МБОУ
СОШ № 25 г. Кирова
РАЗРАБОТКА
УРОКА
по
русскому языку
«Обучающее
изложение»
5
класс
Подоплелова
Наталья Сергеевна,
учитель
русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории
Киров
– 2023
Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока Обучающее изложение (2 часа)
Тип урока: развитие речи.
Цели
1. Подготовить пятиклассников к изложению.
Совершенствовать умение раскрывать
тему и основную мысль.
2. Учить детей последовательно пересказывать
содержание рассказа, используя план;
учить находить главную мысль рассказа,
формировать умение связно излагать
текст, совершенствовать написанное;
развивать речь, обогащая словарный
запас. Формировать навыки самостоятельной
работы.
3. Воспитывать любовь к животным через
отношение к содержанию рассказа.
Планируемый результат
Предметные умения
формирование у учащихся умений реализации
новых способов действия, связанных с
поиском и выделением информации, а
также с прогнозированием результатов
своей деятельности;
формирование ключевых компетенций
учащихся: информационной (умение
анализировать информацию и переводить
ее из одной формы в другую), проблемной
и коммуникативной.
развитие речевых способностей учащихся
и потребности в эстетическом
совершенствовании своей речи, воспитывать
любовь и уважение к богатству и
многообразию русского языка.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивают
важность красоты природы и творчества.
Регулятивные:
Умение соотносить свои действия с
планируемым результатом и
его оценивание,
работая по составленному плану,
использовать наряду с основными и
дополнительные средства.
Коммуникативные: учатся
критично относиться к собственному
высказыванию.
Интерес к созданию собственных текстов;
стремление к речевому совершенствованию;
достаточный объём словарного запаса
и грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств при создании
текста сочинения в письменной форме.
Создавать письменный текст, соблюдая
нормы его построения, свободно, правильно
излагая свои мысли; соблюдать в процессе
создания текста основные нормы русского
литературного языка и правила
правописания. Доносить свою позицию
до других, владея приёмами монологической
и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том
числе автора), высказывать и обосновывать
свою точку зрения.
Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
мыслей.
Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД
Способность преобразовывать визуальную
информацию в текстовую; Перерабатывать
информацию для получения необходимого
результата, в том числе и для создания
нового продукта
Основные понятия: изложение, тема,
основная мысль, план
Межпредметные связи: Литература, история,
культура речи, мировая художественная
культура
Ресурсы: тетрадь для развития речи,
учебник, доска.
Организация пространства: Фронтальная
работа, индивидуальная работа
Ход урока:
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Формируемые
УУД
|
|
Подготовка
к работе на уроке, обеспечение мотивации,
осознание цели
|
Подготовка
к работе на уроке, проверка своей
готовности к уроку
|
Самоопределение
(Л), смыслообразование (Л)
|
|
Сегодня у нас урок
необычный. Что это значит? Вы сейчас
сами поймёте, если придумаете к слову
необычный синонимы. (Конечно, необходимо
вспомнить, какие слова называются
синонимами).
Словарная
работа: назовём их: особенный,
замечательный, чудесный, волшебный,
сказочный, фантастический, дивный,
диковинный, удивительный…
|
Отвечают
на вопросы
|
Логические действия
(П),
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П),
извлечение
необходимой информации (П),
учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение
под понятие (П)
|
|
Итак, урок наш мы
попытаемся сделать сказочным,
волшебным.
Что
же мы будем писать? (Чтение текста).
Это написал мастер. Мы тоже попробуем
написать красивое изложение Для этого
нужно очень постараться.
|
Осознание
темы, формулируют цель своей деятельности
на уроке
|
Учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
осознанное
и произвольное построение речевого
высказывания (П)
|
|
Прочитайте
выразительно текст упражнения 66 (в
слабом классе текст читает учитель).
Определите его
тему и основную мысль.
Какое
название, по вашему мнению, ярче
отражает содержание текста?
|
Читают
или слушают текст, следят по учебнику.
Определяют
тему и основную мысль.
Предлагают
заголовки, обсуждают предложенные
варианты.
Анализ
предложений, самоконтроль и
взаимоконтроль, записи в тетради
|
Учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П)
игровой момент
(К)
коррекция
(Р)
|
|
Показывает
физкультминутку
|
Выполняют
зарядку для глаз и упражнения зарядки
|
|
Словарная
работа
|
Известно ли вам
значение слов вырубка, гончая?
Какие слова
раскрывают отношение охотника к
зайцу?
Можно ли их заменить
другими, близкими по смыслу? Почему?
(Нет, т.к. теряется выразительность,
авторское отношение).
Организация
и руководство работой с памяткой:
Чтение п.4. Сколько
смысловых частей в тексте?
Прочитайте части
текста, соответствующие каждому
пункту плана.
Как связаны
предложения в тексте?
Что
помогает автору избежать повторения
слов?
Прочитайте
план ещё раз. Если бы вы не читали
текст, смогли ли по плану представить
его содержание?
Посмотрите текст,
найдите в нём слова с изученными
орфограммами.
Найдите предложения
с однородными членами.
Какие
знаки препинания использованы в
предложении с прямой речью?
Все
ли рекомендации нами выполнены?
|
Объясняют
или выясняют значение слов.
Ищут
в тексте и зачитывают (притаился,
глазёнки, впились, зверёк, трудный
экзамен).
Чтение
памятки
Ответы
на вопросы учителя
Работа
с текстом Анализ предложений,
самоконтроль и взаимоконтроль, записи
в тетради
|
Учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками (К),
подведение под
понятие (П),
постановка и
решение проблем (П),
самоопределение
(Л)
осознанное и
произвольное построение речевого
высказывания (П)
извлечение
необходимой информации из текста (П)
выполнение действий
по алгоритму (П)
коррекция
(Р)
|
|
Вывод:
хорошо составленный план позволяет
понять основное содержание любого
текста, потому что в него включены
заглавия смысловых частей.
Организация
пересказа
Прочитайте
получившиеся фрагменты. В правописании
каких слов вы сомневаетесь?
А
теперь (по желанию) послушаем несколько
изложений целиком.
|
Пользуясь
планом, пересказывают текст про себя,
в парах, у доски
Оценивают, дополняют
и исправляют пересказы друг друга
Анализ
предложений, самоконтроль и
взаимоконтроль, записи в тетради
|
выполнение действий
по алгоритму (П)
коррекция (Р)
самоопределение
(Л)
осознанное
и произвольное построение речевого
высказывания (П)
|
|
Организация
работы, контроль, оказание помощи
Запись
изложения (чистовик)
|
Проверка
и совершенствование написанного
|
|
|
Вот
какие замечательные изложения у нас
получились! Нелёгкое это дело – быть
волшебником. Понравилось ли вам держать
в руках волшебную палочку? А писать
изложение?
|
Подведение
итогов урока
|
Адекватное понимание
причин успеха и неуспеха (Л)
Самооценка (Л)
Рефлексия способов
и условий действий (П)
Контроль
и оценка результатов (П)
|
|
Дома
дополните или продолжите изложение.
Не забудьте проверить орфограммы.
|
Запись
домашнего задания
|
Дифференцированные
задания (П, Л)
|
|
Организация
окончания работы
|
Подготовка
к перемене
|
|