Конспект урока русского языка "Записка"; 5 класс
Конспект урока по предмету «Русский язык» в 5 классе с учётом требований ФГОС для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вариант 1)
Учитель: Торопчина Елена Михайловна
Тип урока: урок рефлексии (закрепление и совершенствование знаний)
Тема урока: «Записка».
Цели урока:
-содержательная: закрепление пройденного материала,
-деятельностная: умение выявить затруднения и продемонстрировать полученные знания в нестандартных условиях при создании конечного «продукта» - записки.
Задачи на урок:
Образовательные:
-формирование у обучающихся представления о разных видах коммуникации,
-выявить знания обучающихся о такой форме коммуникации, как записка,
-учить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления,
-учить применять на практике полученные знания,
-учить пользоваться дидактическим пособием для нахождения нужного материала,
-проверить качество конечного продукта урока – читаемость записки (самими учениками)Коррекционно-развивающие:
-коррекция и развитие связной устной и письменной речи (планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи) через написание записки,
-коррекция и развитие мыслительной деятельности(операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления),
-коррекция и развитие зрительных восприятий,
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, их соразмерности).
Воспитательные:
-формировать у обучающихся определённые качества характера (самостоятельность, уважение к членам семьи),
-воспитывать умение работать в команде, в паре, сотрудничать с учителем,
-воспитывать сопереживание (помощь товарищу в затруднительной ситуации)
Методы организации и взаимодействия на уроке:
-словесные (репродуктивный, индуктивный) методы;
-наглядный метод,
-практические (проблемный, частично-поисковый) методы.
Формирование БУД:
Личностные:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,формирование аккуратности, самоорганизации,
-овладение навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире, готовности к безопасному поведению в обществе,
-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
-развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
-адекватно воспринимать одобрение и неодобрение.
Регулятивные:
-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи,
-осуществлять коллективный поиск средств её осуществления,
-осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи,
-осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности,
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией,
-использовать усвоенные логические операции (установление аналогий, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале – основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями
Коммуникативные:
-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать вид делового письма (записка) для решения жизненно важных задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Минимальный уровень:
-уметь написать записку.
Достаточный уровень:
- уметь написать записку, выделяя три её части,
-уметь писать, опираясь на пройденные правила.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная .
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Рабочая тетрадь «Русский язык» 5 класс», Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Москва, «Просвещение», 2019.
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы и методы организации взаимодействия на уроке |
БУД |
1.Организационный этап 1 мин |
Установление контакта, проверка присутствующих и выполнения единых требований. |
Приветствие учителя, проверка принадлежностей. |
Фронтальная работа.
|
Формирование аккуратности, самоорганизации и единых требований для обучающихся. |
2.Вводно-мотивацияонный этап 2-3 мин |
Постановка проблемы: надо ли сообщить маме, если срочно нужно уйти из дома по важному делу? Как это сделать? Организация работы по включению обучающихся в обсуждение.
|
Включение всех учеников в беседу.
Участвуют в беседе. |
Фронтальная работа. Проблемный метод. Частично-поисковый.
|
Образовательные: - фиксируют проблему, -формирование навыков диалогической речи, Коммуникативные: - формирование навыка вступать в контакт, поддерживать коммуникацию с собеседником, Личностные:- развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, готовности к безопасному поведению в обществе, - уважительное отношение к одноклассникам при участии в беседе. |
3.Этап актуализации и пробного учебного действия 5-8 мин
|
Погружение в проблему: Представьте ситуацию…что будете делать? Организация работы по включению обучающихся в обсуждение вопросов для определения темы урока, постановки цели и задач урока. Создание условий для применения ранее полученных ЗУН: Задаю вопросы для выяснения объёма знаний: «Что такое записка»,
Если ты что-то забыл, где можно узнать о том, что такое записка?
Организация работы по устному составлению записки |
Об-ся слушают. Поиск способов разрешения проблемы.
Участвуют в блиц-опросе Определяют тему и цель урока
Повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, знаний, которые усвоены Устно отвечают на вопрос: «Что такое записка»? Выделяют её три составные части.
Называют источник: например, «Рабочая тетрадь» по русскому языку, помогают друг другу с поиском, если это необходимо. Работают с рабочей тетрадью
Участвуют в составлении записки |
Фронтальная работа.
Частично-поисковый: «блиц-опрос»
Фронтальная работа.
Частично-поисковый
Фронтальная работа.
Частично-поисковый: «блиц-опрос»
Индивидуальная работа:корзина идей Фронтальная работа: обмен информацией |
Образовательные: - продолжение формирования представлений о разных видах коммуникации и необходимости уметь написать записку; -закрепление знаний о том, что такое записка, её три составляющие: обращение, сообщение, подпись; -осознанно действовать на основе инструкции при формировании навыка устанавливать соответствие и взаимосвязи при работе с образцом, -пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи. Коммуникативные:-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, Регулятивные: -принимать и сохранять цели для решения учебной задачи, -осуществлять коллективный поиск средств её осуществления, Личностные:-овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, -развитие способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
4.Этап локализации индивидуальных затруднений и построение проекта коррекции выявленных затруднений
5-8 мин
|
Обучение анализировать свои действия шаг за шагом. -какое задание мы выполняем? -на какой образец мы опираемся? -что делали сначала? Потом?
Определение средств: что может помочь об-ся достичь цели: учебник, рабочая тетрадь, словарь? Какое сообщение мы запишем? -давайте проговорим устно предложение за предложением по слогам. Правильно ли сказал ученик? В чём ошибка? Как проверить? Надо ли воспользоваться словарём? Где пишется обращение: с края или посередине? Какие знаки препинания ставят после обращения? Какие знаки препинания ставят после сообщения и подписи? Где пишется подпись в записке?
|
Повторение изученного материала. Обобщение затруднений во внешней речи. Выбор оптимальных действий. Планирование работы. Коррекция знаний, устранение пробелов (индивидуально для каждого) Работа на классной доске: запись слов, вызывающих затруднение (с проверкой)
Работа на классной доске
Работа на классной доске Работа на классной доске
Работа на классной доске |
Фронтальная, индивидуальная работа, частично-поисковый, словесный,практический методы.
|
Образовательные:-развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания, - учатся видеть орфограммы, делать проверку слов с проверяемой гласной в корне, -учатся ставить нужные знаки препинания, -учатся ориентироваться на листе бумаги. Комм-ые: - инициировать и поддерживать коммуникацию; -слушать собеседника, участвовать в обсуждении; - слушать и понимать инструкцию; -обращаться за помощью и принимать помощь. Личностные -овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивные: -принимать и сохранять цели для решения учебной задачи, -осуществлять коллективный поиск средств её осуществления, -осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи, -осуществлять взаимный контрольв совместной деятельности, -адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Физ минутка Массаж ушей 1 мин |
Прощу об-ся встать и для улучшения качества их работы выполнить массаж ушей |
Выполнение действий по инструкции учителя ( об-гося). |
Фронтально (при желании – проводит кто-то из учеников). |
|
5.Этап реализации построенного проекта 5 мин |
Создаю условия для практической работы, при необходимости направляю об-гося, задаю наводящие вопросы.
|
Самостоятельная работа по написанию записки по составленному плану с использованием слов, написанных на доске. Об-ся, быстро справившиеся с заданием, помогают другим.
|
Фронтальная работа Частично-поисковый, практический |
Образовательные:-учить действовать, опираясь на план, применять на практике полученные знания. -формирование ручной умелости (ритмичности и плавности движений, их соразмерности), -ориентировка на листе бумаги.
Коммуникативные: - использование доступных источников информации, - развитие письменной монологической речи и диалогической речи (при помощи товарищу)
Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи, -осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи, - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
Личностные:- формирование аккуратности, самоорганизации, -овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, -развитие навыков сотрудничества со сверстниками, -развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
|
6.Этап работы по самопроверке
2-4мин
|
Предлагаю назвать цели и тему. Создаю условия для самопроверки об-мися своей работы.
Предлагаю обменяться своими записками для взаимной проверки |
Обучающиеся работают самостоятельно- выполняют заданиепо самопроверке и сами оценивают – насколько хорошо у него получилось и получилось ли вообще написать записку. Ребята читают записки товарищей, проверяют правильность написания слов, месторасположения частей записки. |
Фронтальная работа Практический метод
Работа в парах. Практический метод. |
Образовательные:учить применять на практике полученные знания -проверить качество конечного продукта - записки. -пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие монологической речи при формулировании темы и цели урока Коммуникативные: -вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия. Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи, -осознанно действовать на основе инструкции для решения на практике учебной задачи, -осуществлять самоконтроль своей деятельности согласно своим психо-физическим возможностям, - осуществлять взаимный контроль. Личностные:-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, формирование аккуратности, самоорганизации, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7.Этап включения в систему знаний и повторения
7-8 мин |
Создание ситуации успеха: беседа с проверкой степени понимания и усвоения материала или раздача индивидуальных заданий ( по выбору обучающихся) для блиц-опроса
|
Учащиеся получают задания на карточках (или отвечают на вопросы учителя), которые связывают новые знания и умения с уже пройденным материалом.
|
Практический метод, метод дифференцированного задания |
Образовательные:- развитие мыслительной деятельности, - закрепление формирования представлений о разных видах коммуникации и необходимости уметь написать записку; -закрепление знаний о том, что такое записка, её три составляющие: обращение, сообщение, подпись; -пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. Коммуникативные:-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Регулятивные:-принимать и сохранять цели для решения учебной задачи, -осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности, -адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Личностные:-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, формирование внутреннего психологического комфорта, -овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; -адекватно воспринимать одобрение и неодобрение. |
8.Этап рефлексии 1-2 мин |
«Светофор» |
Оценка своей деятельности Объяснение своего выбора
|
|
Образовательные: мысленный контроль и обобщение своей деятельности. Личностные: умение оценивать своё эмоциональное состояние Коммуникативные: умение вести диалог, приводя аргументы Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торопчина Елена Михайловна
→ Публикатор 24.11.2022 0 934 61 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы