Урок русского языка в 7 классе I вида II вариант "Морфологический разбор имени существительного"


Урок русского языка в 7 классе I вида II вариант

Учитель Бондаренко Светлана Алексеевна

Тема урока. Морфологический разбор имени существительного

Цели урока:

- пополнять и расширять словарный запас учащихся;

- систематизировать и обобщить знания об имени существительном;

- познакомить с правилами морфологического разбора имени существительного;

- дать понятия: постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

- развивать слуховое восприятие при распознавании знакомого материала;

- развивать речь, мышление и память учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку.



Ход урока

I.Организационный момент (все дети стоят)

Фразы обиходно-разговорного характера. Тема «В магазине».

-Сейчас сядет тот ученик, который правильно ответит на вопрос.

а) Денис, ты любишь ходить в магазин?

Какие продукты можно купить в продовольственном магазине?

б) Стас, сколько стоит булка хлеба?

в) Андрей, спроси у Жени, что можно купить в хозяйственном магазине?

г) Андрей, в каком магазине можно купить тетради, ручки, карандаши?

д) Надя, например, тебе нужно купить молоко, что ты скажешь продавцу? Сколько стоит литр молока? Как потом поблагодаришь?

е) Вика, какие сегодня дежурные звуки? (г), (к).

Сегодня мы будем стараться говорить правильно и хорошо звуки (г), (к)

Прочитай слоги и слова с этими звуками.

II. Речевая зарядка

АГА-АКА ГУ-КУ ГРА – КРА

НОГА-РУКА ГУСИ-КУРЫ ГРАЧ_КРАН



Скажи тихо Скажи громко

ГОРЬКИЙ ЛУК КИСЛАЯ КАПУСТА

СОЛЁНЫЙ ОГУРЕЦ ВКУСНЫЙ ВИНЕГРЕТ



Составь рассказ



Как готовить винегрет?



Для приготовления винегрета нужно взять: солёные ……, кислую ….., отварной ….., отварную ….., ….., …… Всё мелко нарезать, посолить, полить маслом. Винегрет готов!



  1. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради. Напишите число, классная работа, тема, словарный диктант.

Словарный диктант. ( Дается лексическое значение слова, дети пишут это слово в тетрадь. Слабослышащие дети не поднимают глаза на учителя, воспринимают знакомый материал на слух, а глухим даётся слухо-зрительно, при необходимости показывается жест)

Специальные знаки « », для выделения прямой речи, цитат, заглавий.(кавычки)

Посмотрите на картинку (казак)

Низкая резиновая обувь, надеваемая в грязную погоду (калоши-галоши)

Прибор для математических вычислений (калькулятор)

Длительный перерыв в занятиях в учебное время (каникулы)

Главный человек на корабле (капитан)

Спортивная борьба, основанная на ударах ногами и руками (каратэ)

Врач-специалист, к которому обращаются, если болит сердце (кардиолог)

Заболевание зубов, разрушение ткани зуба (кариес)

Человек очень маленького роста (карлик)















IV.Работа у доски.

а) Надя, придумай и напиши предложение со словом казак.

б) Женя, определи и подчеркни, каким членом предложения является слово каникулы в следующих предложениях (предложения предварительно написаны учителем на отвороте доски):

Зимние каникулы начнутся двадцать восьмого декабря.

Я очень люблю зимние каникулы.

Во время каникул я буду отдыхать.

Длительный перерыв в занятиях в учебных заведениях – это каникулы.

в) Денис, выполни фонетический разбор слова кариес.

г) Андрей, выполни синтаксический разбор предложения, которое написала Надя.

д) Стас, проверь словарный диктант у Вики.

(пока дети выполняют задания, учитель проверяет словарный диктант)

V.Сообщение темы урока.

Ребята, если вы видите над словом цифру «3», что нужно сделать? (выполнить морфологический разбор слова)

Что значит выполнить морфологический разбор слова?

(разобрать слово как часть речи).

Тема сегодняшнего урока «Морфологический разбор имени существительного».

Сегодня на уроке мы займёмся обобщением всего, что нам известно об имени существительном и будем учиться делать его морфологический разбор.

Откройте учебники на странице 97, параграф 42.

Прочитайте план разбора имени существительного.

В прошлом учебном году мы с вами уже делали морфологический разбор имени существительного, но все его признаки записывали в одну строку, а сейчас вы увидели, что эти признаки разделили на постоянные и непостоянные.

Постоянные признаки это те, которые есть у слова всегда, как бы оно не изменялось. У имени существительного их 4.

Непостоянные признаки – это те, которые различны у разных форм слова. У имени существительного их 2.

Давайте вспомним, какие это признаки и попробуем выполнить морфологический разбор слова. (с опорой на таблицу)

Давайте возьмём слово казаки из предложения, которое придумала Надя.

  1. Первое, что нам нужно определить, какой частью речи является слово казаки. На какой вопрос отвечает это слово? (кто?), что обозначает? (предмет) Учитель записывает на доске.

  2. Второе. Нам надо поставить это слово в начальную форму. Это Именительный падеж единственного числа.

Теперь нам надо выяснить, какие признаки имени существительного являются постоянными. Всего их4.

а) Собственное или нарицательное имя существительное.

Какие существительные являются собственными? ( имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, озёр, гор, названия фильмов, книг, журналов…)

Как пишутся имена собственные? (всегда с большой буквы) Приведите свои примеры

Приведите примеры имён нарицательных.

Как вы думаете, слово казаки собственное или нарицательное? (нарицательное).

Как выдумаете, например, слово Денис может стать нарицательным? (нет)

Правильно, потому что это постоянный признак.

б) Следующий признак – это одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? (кто?)

Приведите примеры из словарного диктанта.

На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (что?). Приведите примеры.

Как вы думаете, слово калькулятор может стать одушевлённым? (нет)

Правильно, потому что это постоянный признак имени существительного. Существительное казаки одушевлённое или неодушевлённое? (одушевлённое)

в) Следующий признак имен существительных - это род.

Приведите примеры существительных женского, мужского, среднего рода.

Как вы думаете, это постоянный признак? (да) Какого рода слово казак?

г) Следующий признак имени существительного – это склонение. Сколько склонений мы знаем? (3)

Как вы думаете, какой это признак? (постоянный) К какому склонению относится слово казак?

д) Вспомните правило «Имя существительное» и скажите мне, как изменяются имена существительные? (имена существительные изменяются по падежам и числам).

Правильно, а если они изменяются, то являются непостоянными признаками.

Первый непостоянный признак это падеж, а второй число.

Определите, в каком числе и падеже употреблено слово казаки.



И последнее, что нам осталось вспомнить, это синтаксическая роль имени существительного в предложении. Давайте посмотрим как справился со своим задание Женя в начале урока. (учитель открывает отворот доски)

Назовите, каким членом предложения является слово каникулы. (подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое)



Из этого делаем вывод, что имя существительное может являться различными членами предложения. Каким членом предложения является слово казаки? (подлежащее)

Проверка усвоенного материала . Тест.

Сейчас мы вспомнили все морфологические признаки имени существительного, я вам раздам тесты, чтобы проверить есть ли пробелы в ваших знаниях.

ТЕСТ

Морфологический разбор имени существительного

  1. Выполнить морфологический разбор слова – это…

а) разобрать слово по составу;

б) сделать звуко-буквенный анализ слова;

в) разобрать слово как часть речи.

2. Имя существительное обозначает

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

3. Имя существительное отвечает на вопросы

а) какой? какая? какие?

б) что делать? что сделать?

в) кто? что?

4. Начальная форма имени существительного – это

а) Именительный падеж единственного числа;

б) Винительный падеж единственного числа;

в) Именительный падеж множественного числа.

5. Укажите собственное имя существительное

а) улица;

б) Тихорецк;

в) город.

6. Укажите одушевлённое имя существительное

а) калоши;

б) калькулятор;

в) казак;

7. Укажите существительное среднего рода

а) какао;

б) абажур;

в) тетрадь.

8. Укажите существительное 3-его склонения

а) дверь;

б) окно;

в) стена.

9. Какой падеж отвечает на вопросы Кому? Чему?

а) Родительный падеж;

б) Дательный падеж;

в) Винительный падеж.

10. Укажи имя существительное, употреблённое во множественном числе

а) песня;

б) праздник;

в) подарки.

11. Определите, каким членом предложения является выделенное слово

Екатерина II даровала казакам земли на Кубани.

а) дополнение;

б) подлежащее;

в) обстоятельство.



(взаимопроверка тестов)



Будьте внимательны при морфологическом разборе имён существительных:

  • обозначающих множества живых существ (народ, толпа, табун, стая… – являются неодушевлёнными)

  • общего рода (егоза, неряха, сирота…)

  • несклоняемых ( метро, кофе, пальто, пианино…)

  • имеющих только одну форму числа (очки, часы, ворота, ….)



VII.Закрепление нового материала.

К доске пойдёт Стас и попробует сам выполнить морфологический разбор существительного на Кубани.

Женя выполнит морфологический разбор на тренажёре.

Остальные вместе со Стасом записывают разбор слова в тетрадь



VIII. Итог урока

Сегодня мы познакомились с порядком морфологического разбора имени существительного. Выяснили, что постоянные признаки – это те, которые есть у слова всегда, как бы оно не изменялось. Непостоянные признаки – это те, которые различны у разных форм слова.

Андрей, сколько постоянных признаков у имени существительного? Назови их.

Надя, сколько непостоянных признаков? Назови их.

IX. Оценка деятельности учащихся.

X. Домашнее задание.


















Полный текст материала Урок русского языка в 7 классе I вида II вариант "Морфологический разбор имени существительного" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Светлана Алексеевна  Дефектолог0198
03.12.2011 0 4472 753

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК