Урок русского языка "Мы отправились в поход повидать грибной народ"; 5 класс
Плюснина Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 62 г. Санкт-Петербург
Урок русского языка в 5 классе
Урок-путешествие
МЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПОХОД
ПОВИДАТЬ ГРИБНОЙ НАРОД
Тема: морфемика, морфемный разбор слова.
Цели:
Обобщить знания по теме «Морфемика»
Формировать умение выполнять частичный и полный морфемный анализ
Формировать умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Воспитывать интерес к русскому языку через использование занимательного материала.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
опорные плакаты
дидактический распечатанный материал
кроссворд
Ход урока
1. Ребята. Я рада вас приветствовать на моём уроке. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Но сначала мы разгадаем кроссворд. Для его решения вам необходимо вспомнить правила по теме « Морфемика»
|
1 |
|
3 |
|
|||||
2 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
4 |
5 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
По вертикали:
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
3. Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
5. Часть слова, стоящая после крня и служащая для образования новых слов.
По горизонтали:
Общая часть родственных слов.
4. Часть слова без окончания.
6. Значимая часть слова.
2. Поверим, какие же слова вы вписали в кроссворд.
Ответьте на вопросы:
Что общего у приставки и суффикса?
А чем они различаются?
Чем отличается окончание от приставки и суффикса?
Какова роль окончания?
Назовите главную морфему в слове. Почему корень -главная морфема в слове?
3. Сегодня мы с вами будем тренироваться в выполнении морфемного разбора слова, т. е.в разборе слова по составу, одновременно повторим основные понятие по теме.
Мы совершим путешествие в летний лес. А зачем? Угадайте загадку:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
(Прикрепляем к доске рисунок корзинки, в неё будем складывать грибы ( рисунки) в процессе работы , уч-ся узнают гриб и кладут его в корзинку)
4. Словарный диктант.
Но не так-то просто попасть среди зимы в летний лес. Необходимо вспомнить написание «лесных слов» . Напишем без ошибок.
Удивительные растения, ароматная земляника, сладкая малина, коричневый орех, багровые листья, хрустнуть веткой, косолапый медведь, соловьиная трель, белоствольная берёзка.
-С какими орфограмма вам встретились слова в диктанте?
Подчеркните глагольное словосочетание.
Укажите слова , в которых два корня.
Объясните лексическое значение слова « трель», подобрав синоним.
Ну что ж , теперь нам путь в летний лес открыт
6. Первое задание: ( Карточки )
По грибы
Шел
гри..ник изд..лека
А в к..рзинке ни
грибка!
Ни единого грибочка –
Только
тра..ка и листочки.
Ут..мился грибничок
И
уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты
с грибами или без?
Погл..дел на
грибника
Лес др..мучий свысока.
Пок..чался
– скрип да скрип! –
Пок..зал под елкой
гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А
ты с глазами или без?
В.
Шульжик
Прочитайте выразительно.
Объясните написание слов с пропущенными буквами -орфограммами.
-Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.
Выпишите глаголы прошедшего времени, укажите суффиксы.
Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их.
Почему автор употребил слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
Объясните значение слова «дремучий», подобрав синонимы.
Объясните постановку тире .
7. Задание второе.
В т..сноте.
На
п..нечке сто опят.
- Очень тесно тут!
– в...пят. –
Поз..вите гр..бника
Соб..рать
опят с пенька.
Е.
Серова
Прочитайте выразительно.
Почему стихотворение называется « В тесноте»?
Объясните значение слова «вопят», подобрав синонимы.
Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением., объясните орфограмму.
Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием гласной.
Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Минутка отдыха: отгадываем загадки, грибки складываем в корзинку.
1) Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
2) Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
3) Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
4) В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
5) Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный... (мухомор не должен оказаться в корзинке)
А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? .
8. Задание третье. ( Карточки)
Кто сеял лисич?ки?
Клим
спр..сил у Алексея
Кто в лесу лисич?ки
сеял
Звери дикие иль птицы
Ну,
понятно кто — лисички.
И. Мельничук
Прочитать выразительно.
Списать, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания.
Являются ли слова «лисички и лисицы однокоренными»? Почему нет:
Запишите их в два столбика, подберите однокоренные слова. К какому слову и почему нельзя подобрать их?(лисички-грибы).
9. Четвёртое задание.
Послушайте загадку. Угадайте , что это за гриб.
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
Прочитаем стихотворение. ( карточки)
Подб..резовик
Подб..рёзовик
Что ж ты спрятался
Под б..резою.
Да
не прячься ты
Так ст...рательно –
Я
найду тебя
Об..зательно.
Е.
Серова
Списать первое предложение.
Почему слово «подберёзовик» выделено запятой?
Выполните морфемный разбор слова «подберёзовик».
Запишите к нему как можно больше однокоренных слов.
Работа с текстом. ( Карточки)
Ра.... ей осен?ю р..бята пошли ( в )лес за грибами. 2. Рома наш...л под березой красивый подберезовик а Валя увидела под с..сной маленький масленок. 3. Сережа разгр..бал палоч?кой ж...лтые листья под которыми пр...талсь боровики..4. В роще они набрали полные к...рзины разных грибов. 5. А вот мухоморы никто на взял. 6.Ребятишки их оставили : пусть растут, кому-нибудь пользу принесут. 7. 7. Ребята веселые и довольные в..рнулись домой.
Определить тему текста. Озаглавить.
Определить стиль текста, тип речи.
Почему ребята оставили мухоморы? Кто знает, какую пользу приносят эти ядовитые грибы? (Для некоторых лесных жителей, таких как олень, лось, этот продукт служит лекарством )
Выписать сложные предложения , объяснить постановку знаков препинания.
Указать морфемный состав имён прилагательных. К одному из них записать 3 формы слова.
11.Подведение итогов.
Продолжите:
Сегодня на уроке …
Я учился различать...
Я учился выполнять...
Я узнал...
Домашнее задание: записать загадку , стихотворение про любой гриб, указать морфемный состав всех слов.
Интернет-ресурсы
http://www.razumniki.ru/stihi_pro_griby.html — загадки про грибы
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html — стихи о грибах
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плюснина Татьяна Николаевна
→ 55Таня 09.12.2013 0 4056 599 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.