Интегрированный урок русского языка и ИЗО в 5 классе (.docx)










Русина Лидия Васильевна

Учитель русского языка и чтения





Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида.





















Интегрированный урок русского языка и ИЗО в 5 классе

Тема урока - Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Тип урока - комбинированный

Вид урока – урок-путешествие

Цель:

Формирование у учащихся навыка употребления в речи одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Задачи русского языка

образовательные:

-закрепить знания учащихся о частях речи;

- познакомить учащихся с понятием «одушевлённые» и

«неодушевленные» имена существительные;

- тренировать учащихся в распознавании одушевлённых и неодушевлённых существительных

коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию у учащихся наблюдательности, внимания, воображения, фантазии;

- развивать память, логическое мышление, речь;

- коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в различении

воспитательные:

-воспитывать умения работать самостоятельно и по образцу;

-повышать у учащихся интерес к изучению русского языка

Цель:

Закрепление пространственной ориентировки на листе бумаги

Задачи ИЗО

образовательные:

-закрепить у учащихся умение обводить и вырезать по контуру рисунок

коррекционно-развивающие:

-развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук

воспитательные:

-воспитывать аккуратность при работе, умение работать в коллективе

Оборудование:

-схема путешествия;

-опорная схема;

-сигнальные карточки;

- набор карточек со словами;

-набор картинок с изображением предметов и животных;

-набор шаблонов с изображением предметов и животных;

- реквизит: воздушный шар, бутылка, верёвка.

План урока:

I Орг. момент.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок русского языка. Мы будем путешествовать. Мы поплывём с вами на корабле по морю с одного острова на другой. Сейчас мы находимся на острове « Части речи», а поплывём мы вот на тот далёкий остров. А как он называется, вы сами сейчас угадаете.

Важнейшей частью речи я являюсь,

Сегодня вам, друзья, я представляюсь.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

-Какая часть речи так говорит о себе?

Правильно, мы с вами поплывём на остров «Имя существительное». А по дороге мы вспомним и закрепим то, что мы уже знаем, и будем открывать что-то новое. Итак, в путь!

II Повторение изученного материала.

- Плывём мы по бескрайнему морю и вдруг видим… Что это? По морю плывёт бутылка. Давайте-ка мы её вытащим. А там что-то есть! Какое-то послание. Давайте прочитаем.

Ребята, чтобы добраться до острова «Имя существительное», вы должны повторить все части речи, какие вы знаете и определить к какой части речи относятся слова: друг, путешествовать, интересный, красивый, море, узнать, далёкий, письмо, остров, плыть, большой, корабль.

Работа по опорной схеме.

-Какие части речи мы знаем?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

Работа с сигнальными карточками.

А теперь давайте определим к какой части речи относятся слова. Я называю слово, а вы показываете карточку.

Мы плывём дальше, и вдруг вдали что-то появилось на горизонте. Что вы видите? Чтобы лучше увидеть, сделаем гимнастику для глаз.

Физминутка ( «Дырка в ладошке» ).

И вот появился воздушный шар, а в нём какое-то письмо.

III Введение в новую тему.

-Чтобы плыть дальше, нужно распределить слова в 2 столбика.

Работа по опорной схеме.

-Мы знаем, что имя существительное отвечает на вопросы: кто? что? У каждого из вас слово. Поместите его в нужное место. Слова: учитель, корабль, море, облако, мальчик, девочка, капитан, земля, школьник, река, путешествие, солнце.

-Почему мы эти слова поместили в 1 столбик? А эти во 2 столбик?

Вывод: слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлённые, а слова, которые отвечают на вопрос что? называются неодушевлённые.

Физминутка.

Что там чудится в тумане? Волны плещут в океане.

Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,- Надо чаще приседать.

Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе.

Веселее загребай И дельфинов догоняй.

IV Тренировка учащихся в распознавании существительных одушевлённых и неодушевлённых.

- Посмотрите-ка, по морю плывёт дельфин. Он несёт нам какое-то задание.

- Откройте тетради, запишите число.

1 задание. Разложите картинки с изображением предметов в два столбика. В 1 – одушевлённые, а во 2- неодушевлённые. Запишите их в тетради тоже в два столбика.

2 задание. Преврати неодушевлённые существительные в одушевлённые:

двор- дворник лес-лесник школа-школьник гитара-гитарист футбол- футболист

- С помощью какой части слова мы образовали одушевлённые существительные?

3 задание. Преврати одушевлённые существительные в неодушевлённые

моряк-море машинист-машина огородник-огород пожарный-пожар каменщик-камень

-Мы выполнили все задания дельфина и теперь подплываем к острову. Мы очень устали.

Релаксация

V Закрепление нового материала.

-Мы видим, что остров перед нами какой-то необитаемый. Мы его должны оживить. У каждого из вас на парте шаблон. Вы должны обвести его, раскрасить и заселить его на остров. При этом объяснить, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое.

VI Подведение итога урока.

-Посмотрите, на острове оказался сундук, наверное, в нём что-то есть. Давайте его откроем!

-В нём ваше задание на дом: написать в тетради 8 одушевлённых имён существительных и 8 неодушевлённых. Все слова должны быть на тему «Школа».

-Но в сундуке ещё что-то есть. Это ваши оценки.

-А ещё есть для вас сладкий приз.

Наше путешествие окончилось. Всем спасибо!



Литература

1 Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания (в 5-9 классах спец. (коррекц.) образоват. учреждения VIII вида М.: «Просвещение» 2002г.

2 Лазуренко Л. В. Учим, играя. (Занимательные игровые задания) Волгоград: «Учитель» 2007г.

3 Поляков О. В.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Волгоград «Корифей» 2009г.


Полный текст материала Интегрированный урок русского языка и ИЗО в 5 классе (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Русина Лидия Васильевна  ruteacher
21.05.2012 0 6494 955

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК