрать по членам предложение.
/Выполняется взаимопроверка работ/.
- Молодцы, ребята! Мы доплыли до нашего необитаемого острова.
5) Давайте порадуем его жителей знанием словарных слов.
- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,
соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
/Самопроверка записей в тетрадях и на доске./
IV Подведение итогов урока
- Чему учились на уроке?
- Какие слова помогали определить род существительных?
- Какое задание понравилось больше всего?
V Оценки за урок
VI Задание на дом
- Страница 104, упражнение 255.
/К существительным среднего рода подобрать прилагательные/.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зарипова Ирина Владимировна
→ ИринаЗ3 28.09.2011 4 17534 4548 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.