Конспект урока русского языка "Записка"; 5 класс


Конспект урока по предмету «Русский язык» в 5 классе с учётом требований ФГОС для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вариант 1)

Учитель: Торопчина Елена Михайловна

Тип урока: урок рефлексии (закрепление и совершенствование знаний)

Тема урока: «Записка».

Цели урока:

-содержательная: закрепление пройденного материала,

-деятельностная: умение выявить затруднения и продемонстрировать полученные знания в нестандартных условиях при создании конечного «продукта» - записки.

Задачи на урок:

Образовательные:

-формирование у обучающихся представления о разных видах коммуникации,

-выявить знания обучающихся о такой форме коммуникации, как записка,

-учить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления,

-учить применять на практике полученные знания,

-учить пользоваться дидактическим пособием для нахождения нужного материала,

-проверить качество конечного продукта урока – читаемость записки (самими учениками)Коррекционно-развивающие:

-коррекция и развитие связной устной и письменной речи (планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи) через написание записки,

-коррекция и развитие мыслительной деятельности(операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления),

-коррекция и развитие зрительных восприятий,

-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, их соразмерности).

Воспитательные:

-формировать у обучающихся определённые качества характера (самостоятельность, уважение к членам семьи),

-воспитывать умение работать в команде, в паре, сотрудничать с учителем,

-воспитывать сопереживание (помощь товарищу в затруднительной ситуации)

Методы организации и взаимодействия на уроке:

-словесные (репродуктивный, индуктивный) методы;

-наглядный метод,

-практические (проблемный, частично-поисковый) методы.

 

 

Формирование БУД:

Личностные:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,формирование аккуратности, самоорганизации,

-овладение навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире, готовности к безопасному поведению в обществе,

-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,

-развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватно воспринимать одобрение и неодобрение.

Регулятивные:

-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осуществлять коллективный поиск средств её осуществления,

-осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи,

-осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности,

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные:

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией,

-использовать усвоенные логические операции (установление аналогий, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале – основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

Коммуникативные:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать вид делового письма (записка) для решения жизненно важных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

Минимальный уровень:

-уметь написать записку.

Достаточный уровень:

- уметь написать записку, выделяя три её части,

-уметь писать, опираясь на пройденные правила.


 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная .

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Рабочая тетрадь «Русский язык» 5 класс», Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Москва, «Просвещение», 2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организации взаимодействия на уроке

БУД

1.Организационный этап

1 мин

Установление контакта, проверка присутствующих и выполнения единых требований.

Приветствие учителя, проверка принадлежностей.

 Фронтальная работа.

 

 Формирование аккуратности, самоорганизации и единых требований для обучающихся.

2.Вводно-мотивацияонный этап

2-3 мин

Постановка проблемы: надо ли сообщить маме, если срочно нужно уйти из дома по важному делу? Как это сделать?

Организация работы по включению обучающихся в обсуждение.

 

Включение всех учеников в беседу.


 

Участвуют в беседе.

Фронтальная работа.

Проблемный метод.

Частично-поисковый.


 

 

Образовательные:

- фиксируют проблему,

-формирование навыков диалогической речи,

Коммуникативные: - формирование навыка вступать в контакт, поддерживать коммуникацию с собеседником,

Личностные:- развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, готовности к безопасному поведению в обществе,

- уважительное отношение к одноклассникам при участии в беседе.

3.Этап актуализации и пробного учебного действия

5-8 мин


 

 

Погружение в проблему:

Представьте ситуацию…что будете делать?

Организация работы по включению обучающихся в обсуждение вопросов для определения темы урока, постановки цели и задач урока.

Создание условий для применения ранее полученных ЗУН:

Задаю вопросы для выяснения объёма знаний:

«Что такое записка»,


 


 


 

Если ты что-то забыл, где можно узнать о том, что такое записка?


 


 


 

Организация работы по устному составлению записки

Об-ся слушают.

Поиск способов разрешения проблемы.


 

Участвуют в блиц-опросе

Определяют тему и цель урока


 

Повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, знаний, которые усвоены

Устно отвечают на вопрос: «Что такое записка»?

Выделяют её три составные части.


 

Называют источник: например, «Рабочая тетрадь» по русскому языку, помогают друг другу с поиском, если это необходимо. Работают с рабочей тетрадью


 

Участвуют в составлении записки

Фронтальная работа.


 

Частично-поисковый: «блиц-опрос»


 


 


 


 

Фронтальная работа.


 

Частично-поисковый


 


 


 


 


 

Фронтальная работа.


 

Частично-поисковый: «блиц-опрос»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Индивидуальная работа:корзина идей

Фронтальная работа: обмен информацией

Образовательные:

- продолжение формирования представлений о разных видах коммуникации и необходимости уметь написать записку;

-закрепление знаний о том, что такое записка, её три составляющие: обращение, сообщение, подпись;

-осознанно действовать на основе инструкции при формировании навыка устанавливать соответствие и взаимосвязи при работе с образцом,

-пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи.

Коммуникативные:-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

Регулятивные: -принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осуществлять коллективный поиск средств её осуществления,

Личностные:-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,

-развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

4.Этап локализации индивидуальных затруднений и построение проекта коррекции выявленных затруднений


 

5-8 мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Обучение анализировать свои действия шаг за шагом.

-какое задание мы выполняем?

-на какой образец мы опираемся?

-что делали сначала? Потом?

 

Определение средств: что может помочь об-ся достичь цели: учебник, рабочая тетрадь, словарь?

Какое сообщение мы запишем?

авайте проговорим устно предложение за предложением по слогам. Правильно ли сказал ученик? В чём ошибка? Как проверить? Надо ли воспользоваться словарём?

Где пишется обращение: с края или посередине?

Какие знаки препинания ставят после обращения?

Какие знаки препинания ставят после сообщения и подписи?

Где пишется подпись в записке?


 

 

Повторение изученного материала.

Обобщение затруднений во внешней речи.

Выбор оптимальных действий.

Планирование работы.

Коррекция знаний, устранение пробелов (индивидуально для каждого)

Работа на классной доске: запись слов, вызывающих затруднение (с проверкой)


 


 

Работа на классной доске


 

Работа на классной доске

Работа на классной доске


 

Работа на классной доске

Фронтальная, индивидуальная работа,

частично-поисковый, словесный,практический методы.


 

 

Образовательные:-развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания,

- учатся видеть орфограммы, делать проверку слов с проверяемой гласной в корне,

-учатся ставить нужные знаки препинания,

-учатся ориентироваться на листе бумаги.

Комм-ые: - инициировать и

поддерживать коммуникацию;

-слушать собеседника, участвовать в обсуждении;

- слушать и понимать инструкцию;

-обращаться за помощью и принимать помощь.

Личностные

-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: -принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осуществлять коллективный поиск средств её осуществления,

-осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи,

-осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности,

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Физ минутка

Массаж ушей 1 мин

Прощу об-ся встать и для улучшения качества их работы выполнить массаж ушей

Выполнение действий по инструкции учителя ( об-гося).

Фронтально (при желании – проводит кто-то из учеников).

 

5.Этап реализации построенного проекта

5 мин

Создаю условия для практической работы, при необходимости направляю об-гося, задаю наводящие вопросы.


 


 


 


 


 

 

Самостоятельная работа по написанию записки по составленному плану с использованием слов, написанных на доске.

Об-ся, быстро справившиеся с заданием, помогают другим.

 

Фронтальная работа

Частично-поисковый, практический

Образовательные:-учить действовать, опираясь на план, применять на практике полученные знания. -формирование ручной умелости (ритмичности и плавности движений, их соразмерности),

-ориентировка на листе бумаги.

 

Коммуникативные: - использование доступных источников информации,

- развитие письменной монологической речи и диалогической речи (при помощи товарищу)

 

Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи,

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.

 

Личностные:- формирование аккуратности, самоорганизации,

-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

6.Этап работы по самопроверке


 

2-4мин

 

Предлагаю назвать цели и тему.

Создаю условия для самопроверки об-мися своей работы.

 

 

 

 

 

Предлагаю обменяться своими записками для взаимной проверки

Обучающиеся работают самостоятельно- выполняют заданиепо самопроверке и сами оценивают – насколько хорошо у него получилось и получилось ли вообще написать записку.

Ребята читают записки товарищей, проверяют правильность написания слов, месторасположения частей записки.

Фронтальная работа

Практический метод


 


 


 


 


 


 


 


 

Работа в парах.

Практический метод.

Образовательные:учить применять на практике полученные знания -проверить качество конечного продукта - записки.

-пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи при формулировании темы и цели урока

Коммуникативные:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.

Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи,

-осуществлять самоконтроль своей деятельности согласно своим психо-физическим возможностям,

- осуществлять взаимный контроль.

Личностные:-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, формирование аккуратности, самоорганизации,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

7.Этап включения в систему знаний и повторения


 

7-8 мин

Создание ситуации успеха:

беседа с проверкой степени понимания и усвоения материала или раздача индивидуальных заданий ( по выбору обучающихся) для

блиц-опроса

 

 

Учащиеся получают задания на карточках (или отвечают на вопросы учителя), которые связывают новые знания и умения с уже пройденным материалом.

 

Практический метод, метод дифференцированного задания

Образовательные:- развитие мыслительной деятельности,

- закрепление формирования представлений о разных видах коммуникации и необходимости уметь написать записку;

-закрепление знаний о том, что такое записка, её три составляющие: обращение, сообщение, подпись;

-пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Коммуникативные:-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,

-осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности,

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Личностные:-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, формирование внутреннего психологического комфорта,

-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-адекватно воспринимать одобрение и неодобрение.

8.Этап рефлексии

1-2 мин

«Светофор»

Оценка своей деятельности

Объяснение своего выбора

 

 

Образовательные: мысленный контроль и обобщение своей деятельности.

Личностные: умение оценивать своё эмоциональное состояние

Коммуникативные: умение вести диалог, приводя аргументы

Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность.


 


 


 

8

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Записка"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торопчина Елена Михайловна  Публикатор
24.11.2022 0 934 61

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК