Конспект урока "Басня "Ворона и Лисица" И. А. Крылова"


Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинская область «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья.







Конспект урока

Басня «Ворони и Лисица» И. А. Крылов.









Выполнила: М.Э Гамбарян

Учитель русского языка и

литературы ГКОУ « Специальная

(коррекционная) школа-

-интернат №2».








Смирных, 2011 год.



Введение


Данный урок - презентация - первый урок в системе изучения творчества И.А. Крылова в 5-м классе. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения; развиваются умения находить главное (мораль басни), логически излагать свои мысли. Урок информационно насыщен. Презентация представлена в виде слайдов с аудио сопровождением. Использование мультимедиа на данном уроке позволяет эффективнее изучить эту тему, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и качество знаний, умений, навыков учащихся. Этому способствует информативность, наглядность, увлекательность презентации. Разнообразный иллюстративный ряд, звуковой материал задействует все каналы восприятия ученика, что помогает в освоении материала, пробуждает эмоциональную сферу ребенка, воспитывает познавательный интерес.


Чтение и развитие речи в 5 классе


Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (басня).

Цель урока:

Систематизировать представление учащихся о жанре басня, через работу над текстом, наглядности.

Задачи:

- образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне.

- развивающие: развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей.

- воспитывающие: воспитывать в детях искренность, честность, скромность на примере басенных персонажей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, запись басни в исполнении мастеров слова, портрет И.А.Крылова, иллюстрации, карточки.

Ход урока:


1. Организационный момент:

- Ребята, у нас на уроке гости. А гостей принято встречать радушно, и мы будем следовать этой традиции. Давайте хором от всей души прочитаем шуточное стихотворение, которое подтвердит, что мы рады гостям.

(На доске текст шуточного стихотворения).

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти! (молодцы).


2. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта - баснописца И.А.Крылова, с его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным чтением.

Слайд 1

3. Беседа.

Немного расскажу вам об И.А.Крылове. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля (нового стиля) 1769 года в семье скромного армейского офицера. Свою литературную деятельность он начал как драматург - автор произведений для театра, но прославился он своими баснями. Им написано более 200 басен. "Дедушкой Крыловым" наименовал народ великого русского баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. "Книгой мудрости самого народа" назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Крылов не только создатель чудесных басен, которые знает и стар и млад. Его яркий талант сказался в самых разнообразных жанрах литературы. Смелый сатирик в своих прозаических произведениях, тонкий лирический поэт, остроумный автор веселых и злых комедий - таков Крылов - писатель конца XVIII века. Героями басен И. А. Крылова являются животные, растения, люди. Но под видом животных он изображал людей, их характеры и поступки. Его басни учат нас и помогают избавиться от отрицательных черт характера, некрасивых поступков.

4. Подготовка к восприятию нового материала.

Прежде чем мы приступим к чтению басни, хочу напомнить вам, какой жанр называется басней.

Слайд 2

Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки.

- Кто помнит, что такое сатира?

Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде.

- В басне обязательно присутствует поучительный вывод, кто скажет, как он называется? / мораль /

Мораль – поучительный вывод.


- А для того, чтобы узнать какую басню мы будем сегодня читать, отгадайте загадки.

1.Носит серенький жилет

Но у крыльев - чёрный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: карр – карр. (Ворона).

2. Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (Лисица).

(На доске при помощи магнитов крепится иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»).

-Ребята, кто из вас видел ворону?

-Как она выглядит?

-Крупная птица. Хвост, голова, крылья чёрного цвета, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный толстый.

-Можно ли ворону назвать красивой птицей? - Нет.

-Кто слышал ворону? Какой у неё голос?

-Неприятный голос, она не поёт, а каркает.

-А как выглядит лиса?

- Рыжая, хвост пушистый.

-Вспомните из сказок характер лисы (плутовка, хитрая, коварная).

-А вам знакомо слово Патрикеевна?

-Кого так прозвали?

-А знаете почему?

В Древней Руси в дружине князя Владимира был князь Патрикей – хитрый и изворотливый плут (обманщик) – отсюда и лису прозвали Патрикеевна.

- В басне вам встретятся незнакомые слова, чтобы вам легче было понять смысл басни, я вам объясню их значение.

5. Словарная работа.

Слайд 3.

6. Первичное знакомство с басней.

- А теперь послушаем и посмотрим презентацию с басней «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной.

