Урок письма и развития речи "Различение глаголов первого и второго спряжения"; 8 класс
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края
УРОК ПИСЬМА
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ
9 класс
Учитель Иващенко Наталья Григорьевна
2012 год
Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.
Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;
повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;
закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;
формирование орфографической зоркости;
развитие познавательных процессов;
воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.
Ход урока.
Организационный момент.
«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов
Постановка проблемного вопроса.
- Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?
- Какую роль выполняет глагол в нашей речи?
(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).
Актуализация знаний.
- Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.
Мечтать, верить, грустить, жалеть,
- Что у этих глаголов общего? (н. ф.)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
- На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).
- Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).
- Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.
- Какой еще способ существует? (По личному окончанию).
- Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.
- Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).
Определение темы и целей урока.
- Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?
- Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.
Закрепить умения определять спряжение глаголов.
Повторить правило правописания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
- Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).
- О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.
Основная часть.
Минута чистописания.
Упражнения для пальцев.
Упражнения в чистописании.
- Что обозначает эта запись?
Письмо по памяти.
Доброе слово железные ворота открыва…т.
- Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?
- Запишите по памяти. Проверьте.
Орфографическая минутка.
- Что еще умеют делать слова? Прочитайте.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
- Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?
- Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).
- Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
Отгадывание кроссворда.
- Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.
- Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т осковать изменять обижать
беспокоить уважать волновать
в ерить слабеть веселить
- Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).
- Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?
- Назовите глаголы второго спряжения.
Физкультминутка.
- Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».
- Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.
Игра «Магнит».
(Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего лица единственного числа. На доске – изображение сердца).
- Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.
д
оверяет
ссорится
помогает
лукавит
понимает
сердится
прощает
губит
сопереживает
печалится
- Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?
Творческое задание.
- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.
1. Настоящий друг тот, кто… … … .
2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .
3.Достоин уважения человек, который … … … .
4. Человек с плохим настроением … … … .
5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .
6. Человек, живущий ради других. … … … .
7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .
8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .
- Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.
Работа по учебнику.
Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.
Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.
- Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
- Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.
– Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иващенко Наталья Григорьевна
→ Ромашка-Одуванчик 18.10.2012 0 5138 992 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.