Урок русского языка по теме "Определение падежей и склонений имён существительных" в 9 классе
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема урока «Определение падежей и склонений имён существительных» 9 класс
Автор: Малый Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и чтения
Образовательное учреждение: ГБС(К) ОУ школа № 21 VIII вида г. Краснодара
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о склонении существительных, изменении их по падежам.
Задачи:
образовательная: отрабатывать навык определения типа склонения и падежей имён существительных;
коррекционная: корригировать и развивать произвольное внимание, мышление и речь на основе упражнений с использованием интерактивной доски; развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе с деформированным текстом; развитие связной устной и письменной речи путём комментированного письма;
воспитательная: корригировать познавательную активность с помощью наводящих вопросов.
Оборудование: интерактивная доска, конверты с заданиями, индивидуальные карточки, индивидуальные папки.
Учебно-методическое обеспечение:
Использованы методы: наглядный, практический, словесный.
Ценность урока в том, что инновационные технологии, игровые ситуации и дидактические игры способствуют возникновению интереса к учебному предмету.
№ этапа урока |
Название, задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
|
Этап организационный и мобилизирующий (обеспечение мотивации к изучению материала, подготовка уч-ся к работе на уроке) |
Приветствие учителя; проверка готовности к уроку учащихся.
|
Подготовка рабочих мест к уроку. Отчёт дежурных об отсутствующих уч-ся. Записывания числа уч-ся в рабочих тетрадях. |
|
2. |
Этап словарной работы (повторение правописания словарных слов, разбор новых слов) |
Расшифровать слово (слайд 3) /один человек работает у доски/ Слово «остров»,провести звуко-буквенный анализ слова /деление на слоги, определение места ударения, называние гласных и согласных в слове/ Запись словарного слова на доске учителем. Подобрать к слову «остров» как можно больше признаков-прилагательных (необитаемый, большой, далёкий, знакомый, родной) - подобрать к этим прилагательным слова с противоположным значением (обитаемый, маленький, близкий, неизвестный, чужой) (слайд 5) – изображение острова; (слайд 4) – подбор антонимов
|
Письмо в воздухе; орфографическое проговаривание слова; запись слова в рабочих тетрадях; уч-ся подбирают признаки к словарному слову; подбор и запись антонимов; обсуждение слайдов 5 и 4
|
|
3. |
Этап закрепления понимания уч-ся нового материала (выявление пробелов осмысления материала) |
На протяжении нескольких уроков мы с вами занимаемся повторением частей речи, а именно имени существительного. Сегодня мы совершим путешествие по этому необыкновенному острову – Острову падежей, а путь к нему мы пройдём на необыкновенном Фрегате склонений.
* Итак, для начала мы должны с вами вспомнить все падежи русского языка. По мере того, как вы будете мне их называть, они будут появляться на нашей карте Острова (коллективно);
* Задание «Найди пару»: подобрать падежу соответствующие вопросы (учитель стрелками соединяет на слайде) (слайд 6)
* «Фрегат склонений»: наше путешествие продолжается на корабле склонений (уч-ся называют типы склонений и их особенности, учитель выводит всё на слайде) (слайд 7)
* Игра «Распредели по типам склонений» (слайд 8): учащиеся по очереди выбирают картинку на интерактивном слайде, перемещают его в нужную колонку в соответствии с типом склонения.
|
уч-ся называют падеж, учитель выводит их названия на интерактивном слайде (слайд 5)
уч-ся называют падеж, учитель выводит их названия на интерактивном слайде (слайд 5)
- уч-ся называют вопросы к падежам
- запись в тетрадях слов в соответствии с типом склонения
|
|
4. |
Этап релаксации. Физминутка |
Учитель называет слова, учащиеся выполняют движения в соответствии с типом склонения названного слова: 3 скл. – руки вверх тень, мышь, роль 2 скл. – руки в стороны дом, флаг, бой 1 скл. – хлопок за спиной книга, улица, земля
|
- учащиеся выполняют движения |
|
5. |
Этап закрепления и проверки понимания уч-ся материала /коллективное выполнение заданий/
/самостоятельное выполнение заданий учащимися в группах/
/выполнение разноуровневых заданий учащимися/ |
* Отгадать загадку Живёт спокойно, не спешит. На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … (черепаха) (слайд 9)
Черепаха приготовила вам задание: из предложенных слов выбрать только те, которые могут плавать, ведь наше путешествие с вами морское (слайд 10)
Задание в группах (учитель раздаёт конверты учащимся, объединённых в группы) - в конвертах лежат слова, вам нужно составить из них предложение (Летучая рыбка выскочила из воды и парила в воздухе)
Слайд 11 – так выглядит летуча рыбка
* Задание: найти в составленном предложении имена существительные, определить их склонение и падеж (дети называют существительное, учитель на слайде 11 открывает подсказки)
* Самостоятельная работа по карточкам разных цветов; учитель предлагает каждому ученику выбрать карточку определённого цвета: если вы уверены, что хорошо поняли тему урока, то возьмите карточку красного цвета; если немного затрудняетесь, то жёлтого, если плохо справляетесь с заданием, то зелёного.
|
уч-ся по очереди выходят к доске, записывают слово, определяют тип склонения;
I группа: работают над всеми словами
II группа: выбирают и записывают 4 слова
III группа: выбирают и записывают 2 слова
- запись полученного предложения в тетрадях и на доске.
- учащиеся над существительными в составленном предложении на доске и в тетрадях обозначают тип склонения и падеж.
- уч-ся выбирают карточку определённого цвета; выполняют задание письменно |
|
6. |
Этап разъяснения домашнего задания (обеспечение понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания) |
Учащиеся получают карточки с заданием: Осень Осень на опушке краски разводила По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета
I группа: записать стихотворение, у существительных определить падеж; II группа: выписать из стихотворения 5любых существительных , определить их падеж; III группа: из первой строчки стихотворения выписать существительные.
|
Записывают домашнее задание в дневниках. |
|
7. |
Этап подведения итогов урока (совместно с уч-ся выявить качественную оценку работы класса; анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем) |
- Чему учились на уроке? - Что вы запомнили на уроке? - Понравился ли вам урок? - Что понравилось? Что не понравилось?
|
|
|
Литература.
1000 загадок - (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
Ресурсы Интернета (иллюстрации):
http://www.ganjawars.ru/item.p…
http://newsukraine.com.ua/news…
http://interestingnews.com.ua/…
Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку 5 класс.-Москва: ВЛАДОС, 2005.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс (учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида): Просвещение, 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малый Наталья Викторовна
→ Nfcz 11.03.2013 1 5775 1103 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.