Конспект урока русского языка "Обучающее изложение"; 5 класс


МБОУ СОШ № 25 г. Кирова





















РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку

«Обучающее изложение»

5 класс













Подоплелова Наталья Сергеевна,


учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории










Киров – 2023

Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока Обучающее изложение (2 часа)

Тип урока: развитие речи.

Цели

1. Подготовить пятиклассников к изложению. Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль.

2. Учить детей последовательно пересказывать содержание рассказа, используя план; учить находить главную мысль рассказа, формировать умение связно излагать текст, совершенствовать написанное; развивать речь, обогащая словарный запас. Формировать навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать любовь к животным через отношение к содержанию рассказа.


Планируемый результат

Предметные умения

  • формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

  • формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

  • развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Формировать УУД:

Личностные УУД: оценивают важность красоты при­роды и творчества.

Регулятивные:

  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом и его оценивание,

  • работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному высказыванию.

  • Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

  • Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

  • Владение устной и письменной речью.

Познавательные УУД

  • Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Основные понятия: изложение, тема, основная мысль, план

Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, мировая художественная культура

Ресурсы: тетрадь для развития речи, учебник, доска.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

    1. Организационный.

Подготовка к работе на уроке, обеспечение мотивации, осознание цели

Подготовка к работе на уроке, проверка своей готовности к уроку

Самоопределение (Л), смыслообразование (Л)

    1. Актуализация знаний.

  • Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймёте, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами).

  • Словарная работа: назовём их: особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный…

Отвечают на вопросы


Логические действия (П),

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

извлечение необходимой информации (П),

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П)

    1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным.

  • Что же мы будем писать? (Чтение текста). Это написал мастер. Мы тоже попробуем написать красивое изложение Для этого нужно очень постараться.

Осознание темы, формулируют цель своей деятельности на уроке


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    1. Первичное усвоение новых знаний.

  • Прочитайте выразительно текст упражнения 66 (в слабом классе текст читает учитель).

  • Определите его тему и основную мысль.

  • Какое название, по вашему мнению, ярче отражает содержание текста?

Читают или слушают текст, следят по учебнику.

Определяют тему и основную мысль.

Предлагают заголовки, обсуждают предложенные варианты.

Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

игровой момент (К)

коррекция (Р)

    1. Динамическая пауза.

Показывает физкультминутку

Выполняют зарядку для глаз и упражнения зарядки


    1. Усвоение новых знаний.

Словарная работа

  • Известно ли вам значение слов вырубка, гончая?

  • Какие слова раскрывают отношение охотника к зайцу?

Можно ли их заменить другими, близкими по смыслу? Почему? (Нет, т.к. теряется выразительность, авторское отношение).

Организация и руководство работой с памяткой:

  • Чтение п.4. Сколько смысловых частей в тексте?

  • Прочитайте части текста, соответствующие каждому пункту плана.

  • Как связаны предложения в тексте?

Что помогает автору избежать повторения слов?

Прочитайте план ещё раз. Если бы вы не читали текст, смогли ли по плану представить его содержание?

  • Посмотрите текст, найдите в нём слова с изученными орфограммами.

  • Найдите предложения с однородными членами.

Какие знаки препинания использованы в предложении с прямой речью?

Все ли рекомендации нами выполнены?

Объясняют или выясняют значение слов.

Ищут в тексте и зачитывают (притаился, глазёнки, впились, зверёк, трудный экзамен).

Чтение памятки

Ответы на вопросы учителя

Работа с текстом Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),

подведение под понятие (П),

постановка и решение проблем (П),

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

извлечение необходимой информации из текста (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

коррекция (Р)

    1. Первичное закрепление.

Вывод: хорошо составленный план позволяет понять основное содержание любого текста, потому что в него включены заглавия смысловых частей.

Организация пересказа

Прочитайте получившиеся фрагменты. В правописании каких слов вы сомневаетесь?

А теперь (по желанию) послушаем несколько изложений целиком.

Пользуясь планом, пересказывают текст про себя, в парах, у доски

Оценивают, дополняют и исправляют пересказы друг друга

Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради

выполнение действий по алгоритму (П)

коррекция (Р)

самоопределение (Л)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    1. . Запись изложения

Организация работы, контроль, оказание помощи

Запись изложения (чистовик)

Проверка и совершенствование написанного


    1. Рефлексия.

Вот какие замечательные изложения у нас получились! Нелёгкое это дело – быть волшебником. Понравилось ли вам держать в руках волшебную палочку? А писать изложение?

Подведение итогов урока

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)

Самооценка (Л)

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов (П)

    1. Информация о домашнем задании.

Дома дополните или продолжите изложение. Не забудьте проверить орфограммы.

Запись домашнего задания

Дифференцированные задания (П, Л)

    1. Орг. окончание

Организация окончания работы

Подготовка к перемене






Полный текст материала Конспект урока русского языка "Обучающее изложение"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подоплелова Наталья Сергеевна  Публикатор
12.07.2023 0 4486 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК