Конспект открытого урока по русскому языку "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. (продолжение).
Цель: формировать у учащихся умения:
находить обобщающие слова при однородных членах;
правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах;
3) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах;
4) употреблять предложения с обобщающими словами в своей речи.
Развивать орфографическую зоркость, речь, память, логическое мышление учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, любовь к родной природе.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Ребята, скажите, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них).
- Вспомните, что вы знаете об обобщающих словах?
(При о.ч. могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и о.ч. Обобщающие слова могут стоять впереди о.ч. и после о.ч.)
- Расскажите, какие знаки препинания ставятся при о.ч., если обобщающее слово стоит впереди них? И если обобщающее слово стоит после о.ч.?
(Если обобщающее слово стоит впереди о.ч., то перед о.ч. ставится двоеточие; если обобщающее слово стоит после о.ч., то за ними ставится тире).
- Какие знаки препинания ставятся, если обобщающее слово стоит перед о.ч., а после них предложение продолжается?
(Перед о.ч. ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения тире).
2. Индивидуальный опрос.
- 2 ученика будут работать на карточках
Карточка
№ I
1.
Расставьте знаки препинания, начертите
схему предложения.
Дети
набрали полные корзины грибов
подосиновиков подберезовиков2
маслят.
2.
Составьте
предложение по схеме:
[О, О - О].
Карточка
№ 2
1. Расставьте
знаки препинания, начертите
схему предложения.
Ни
войны ни поля ни товарищей ничего
не видел2
теперь Алексей.
2. Составьте
предложение по схеме:
[О:
и
О,
и
О].
Остальные ученики открывают тетради с домашним упражнением № 283. Вам нужно было списать предложения, расставить знаки препинания и начертить схемы 2, 3, 8 предложений. Их мы сейчас и проверим.
Прочитайте 2-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О, О - О].
Прочитайте 3-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О: иО,иО,иО,и О].
Прочитайте 8-е предложение. Какие знаки препинания вы поставили и почему? Начертите схему на доске. [О: О, О, О -...].
(Ученики, работавшие на карточках, сдают свои работы).
III. Сообщение темы и цели урока.
(Учащиеся записывают в тетради число, классная работа, тему).
Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над темой «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».
Будем учиться находить обобщающие слова при о.ч. в разных предложениях, правильно ставить знаки препинания при о.ч. и обобщающих словах; составлять предложения с обобщающими словами при о.ч. и чертить схемы таких предложений.
IV. Закрепление материала.
1. Занимательное задание «Собери предложение».
- Ребята, составьте предложение, выполнив ряд действий.
1)
Из предложения
взять обстоятельство места.
Хорошо
летом в лесу!
(где?
в лесу).
2)
Из предложения
взять
сказуемое.
Он
поражает всех своим талантом.
(поражает).
3)
Из предложения
взять
подлежащее.
Всё
озарилось вдруг.
(всё).
- Расставьте слова по порядку. Какое предложение у вас получилось?
В лесу поражает всё.
Дополните его однородными членами. Какие у вас получились предложения? (Спрашиваю 3-4 учеников). Какие знаки препинания вы поставили?
2. Работа у доски. (На доске заранее написаны предложения).
- Продолжите данные предложения, включив в них о.ч., расставьте знаки препинания.
1. И крыши домов и__________и_________всё стало белым от выпавшего снега.
[иО,иО,иО- О].
2. На столе лежали письменные принадлежности______ _____ _____.
[О:О,О,О-].
3. Множество разных животных_____ ____ ____водится в наших лесах.
[О: О, О, О-...].
3. Перестройте устно предложение (запись предложения под диктовку).
И лесные3 дали, и широкие луга, и бескрайние поля – всё1 зазеленело2 вокруг.
Перестройте предложение, поставив обобщающее слово впереди о.ч.
(Всё зазеленело вокруг: и лесные дали, и широкие луга, и бескрайние поля).
Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните разборы:
1) фонетический разбор:
Всё1 - 1 слог [фс'о]
в - [ф] - согл., глух., парн,, тв. парн.
с - [с'] - согл., глух., парн., мягк.парн.
ё - [о] - гласи., ударн.
3 буквы, 3 звука
2). морфемный разбор:
зазеленело2
3) морфологический разбор:
лесные3 (дали) - прилаг.
Дали (какие) лесные.
Н.ф, лесной
Пост.- относительное; непост.- в им.п., мн.ч.
Дали (какие) лесные.
4.Работа с учебником.
Выполнение упражнения 285 - комментирование с места.
Ребята, прочитайте задание к упражнению 285.
Что от нас требуется в упражнении?
(Вместо точек вставить обобщающие слова, расставить знаки препинания, где надо, изменить окончание).
Из-за тумана не было видно ... ни впереди идущего буксира ни берега (ничего).
Спортивная арена плавательный бассейн спортивные площадки ... вызывали восхищение посетителей стадиона (всё).
На вокзале меня ...не встретил ни друзья ни родные (никто).
4) Я побывал ... в музеях и театрах в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке (всюду).
5)... комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры (разные аттракционы).
5. Творческая работа.
(На доске картинки).
- Посмотрите на пейзажи и скажите, какое время года изображено на них.
(Зима).
- Придумайте небольшой текст о зиме из нескольких предложений, чтобы обязательно были однородные члены и обобщающие слова при них.
(Примерный текст: Пришла долгожданная зима. Она принесла с собой всё: и морозы, и вьюги, леса, поля, реки, улицы городов и деревень - все покрыто белым пушистым снегом. У ребят появились разные забавы: катание с горки, лыжные прогулки, игра в снежки.)
6. Проверочная работа по вариантам.
№ 1
Расставьте
знаки препинания.
составьте
схему второго предложения.
Какому
предложению соответствует схема:
[О:
и О, и О -…]?
1)
Снег лежал везде на скалах гор на ветвях
деревьев.
2)
Ни суровый климат ни густые леса ни
болота ничто не пугало путешественников2.
3)
Всюду и наверху и внизу кипела работа.
№ 2
Расставьте
недостающие знаки препинания.
Составьте
схемы 1, 4 предложений.
Какому
предложению соответствует схема:
[О:
О, О, О,О - …]?
1)
Мы запасали на зиму разные лечебные
травы ромашку подорожник2
березовые почки.
2)
Теперь уже ни гор ни земли ни неба ничего
не было видно.
3)
В Сибири родилось много талантливых2
людей географ Ремезов композитор
Алябьев художник Перов.
4)
И лес и вода и стены хижин и песчаные
холмы все горит точно багровым заревом.
5)
Все лицо походка взгляд голос все вдруг
изменилось в ней.
(Проверка карточек учащихся).
V. Подведение итогов урока.
Над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?
Что учились делать?
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание.
§ 28 повторить, упражнение 286 (п.), повторить словарные слова к диктанту (с.98-125)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фомина Людмила Владимировна
→ Разведон 30.10.2011 0 11950 2220 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.