Слайд 4

Просмотр презентации басни в исполнении мастера слова.


- Какая же история приключилась с Вороной?


7. Работа с текстом басни.

1.Выразительное чтение басни учащимися.

2. Составление плана /1. Находка.

2. Льстец.

3. Простофиля./


3.В каких словах заключается мораль? Прочитайте.

4.О каком пороке человека говорит автор?

8. Чтение по ролям.

-Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.


9. Физкультминутка: я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если - отрицательные, то вы закрываете лицо ладошками.

(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)


10. Закрепление материала.

  1. Почему Лисе удалось обмануть Ворону?

  2. Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.

  3. Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.

  4. Для чего Лиса расхваливала Ворону?

  5. Найдите в тексте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).

  6. Почему автор использует ласкательно – уменьшительные суффиксы?


11. Работа с пословицами на доске.

1. «Величие человека в его достоинствах».

2. «Верь своим очам, а не чужим речам».

3. «На языке медок, а под сердцем ледок».

4. «У лести нет чести».

-Прочитайте и скажите, с какими пословицами вы бы обратились к Лисе, к Вороне? Объясните смысл пословиц.


12. Игра: « Найди ошибку».

Вороне где-то Бог послал кусочек сала

На ель Ворона взобралась

Поужинать совсем была, уж собралась

Плутовка к домику на цыпочках подходит

Вертит крылом, с Вороны нос не сводит

Ворона гавкнула во всё воронье горло.


13. Характеристика персонажей басни.

На доске карточки со словами, характеризующие персонажей басни, а также иллюстрации с изображением Лисицы и Вороны. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.

(Глупая, вещунья, хитрая, льстивая, плутовка, рыжая, неуклюжая, простофиля, шустрая, растяпа).


14. Игра: «Восстанови сюжет басни по иллюстрациям».

(На доске иллюстрации, на которых изображены сюжеты из басни, нужно восстановить их в правильной последовательности, согласно сюжету басни).


15. Задание: вставь в текст недостающие слова.

Слайд 5


16. Итог урока.

  1. С каким видом жанра познакомились на уроке?

  2. Какую басню читали?

  3. Чему учит нас басня?

  4. Над чем смеётся И.А.Крылов?

  5. Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?


Домашнее задание. Выучить басню наизусть.

Выставление оценок.












Использованные источники и литература:


1. shkolazhizni.ru/archive/0/n-17728/ - толкование слова Патрикеевна

2. http://artru.info/il/3648/ - портрет Крылова

3.http://900igr.net/prezentatsii/stikhi/Vorona-i-lisitsa-1.files/002-Vorona-i-lisitsa.html - презентация басни «Ворона и Лисица».

4.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., «Просвещение», 1991

5. Г.М. Гусева, Т.И. Островская. Учебник чтения 5 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида-М.,1991.



Слайд 1
Иван Андреевич Крылов Презентация к уроку чтения и развития речи в 5 классе Басня И.А.Крылова « Ворона и Лисица» Составила: Гамбарян М.Э. Учитель русского языка и литературы ГКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида № 2 п.г.т. Смирных
Слайд 2
Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, где в сатирической форме изображаются человеческие недостатки, поступки. Сатира – насмешка над кем-либо, изображение персонажа в смешном виде. Мораль – поучительный вывод.
Слайд 3
Пленил Лесть – очаровывал, увлекал. – угодливое восхваление. Гнусн – отвратительна. а Не впрок – не на пользу. Взгромоздясь – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Слайд 4
http://900igr.net/prezentatsii/stikhi/Vorona-i-lisitsa-1.files/002-Vorona-i-lisitsa.htm
Слайд 5
В баснях высмеиваются недостатки людей : злоба, зависть, жадностьлень , , лесть. – мораль. Басня содержит нравоучение
Слайд 6
Использованные источники и литература : 1. http://artru.info/il/3648/ - портрет Крылова 2. http://900igr.net/prezentatsii/stikhi/Vorona-i-lisitsa -1.files/002-Vorona-i-lisitsa.html - презентация басни «Ворона и Лисица». 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., «Просвещение», 1991 4. Г.М. Гусева, Т.И. Островская. Учебник чтения 5 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида-М.,1991.

Полный текст материала Конспект урока "Басня "Ворона и Лисица" И. А. Крылова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гамбарян Марина Эдуардовна  RIJI
03.12.2011 2 13710 1922

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК