Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"; 7 класс
Урок русского языка.
Класс: 7 класс коррекционной школы.
Тема «Имя прилагательное. Закрепление.»
Цель: расширить знания о роли прилагательных в речи, закрепить умение находить прилагательные в тексте.
Задачи:
-
формировать умение учащихся находить имена прилагательные в речи и устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;
-
активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и инициативы;
-
коррекция и развитие связной устной речи учащихся на основе их полных ответов; коррекция и развитие связной письменной речи учащихся при работе над деформированным текстом; коррекция и развитие памяти посредством припоминания ранее изученных правил; коррекция и развитие мыслительной деятельности при объяснении смысла выражений.
-
воспитывать усидчивость и самоконтроль, аккуратность при ведении записей; воспитывать интерес к урокам русского языка.
-
закрепление умений в определении рода, числа, падежа имён прилагательных; способствование развития навыка самоконтроля на письме;
-
совершенствование познавательных процессов учащихся: произвольного внимания через смену видов деятельности.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-помощницы, учебник, карточки с деформированным текстом.
Ход урока.
-
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
- Ребята, мы с вами изучили на уроках русского языка несколько частей речи. Вспомним и назовём эти части речи. Называю ряд слов, найдите лишнее слово. Дом, стол, окно, дерево, девочка, красивый. Все слова дом, стол, окно, дерево, девочка отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают (предмет), называется имя существительное
Солнечная, холодная, дождливая, дом. Слова: солнечная, холодная, дождливая отвечают на вопросы какой? какая? какие? Называем различные признаки, которыми обладает предмет, поэтому они и называются прилагательными.
Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Мы закрепим знания о роли прилагательных в речи, будем подбирать прилагательные, подходящие по смыслу, устанавливать их связь с существительными.
-
Чистописание
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
- Что она напоминает? (окончания им. прилагательных)
- Запишите ее, правильно соединяя.
4. Словарная работа
Словарная работа.
Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
- Военный человек (солдат).
Или
-запишите словарное слово 7 кл. на букву С, Б, П, В., 6 кл. на букву И.
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
Придумайте предложение с прилагательным «интересный».
5. Упражнение «Магазин»
- Я диктую существительные, а вы должны записать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет.
Овощи, книги, обувь, цветы, шкаф, коньки, матрешка, молоко, хлеб. С данными прилагательными составьте сочетание сущ.= прилаг. Коллективно. Овощной магазин, книжная полка, … выделить окончание прилагательного и объяснить.
6. Игра «Каждому свое место». Коллективная
- Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый- храбрый, мужественный,
Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.
Подумайте и поднимите руку, кто готов близкие по значению и противоположные слова по смыслу. Хорошая погода-прекрасная погода, плохая погода., прилежный ученик, вкусное яблоко, морозные дни, добрая весть, долгие годы, синее небо, верный товарищ, чистое стекло)
Противоположные слова по смыслу. Сильный-слабый добрый-злой Молодой- старый высокий-низкий
Широкий- узкий здоровый-больной Сухой-мокрый радостный-грустный
- Ребята, а о каком человеке так говорят?
Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).
Работа по карточкам. №1
-.Ученики выполняют упражнение – загадку. Можно ли по признаку определить предмет? (дети выполняют задание самостоятельно по карточкам)
Холодная, ключевая, прозрачная …
Стройная, белоствольная, кудрявая …
Тёмный, дремучий …
Сладкое, сочное, румяное …
Быстрый, звонкий, говорливый …
Яркое, весеннее …
Чистое, голубое …
Хищный, серый, ……(волк)
Рыжая, хитрая………(лиса)
Большой, косолапый………(медведь)
Солнечная, ясная……(погода)
Прохладный, дождливый…….(день)
Раннее, серое……(утро)
Работа по карточкам. №2 В зимнем лесу
Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под _________ ёлками лежит ___________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _______ наряд, нахлобучили _________шапки.
На ________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.
-Стал ли текст интереснее? -Чем? -Для чего нужны имена прилагательные? -Имена прилагательные украшают текст.
- Молодцы! Знаете вы какие? Вы внимательные, Сообразительные, активные, умные. И все эти слова – имена прилагательные.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
-Вы, конечно, узнали это– прилагательное.
Что такое имя прилагательное? Можно попустить
Выберите правильный ответ. Карточка №3.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные? Устно, коллективно.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
- А теперь ребята встали
- Быстро руки вверх подняли,
-В стороны, вперед, назад,
- Повернули вправо, влево,
- Тихо сели- вновь за дело. Можно пропустить.
3. Подчеркните имена прилагательные. Карточка №4.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос имени прилагательному. Карточка №5
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный, веселье - ______________
Рыба - ______________, мясо - _______________
5.На пути нашего следования словосочетания.
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное».
сад + осень, (осенний сад) краснота + ягода,(красная ягода) осень + лист, (осенний лист) ночь + темнота, (тёмная ночь) день+дождь, (дождливый день).
6.УПРАЖНЕНИЕ для отдыха Можно пропустить
ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.
Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
7. Найди ошибку. Карточка №5
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.
9.Работа по учебнику.
Работа по учебнику на стр.152 Упр.196, (выполнение упражнения с комментированием)
10. Согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
11.Как ниточка за иголочкой. "Найди пару" .Карточка №6
Например: солнечный день
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы.
12.Физминутка .
- А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны вперед - назад,
Повернулись вправо – влево.
Тихо сели вновь за дело. Можно пропустить.
13. Итог урока.
-Над какой темой работали?
- Что такое прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
-Чем занимались на уроке?
-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?
- Какое настроение у вас в конце урока?
-
Холодная, ключевая, прозрачная …
Стройная, белоствольная, кудрявая …
Тёмный, дремучий …
Сладкое, сочное, румяное …
Быстрый, звонкий, говорливый …
Яркое, весеннее …
Чистое, голубое …
Хищный, серый, ……
Рыжая, хитрая………
Большой, косолапый………
Солнечная, ясная……
Прохладный, дождливый…….
Раннее, серое……
-
В зимнем лесу
Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под ________________ ёлками лежит ____________________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _____________________ наряд, нахлобучили _________________________шапки.
На _____________________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят_______________________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.
3. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
4 Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
5. Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.
6. Как ниточка за иголочкой. "Найди пару".
Например: солнечный день
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Резяпова Гульфира Нуриахметовна
→ Публикатор 01.11.2020 0 6477 382 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.