Урок + презентация по русскому языку по теме "Несклоняемые имена существительные" для 6 класса
Буховец Татьяна Алексеевна
МОУ-СОШ № 3 г. Унеча Брянской области
Урок + презентация по русскому языку по теме: «Несклоняемые имена существительные»
для 6 класса
Для создания презентации были использованы иллюстрации, взятые по адресу: http://images.yandex.ru
Стихотворение: http://berhofer.ru/279155/52/
Тема: «Несклоняемые имена существительные».
Цель: ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные».
Задачи: 1) формировать навыки грамотного письма;
2) развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, процессы анализа, синтеза, творческие способности;
3) воспитывать доброе отношение к животным, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
2.Лингвистическая разминка.
У.: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. СЛАЙД №1
Давайте запишем предложение.
В зоопарке живут дикие животные: кенгуру, львы, шимпанзе, какаду, фламинго, колибри.
1 ученик делает синтаксический разбор предложения у доски с объяснением,
одновременно второй – фонетический разбор слова львы (самостоятельно),
третий – морфологический разбор существительного в зоопарке (самостоятельно).
Проверка учащимися заданий.
У.: Назовите в этом предложении все известные вам орфограммы.
3.Актуализация опорных знаний.
У.: Давайте просклоняем существительные львы и кенгуру.
Учащиеся устно склоняют эти существительные.
У.: Сделайте вывод. СЛАЙД №2
Слово кенгуру не склоняется.
У.: А какие еще слова в предложении не склоняются?
- Фламинго, шимпанзе, какаду, колибри.
У.: Попробуйте сформулировать тему урока.
4.Формулирование темы и цели урока.
Запись темы урока. СЛАЙД №3, СЛАЙД №4.
5.Изучение нового материала.
Этимологическая справка.
У.: Из каких языков пришли эти слова? (Сообщение учащегося о происхождении этих слов)
Составление таблицы.
У.: Какие еще несклоняемые существительные вы знаете? Ребята, давайте наши выводы запишем в таблицу. СЛАЙД№5
Комментарий учителя:
Итак, слова кенгуру, метро, кино, колибри, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Это заимствованные слова из других языков. Они не хотят подчиняться законам русского языка и поэтому называются несклоняемыми. Конечные гласные таких слов не окончания, а гласные корня. Обратите внимание! Некоторые из них похожи на существительные среднего рода, у которых –о и –е – окончания. Такие похожие слова нужно различать. И помнить, что, например, слово решето склоняется, а слово пальто – нет.
1) Сущ. иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю, -и.
СЛАЙД №6
У.: В зоопарк пришли школьники. Вите Семченко понравился яркий колибри,
а Яне Долгих – проворный кенгуру. СЛАЙД №7
У.: Назовите фамилии детей. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.
2) Русские и украинские фамилии на –о и –их (-ых) не склоняются. СЛ.№8
У.: А у нас в классе есть ребята с несклоняемыми фамилиями? Назовите их.
У.: СМИ сотрудничают с ООН, чтобы привлечь всемирное внимание к биологическому разнообразию и необходимости защиты исчезающих видов диких животных и мест их обитания. СЛАЙД №9
У.: Как называются подчеркнутые слова? (Аббревиатура, или сложносокращенные слова звукового, буквенного характера).
У.: Расшифруйте их. Попробуйте их просклонять. Сделайте вывод.
3) Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный, а также аббревиатуры с опорным словом среднего и женского рода не склоняются. СЛАЙД №10
У.: Прочитайте правило на странице 91 и дополните таблицу.
4) Не склоняются иноязычные сущ., обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный ( к знакомой мисс, роман писательницы Войнич). СЛАЙД №11
У.: - Пользуясь составленной таблицей, назовите еще раз группы несклоняемых существительных.
6.Закрепление.
1.Полминутки для шутки.
У.: А теперь послушайте стихотворение: СЛАЙД №12
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
У.: А почему вы смеялись? Что-нибудь не так?
Д.: Очень смешное стихотворение, потому что так говорить нельзя.
У.: Исправьте текст. Назовите несклоняемые существительные.
2.Творческая работа в группах.
У.: Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше несклоняемых существительных. Можно пользоваться материалом из упражнений учебника (стр.92-93).
Задания для сильных учащихся: сочините стихотворение, используя несклоняемые существительные.
3.Самостоятельная работа. СЛАЙД №13
Тест.
1.Выберите несклоняемые существительные.
А) меню; Б) село; В) Баку; Г) Жюль Верн.
2.В каком слове нет и не может быть окончания.
А) поле Б) горе В) кафе Г) ребро.
3. В каком предложении допущена ошибка.
А) Дети с удовольствием читают романы Вальтера Скотта.
Б) Друзья ждали Машу Гореленко в фойе.
В) «Зенит» сыграл вничью с «Динамой».
Взаимопроверка. СЛАЙД №14
7.Итоги. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)
Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово - основа.)
- Зачем в школе изучают такую тему? (Чтобы речь была грамотной.)
Что показалось трудным на уроке?
Домашнее задание.
Найти в словаре 5 несклоняемых имён существительных.
Составить 5 предложений с несклоняемыми существительными.
Для сильных учащихся – рассказ об охране окружающей среды, используя несклоняемые существительные. СЛАЙД №15
У.: А напоследок я хочу рассказать вам анекдот. Послушайте и попробуйте догадаться, какова будет тема следующего урока.
Образованная девушка стоит за прилавком. К ней по очереди подходят покупатели и просят: «Дайте одно кофе». Девушка ждет, когда же появится кто-нибудь грамотный. И вот наконец она слышит: «Дайте один кофе». Увы, следующая фраза была: «И один булка».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буховец Татьяна Алексеевна
→ БуховецТА 31.12.2011 1 36743 8425 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.