"Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным" (урок русского языка в 9 классе) (.docx)






«Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»










(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вида)













Работу выполнила

учитель русского языка

ГБС (К) ОУ школы №21 VIII вида

Краснодарского края

Малый Наталья Викторовна



2011 г.

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.

  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.

  3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.





  1. Организационный момент

Учитель: сегодня у нас необычный урок: нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.

Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1):

  1. 3x3

Р 7x2

С 4x7

Д 9x9

К 4x4

Н 5x4

А 2x9

16 14 18 28 20 9 81 18 14

(Краснодар)

- вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.

Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.

(Слайд 2): чтение объявления учащимися:

Объявление

Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы № 21.

? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)

  1. Введение в тему урока

Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.

(слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».

Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

  1. Работа по теме урока

  1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)

-учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см.приложение 1), запись словарного слова в «Маршрутный лист».

- толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5): экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.

- звуко – буквенный анализ словарного слова;

- работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах»): увлекательная …, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».

Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)

- заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.

3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)

Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).

  1. Закрепление навыка правописания числительных.

Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.

- Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)

Задание по «Маршрутным листам» (задание 4): вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

  1. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.

За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.

Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4), где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р.п. мн.ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)

Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны…, будьте добры…, подскажите, пожалуйста…).

Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)

Физкультминутка

  1. Остановка «Литературная».

Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).

Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах):

  • Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)

  • Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)

  • Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)

  • Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)

  1. Продолжение экскурсии.

Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.

  1. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)

  • Пешеход проходит за час 5 км.;

  • Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

  • Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

  • Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

  1. Викторина (2 команды)

  • Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)

  • Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)

  • Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

  • Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)

  • Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)

  • Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)

  • Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)

  • Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)

  • Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)

  • Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)

  1. Итог урока.

(выставление оценок)

Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествовать.





















Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Словарь: ________________________________________

Увлекательная _____________________ , ________________ в музей, __________________ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.

  1. Количественные Порядковые

числительные числительные

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

________________ _________________

  1. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

  2. Вставить пропущенные буквы:

Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

  1. 6 (весло) ________________________________________

7 (метла) ________________________________________

20 (простыня) ____________________________________

8 пар (валенки) ___________________________________

12 (черешня) _____________________________________

  1. Найти лишнее слово:

Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)

  1. Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пешеход проходит за час 5 км.;

Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Список использованной литературы

Сухин И.Г. «Новые занимательные материалы», М.: «Вако», 2007г.







Слайд 1
Презентацию выполнила учитель русского языка ГБС(К)ОУ ШКОЛЫ № 21 VIII вида Краснодарского края 2011 год
Слайд 2
О Р С Д К Н А 3x3 7x2 4x7 9x9 4x4 5x4 2x9
Слайд 3
 Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы № 21
Слайд 4
«Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным» 
Слайд 5
Это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чемлибо 
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
 http://vseprosto.com/fotografii-starogo-krasnodara  http://neptune7.narod.ru/veslo.htm http://darudar.org/gift/934739/thanks http://darudar.org/gift/416815 http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/6338-гостиная-114/page__st__6 50 http://sadim.org.ua/chereshna http://www.yuga.ru/news/121870/ http://books.tur-internet.ru/books/1/45196.html http://www.livehinternet.ru/community/4031436/post140920648/ Http://www.konkurentov.net/kartonki__knizhki_igrushki/off540 http://www.liveedu.ru/2009/12/19/ http://access.bit2bit.ru/cgi-bin/nphproxy.cgi/000000A/http/bit2bit.ru/index.php=3fpage=3dlink=26link=3d36 4396 http://www.molnet.ru/mos/ru/pages/search?query=украли машину&page=2           

Полный текст материала "Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным" (урок русского языка в 9 классе) (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малый Наталья Викторовна  Nfcz
26.01.2012 2 4144 937

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК