Урок русского языка по теме "Определение падежей и склонений имён существительных" в 9 классе


Конспект открытого урока по русскому языку

Тема урока «Определение падежей и склонений имён существительных» 9 класс

Автор: Малый Наталья Викторовна

Должность: учитель русского языка и чтения

Образовательное учреждение: ГБС(К) ОУ школа № 21 VIII вида г. Краснодара

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цель урока: повторить и систематизировать знания учащихся о склонении существительных, изменении их по падежам.

Задачи:

  • образовательная: отрабатывать навык определения типа склонения и падежей имён существительных;

  • коррекционная: корригировать и развивать произвольное внимание, мышление и речь на основе упражнений с использованием интерактивной доски; развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе с деформированным текстом; развитие связной устной и письменной речи путём комментированного письма;

  • воспитательная: корригировать познавательную активность с помощью наводящих вопросов.

Оборудование: интерактивная доска, конверты с заданиями, индивидуальные карточки, индивидуальные папки.

Учебно-методическое обеспечение:

Использованы методы: наглядный, практический, словесный.

Ценность урока в том, что инновационные технологии, игровые ситуации и дидактические игры способствуют возникновению интереса к учебному предмету.


















этапа

урока


Название, задачи этапа


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Примечание



Этап организационный и мобилизирующий (обеспечение мотивации к изучению материала, подготовка уч-ся к работе на уроке)


Приветствие учителя;

проверка готовности к уроку учащихся.



Подготовка рабочих мест к уроку.

Отчёт дежурных об отсутствующих уч-ся.

Записывания числа уч-ся в рабочих тетрадях.












2.


Этап словарной работы

(повторение правописания словарных слов, разбор новых слов)

Расшифровать слово (слайд 3) /один человек работает у доски/

Слово «остров»,провести звуко-буквенный анализ слова /деление на слоги, определение места ударения, называние гласных и согласных в слове/

Запись словарного слова на доске учителем.

Подобрать к слову «остров» как можно больше признаков-прилагательных (необитаемый, большой, далёкий, знакомый, родной)

- подобрать к этим прилагательным слова с противоположным значением (обитаемый, маленький, близкий, неизвестный, чужой)

(слайд 5) – изображение острова; (слайд 4) – подбор антонимов




Письмо в воздухе; орфографическое проговаривание слова; запись слова в рабочих тетрадях; уч-ся подбирают признаки к словарному слову; подбор и запись антонимов; обсуждение слайдов 5 и 4










3.




Этап закрепления понимания уч-ся нового материала (выявление пробелов осмысления материала)

На протяжении нескольких уроков мы с вами занимаемся повторением частей речи, а именно имени существительного. Сегодня мы совершим путешествие по этому необыкновенному острову – Острову падежей, а путь к нему мы пройдём на необыкновенном Фрегате склонений.


* Итак, для начала мы должны с вами вспомнить все падежи русского языка. По мере того, как вы будете мне их называть, они будут появляться на нашей карте Острова (коллективно);



* Задание «Найди пару»: подобрать падежу соответствующие вопросы (учитель стрелками соединяет на слайде) (слайд 6)


* «Фрегат склонений»: наше путешествие продолжается на корабле склонений (уч-ся называют типы склонений и их особенности, учитель выводит всё на слайде) (слайд 7)




* Игра «Распредели по типам склонений» (слайд 8): учащиеся по очереди выбирают картинку на интерактивном слайде, перемещают его в нужную колонку в соответствии с типом склонения.


уч-ся называют падеж, учитель выводит их названия на интерактивном слайде (слайд 5)




уч-ся называют падеж, учитель выводит их названия на интерактивном слайде (слайд 5)










- уч-ся называют вопросы к падежам
















- запись в тетрадях слов в соответствии с типом склонения








































4.

Этап релаксации. Физминутка

Учитель называет слова, учащиеся выполняют движения в соответствии с типом склонения названного слова:

3 скл. – руки вверх тень, мышь, роль

2 скл. – руки в стороны дом, флаг, бой

1 скл. – хлопок за спиной книга, улица, земля



- учащиеся выполняют движения




5.

Этап закрепления и проверки понимания уч-ся материала

/коллективное выполнение заданий/












/самостоятельное выполнение заданий учащимися в группах/

















/выполнение разноуровневых заданий учащимися/

* Отгадать загадку

Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха) (слайд 9)



Черепаха приготовила вам задание: из предложенных слов выбрать только те, которые могут плавать, ведь наше путешествие с вами морское (слайд 10)



Задание в группах (учитель раздаёт конверты учащимся, объединённых в группы)

- в конвертах лежат слова, вам нужно составить из них предложение (Летучая рыбка выскочила из воды и парила в воздухе)


Слайд 11 – так выглядит летуча рыбка


* Задание: найти в составленном предложении имена существительные, определить их склонение и падеж (дети называют существительное, учитель на слайде 11 открывает подсказки)



* Самостоятельная работа по карточкам разных цветов; учитель предлагает каждому ученику выбрать карточку определённого цвета: если вы уверены, что хорошо поняли тему урока, то возьмите карточку красного цвета; если немного затрудняетесь, то жёлтого, если плохо справляетесь с заданием, то зелёного.








уч-ся по очереди выходят к доске, записывают слово, определяют тип склонения;















I группа: работают над всеми словами



II группа: выбирают и записывают 4 слова



III группа: выбирают и записывают 2 слова




- запись полученного предложения в тетрадях и на доске.











- учащиеся над существительными в составленном предложении на доске и в тетрадях обозначают тип склонения и падеж.







- уч-ся выбирают карточку определённого цвета; выполняют задание письменно















6.

Этап разъяснения домашнего задания (обеспечение понимания уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания)



Учащиеся получают карточки с заданием:

Осень

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета



I группа: записать стихотворение, у существительных определить падеж;

II группа: выписать из стихотворения 5любых существительных , определить их падеж;

III группа: из первой строчки стихотворения выписать существительные.


Записывают домашнее задание в дневниках.



7.

Этап подведения итогов урока (совместно с уч-ся выявить качественную оценку работы класса; анализ эмоционального состояния и результатов взаимодействия с учителем)



- Чему учились на уроке?

- Что вы запомнили на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось? Что не понравилось?



















Литература.


  1. 1000 загадок - (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.

  1. Ресурсы Интернета (иллюстрации):

http://www.ganjawars.ru/item.p…

http://newsukraine.com.ua/news…

http://interestingnews.com.ua/…

  1. Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку 5 класс.-Москва: ВЛАДОС, 2005.

  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс (учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида): Просвещение, 2009.




Полный текст материала Урок русского языка по теме "Определение падежей и склонений имён существительных" в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малый Наталья Викторовна  Nfcz
11.03.2013 1 5775 1103

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК