Конспект урока русского языка "Сочинение-описание "Утро в весеннем лесу"; 5 класс


МБОУ СОШ № 25 г. Кирова






















РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку

«Сочинение-описание «Утро в весеннем лесу»»

5 класс














Подоплелова Наталья Сергеевна,


учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории










Киров - 2023


Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока Сочинение-описание «Утро в весеннем лесу»

Тип урока: развитие речи.

Цели

  • раскрыть основную мысль картины;

  • подготовить обучающихся к описанию изображённого на картине, активизировать их лексику, пополнять словарный запас;

  • средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе.

Планируемый результат

Предметные умения

  • Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.

Формировать УУД:

Личностные УУД

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Регулятивные УУД

  • Способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Коммуникативные УУД

  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

  • Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

  • Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия: Живопись, жанр, основная мысль

Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, мировая художественная культура

Ресурсы: Презентация по теме, раздаточный материал, мультимедиа (звуки леса), репродукции картин

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    1. Организационный.

Подготовка к работе на уроке, обеспечение мотивации, осознание цели

Подготовка к работе на уроке, проверка своей готовности к уроку

Самоопределение (Л), смыслообразование (Л)

    1. Актуализация знаний.

  • Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймёте, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами).

  • Словарная работа: назовём их: особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный…

Отвечают на вопросы


Логические действия (П),

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

извлечение необходимой информации (П),

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П)

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками?.. Как здорово быть волшебником! Но для этого нам необходима … правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обыкновенная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.

  • Что же мы будем описывать? Догадайтесь сами. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?

  • Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите? Наступила весна. В лесу стало красиво. На земле тает снег, на деревьях появляются почки.

Заинтересовало вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывает волшебницу весну мастера художественной литературы – писатели и поэты.

Пришла, улыбнулась –

Затихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды.

Наряд белоснежный

Надели сады.

Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться.

Осознание темы, формулируют цель своей деятельности на уроке


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    1. Первичное усвоение новых знаний.

  • Давайте вместе произнесём слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово? Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из названных слов.

  • Представьте, что никто ещё не знает, как красив весенний лес ранним утром. Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока ещё мёртвые, нам нужно оживить их. Какое средство художественной выразительности поможет это сделать?

  • Запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес ещё спит.

  • А какой он (лес) ранней весной? Вот каким его увидели художники (репродукции)

  • А мы с вами создадим свой художественный мир. Как мы захотим, так всё и будет. Захотим, чтобы снег был искристым, - он будет таким. Захотим, чтобы он был рыхлый, как вата, - и произойдёт чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чуда не произошло, но всё в наших силах. Попробуем подобрать определения к записанным существительным: весенний лес, белоствольные берёзы, рыхлый снег, раннее утро …

  • Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу:

туман нетронутый

белизна жемчужный

дуновение пышный

тишина лёгкий

одеяние волшебный

Ассоциации

Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

игровой момент (К)

коррекция (Р)

    1. Динамическая пауза.

Показывает физкультминутку

Выполняют зарядку для глаз и упражнения зарядки


    1. Усвоение новых знаний.

  • Какого цвета весеннее утро? Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, и наши пока неживые чёрно-белые предложения обретут все краски весны.

  • Запишите предложение-клише, используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пробелы.

берёзки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в … тумане … утра.

Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?

Вдруг … лучи … солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и от их … прикосновения на … сугробах … снега (заиграли, вспыхнули, заискрились) … огоньки. По … небу поплыли … облака, похожие на …

Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам раскрасить картину?

В лесу царит тишина. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент: умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность …

Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) … тишину … утра. Лишь иногда … дуновение ветерка (нарушать, тревожить, беспокоить) покой … леса.

Проверьте, замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами.

И всё-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. (звуки леса) Слышите? Это проснулись первые птицы. А какие ещё звуки мы услышим в весеннем лесу?

Но вот … затинькали … синички, … жаворонки и скворцы. В лесу … капель: тает снег на деревьях.

Сколько звуков в лесу! Но мы с вами богаче, чем художники и музыканты. Давайте не только наполним лес цветом и звуками, но и оживим его. Какой художественный приём поможет нам показать начавшееся движение в природе?

(Молчаливые, старушки, …) сосны (зябко, недовольно, тяжело) кутаются в … шубы. (Дремлет, ёжится от …, прячется, …) … пень.

Какое ещё движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишете? (птица вспорхнула, качнулась берёзка, вздохнула сосна). Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.

На … ветку берёзы (вспорхнула, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное) дерево … тряхнуло (макушкой, рукавом, …)

Устраните неоправданные повторы, если они есть.

Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

извлечение необходимой информации из текста (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

коррекция (Р)

    1. Первичное закрепление.

Прочитайте получившиеся фрагменты. В правописании каких слов вы сомневаетесь?

А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.

Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

выполнение действий по алгоритму (П)

коррекция (Р)

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    1. Рефлексия.

Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелёгкое это дело – быть волшебником. Понравилось ли вам держать в руках волшебную палочку? А писать сочинение?

Подведение итогов урока

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)

Самооценка (Л)

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов (П)

    1. Информация о домашнем задании.

Дома дополните или продолжите сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, ведь мы не знаем, что произошло дольше в нашем волшебном лесу. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем деревья, о чём звенит капель. Не забудьте проверить орфограммы.

Запись домашнего задания

Дифференцированные задания (П, Л)



5



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Сочинение-описание "Утро в весеннем лесу"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подоплелова Наталья Сергеевна  Публикатор
11.07.2023 0 885 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК