Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа
Милованова Лидия Петровна , учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4 г. Миньяра
Тема:
Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе.
(Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Цель:
Углубить понятие о роли прилагательных в речи
Задачи:
Повторить орфограммы, изученные по теме « Имя прилагательное»;
Развивать умение применять правила правописания имен прилагательных;
Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное отношение к слову.
Задания к уроку.
Задания по выбору:
1.Подобрать фразеологизмы, где встречаются прилагательные, объяснить их значение.
2. Написать мини- сочинение « Морозное утро», « Пасмурным днем», «Жаркий полдень», используя эпитеты, олицетворения.
Индивидуальные задания:
1.Подготовить текст диктанта по орфограммам №18,19,20.
2.Подготовить выразительное чтение стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою …».
Ход урока.
Повторение.
1) О какой части речи говорили на прошлом уроке?
2) Что вы знаете об этой части речи? Расскажите правило. Приведите примеры.
3) Часто ли мы употребляем в своей речи имена прилагательные? Почему?
4) Какие орфограммы повторяли на прошлом уроке? Расскажите правила.
Осложненное списывание. Указать падеж прилагательных и выделить их окончания. (Слайд№2)
На чудесн…й аллее, на зимн..й ели, об интересн…м гербарии, при легк…м прикосновении, безызвестн… героя, разноцвет… знамени, заботлив..й дочери, зимн…й дорожкой, в осенн… пору, зимн… пейзажа, радостн… чувству, колоссальн… усилия.
Слайд №3 Проверим:
« Правописание окончаний прилагательных»
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. ( Задание повышенной сложности)
Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте падеж имен прилагательных.
Подойти к взросл…кенгуру, нет черн… кофе, в горяч… какао, с нов… фамилией, на черн… рояле, сильн… впечатления, на нов… пианино, в городск… такси, без сладк… какао.
Карточка №2. ( Для слабого ученика. Использование опорной карточки : Весенн..ми деньками- деньками (какими? )
- весенними ; лучш..ю маму (какую?)- лучшую маму, в нов…м городе- в городе ( каком?)- в новом
1) Допишите слова. Окончания прилагательных проверяйте вопросами.
Горяч..ми ручьями, по горяч…му ручью, будущ…му воину, с будущ..ми воинами, могуч..м дубом, под могуч..м дубом, на могуч..м дубе, могуч..ми дубами, могуч.. дерево, горяч..м ключом, поздн..й зимою, в уютн..м кафе, в змн.. стужу.
2) Разбери по составу:
январский, паровозный, орешник.
IV.Словарная работа:
Колоссальный. Колосс (Слайд №4)
Что обозначают эти слова?
Подберите синонимы к слову колоссальный.
3) Составьте предложения с этими словами.
Колоссальный- величественный, огромный, громадный.
V. Проверка домашнего задания. Повторение орфограмм №18,20
Орфограмма №18. Расскажите правило правописания о-е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных
Составьте алгоритм (Слайд № 5)
Алгоритм правила
1.Определи часть речи. Если это существительное или прилагательное, то…
2. Определи часть слова, в которой находится орфограмма. Если орфограмма в окончании…
3.Посмотри, падает ли ударение на окончание?
ДА НЕТ
/ \
О Е
3) Орфографическая цепочка. Каждый ученик называет слово с орфограммой №18 и объясняет гласную в окончании
4) Орфограмма №20. Расскажите правило, приведите примеры
5) Словарный диктант ( слова с орф .№18,20). Индивидуальное домашнее задание. Один ученик работает на закрытой доске.
Диктует подготовивший диктант ученик. Проверяют по одному слову. Консультанты проверяют у слабых учащихся. Ошибки называются и объясняются.
Ветер могуч, большого корабля, лучшему другу, воздух горяч, материал линюч, мороз трескуч, хорошего товарища, еж колюч, ландыш пахуч, голос хорош, лицом пригож, воздух свеж, юноша широкоплеч, дуб могуч.
VI. Самостоятельная работа . Упражнение №274
- Прочитайте текст.
-Какие орфограммы встретились в тексте? (Ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах)
Расскажите правило: (Слайд № 5)
Ь после шипящих
Ь пишется:
1. существительные 3 склонения ( речь, печь)
2. глаголы в н.ф. ( жечь) и во 2 лице ед.ч. ( говоришь)
Ь не пишется:
1. существительные не 3 склонения (товарищ, луч)
2. краткие прилагательные (жгуч, могуч)
Упражнение № 274. проверяется в классе. Несколько работ собраны для проверки на оценку.
VII. Синтаксический разбор предложения.
сущ. сущ.
1. Составьте предложение по схеме:— – == и сделайте его синтаксический разбор.
Январь- месяц больших молчаливых снегов.
- Каким членом предложения являются прилагательные?
2 Постановка проблемы .Запишите предложение, обозначьте грамматическую основу.
Зима прекрасна.
Испытывают удивление. Возникает проблемная ситуация
- С какой проблемой вы столкнулись? (Прилагательное может быть сказуемым)
-Приведите еще примеры предложений, где сказуемым является прилагательное.
VIII.Разбор по составу: молчаливых.
-Каким способом образовано прилагательное молчаливых?
- Какие еще суффиксы используются для образования прилагательных?
( -еньк-, -оньк-, ист-, -н-. –лив-, -чив-) (Слайд№ 6)
IX .Игра «Кто больше?» Кто больше подберет прилагательных с суффиксами –чив-, -лив-
Приветливый Отзывчивый
Хвастливый
Вдумчивый
Шутливый Разговорчивый
Догадливый Забывчивый
Пытливый Обидчивый
Боязливый Вспыльчивый
Проверим
Завистливый
( Слайд№ 7)
X. Реализация домашнего задания .Назовите фразеологизмы, в которых используются прилагательные. Объясните их значение.
3. Какие фразеологизмы нарисовал художник? Что они обозначают?
(Слайд № 8-14)
Урок №2
Цели:
1) Развивать умение использовать в речи имена прилагательные;
2) Совершенствовать правописание имен прилагательных;
3) Повторить выразительные средства языка;
4) Развивать речь учащихся, умение использовать в письменной речи эпитеты, олицетворения;
5) Воспитывать любовь к природе, к живописи, к литературе, внимательное отношение к поэтическому слову.
Ход урока.
I. Реализация домашнего задания. Прочитайте свои сочинения- миниатюры.
- Чье сочинение больше понравилось? Почему?
- Какие выразительные средства использовали ребята, чтобы создать яркие картины природы?
- Что такое эпитет? Олицетворения?
-Назовите эпитет и олицетворение в предложениях, которые были даны для синтаксического разбора.
Работа по развитию речи.
– Давайте посмотрим в окно. Назовите предметы, которые видите.
-Добавьте к этой зарисовке прилагательные. Прочитайте. Что изменилось?
- Какие эпитеты использовали?
III. Поговорим о роли прилагательных в художественной литературе.
- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева « Чародейкою зимою».
( читает подготовленный ученик
- Какие чувства вызывает у героя стихотворения зима?
- Почему мы видим, что герой восхищается зимою? Как поэт передает восхищение?
- Посмотрите, какие гласные преобладают в этом стихотворении?
Ввод понятия:
Ассонанс- прием в литературе, когда повторяются в стихотворной речи одинаковые гласные звуки.
Гласные звуки «о» и «у» - самые протяжные, заунывные в русском языке. Поэт и герой стихотворения находятся под властью чар зимней природы, они словно застыли в изумлении.
- Какие выразительные средства использовал автор? Назовите.
IV.Работа над репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима»
- Посмотрите, как изобразил зиму замечательный русский художник И.И.Шишкин. Вот где зима - настоящая волшебница, совершающая чудесные превращения.
- Хочется ли вам оказаться в лесу, изображенном на картине?
- Какое время суток изобразил художник?
- Зима - не только волшебница, но и настоящая хозяйка. Почему мы можем ее так назвать?
- Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя изображенную художником зиму?
- Какие эпитеты и олицетворения можно использовать?
- Что больше всего привлекло ваше внимание?
- Какие цвета использует художник для описания зимнего пейзажа?
- Какого цвета снег?
- Что чувствуете вы и о чем думаете, глядя на эту картину?
- Есть ли в нашем лесу подобные уголки природы?
V.Творческая работа.
Напишите сочинение- миниатюру на выбор:
1.опишите картину И.И.Шишкина «Зима»;
2.напишите о своих впечатлениях и наблюдениях за зимним пейзажем.
Не забывайте использовать эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, олицетворения.
Домашняя работа: написать сочинение в тетрадь по развитию речи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Милованова Лидия Петровна
→ MLP2727 19.10.2012 0 4664 590 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.