Урок русского языка "Мы отправились в поход повидать грибной народ"; 5 класс


Плюснина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 62 г. Санкт-Петербург




















































Урок русского языка в 5 классе


Урок-путешествие


МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД

ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД


Тема: морфемика, морфемный разбор слова.



Цели:

  • Обобщить знания по теме «Морфемика»

  • Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ

Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

  • Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • опорные плакаты

  • дидактический распечатанный материал

  • кроссворд



Ход урока



1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»




1


3


2

















4

5












6












По вертикали:

  1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.


По горизонтали:


  1. Общая часть родственных слов.

4. Часть слова без окончания.

6. Значимая часть слова.


2. Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.

Ответьте на вопросы:

  • Что общего у приставки и суффикса?

  • А чем они различаются?

  • Чем отличается окончание от приставки и суффикса?

  • Какова роль окончания?

  • Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?



3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.


Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем? Угадайте загадку:


Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)



(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)



4. Словарный диктант.

Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.



Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой, косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.

  • -С какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?

  • Подчеркните глагольное словосочетание.

  • Укажите слова , в которых два корня.

  • Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.

Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт



6. Первое задание: ( Карточки )

По грибы

Шел гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Погл..дел на грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался – скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
В. Шульжик



  • Прочитайте выразительно.

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.

  • -Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.

  • Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.

  • Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.

  • Почему автор употребил слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

  • Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.

  • Объясните постановку тире .



7. Задание второе.

В т..сноте.

На п..нечке сто опят.
- Очень тесно тут! – в...пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать опят с пенька.
Е. Серова



  • Прочитайте выразительно.

  • Почему стихотворение называется « В тесноте»?

  • Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.

  • Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.

  • Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.

  • Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.



Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.



1) Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

2) Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

3) Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

4) В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный... (груздь)

5) Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор не должен оказаться в корзинке)

  • А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .

 8. Задание третье. ( Карточки)

Кто сеял лисич?ки?

Клим спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки сеял
Звери дикие иль птицы
Ну, понятно кто — лисички.

И. Мельничук



  • Прочитать выразительно.

  • Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

  • Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:

  • Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).



9. Четвёртое задание.

Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Прочитаем стихотворение. ( карточки)

Подб..резовик

Подб..рёзовик
Что ж ты спрятался
Под б..резою.
Да не прячься ты
Так ст...рательно –
Я найду тебя
Об..зательно.
Е. Серова



  • Списать первое предложение.

  • Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?

  • Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».

  • Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.

  1. Работа с текстом. ( Карточки)

  1. Ра.... ей осен?ю р..бята пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш...л под березой красивый подберезовик а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж...лтые листья под которыми пр...талсь боровики..4. В роще они набрали полные к...рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут. 7. 7. Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.



  • Определить тему текста. Озаглавить.

  • Определить стиль текста, тип речи.

  • Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )

  • Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.

  • Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.

11.Подведение итогов.

Продолжите:

  • Сегодня на уроке …

  • Я учился различать...

  • Я учился выполнять...

  • Я узнал...




Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.








































Интернет-ресурсы


  1. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы

  2. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах



Полный текст материала Урок русского языка "Мы отправились в поход повидать грибной народ"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плюснина Татьяна Николаевна  55Таня
09.12.2013 0 4056 599

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК