Урок по чтению в 7 классе на тему Ю.Коваль "Капитан Клюквин" (1 час)


ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Вязники»











Открытый урок

по чтению 7кл.

Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»








Учитель:

Абрамова М.В.








Вязники 2011



Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин» (1 урок)

Цель. Знакомить с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи:

1) Образовательные:

  • отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);

  • учить правильному последовательному пересказу с опорой на картинно-графический и текстовый план;

2) Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

3) Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ;

  • обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;

  • коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование мобилизирующего этапа урока;

  • развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Оборудование:

портрет писателя,

карточки с блиц-тестом,

учебники 7 кл.,

фото клеста,

толковый и энциклопедический словари,

карточки с информацией о клесте,

словарное слово «ПРИШПОРИЛ»,

аудиозапись с голосами птиц,

карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на партах),

фрагменты текста (для каждого ученика),

картинно-графический и текстовой план для пересказа.


Ход урока:

I Оргмомент (настрой, готовность. внешний вид)

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

II Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вам было задано на дом?

- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

- Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).


б) блиц-тест

- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.


1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 1838

в) 1900


2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

б) учитель физкультуры;

в) учитель музыки



3. Какую известную повесть написал Коваль?

а) «Повесть о настоящем человеке»;

б) «Приключения Васи Куролесова»;

в) «Приключения Незнайки».


4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 2000

в) 1995



III Сообщение темы урока

Логическое упражнение:

«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать рассказы (названия на доске):

А.П.Чехова «Хамелеон»

К.Г.Паустовского «Последний черт»

Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Вера прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова «Хамелеон».

Оля не читала рассказ Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».

А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого и К.Г.Паустовского.

Какой рассказ не читали все три девочки? (Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»)


- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин», прочитаем 1 часть и будем учиться пересказывать.


IV Изучение нового

а) Первичное восприятие (читает учитель)

- открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы.


б) Вторичное восприятие (читают дети)

(Постановка задачи: делим рассказ на части).


в) Беседа

- Кто главный герой рассказа?

- Клест – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Посмотрите на фото на доске, как выглядит клест.


- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).

- Почему автор назвал клеста «Клюквин»?

- Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко отличают от других именно по необычному клюву.

- Кто-нибудь видел в городе клеста?


г) Работа со словарями

- Прежде чем дальше работать с рассказом, я хочу, чтоб вы помогли мне найти информацию о клесте в словарях. (По словарям работают учащиеся I дифференцированной группы).

- Остальным я приготовила карточки с информацией о клесте. Но некоторые слова (выделены курсивом и жирным шрифтом) зашифрованы. В них буквы переставлены местами. Но вы легко догадаетесь, о чем идет речь. (учащиеся III гр.).

Клест - птица немного крупнее оровьбя, с перекрещивающимся люквом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые ципыт серые.

Клесты часто гнездятся высоко на едервяьх в еловых лесах во второй половине зимы, когда ишшки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и тсивс. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в лекахтк подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.


- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе. Вот об одной такой птице Коваль написал свой рассказ. Как клест попал к автору?

д) Словарная работа

- В рассказе нам встретилось непонятное слово «ПРИШПОРИЛ» (на доске). Это слово образовано от «ШПОРА». У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь). Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.

Физминутка (аудиозапись – пение птиц)


1) снятие общего напряжения

- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).


2) Развитие зрительного восприятия и психических процессов

- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.



- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.



- Какое слово получилось? (клест)



V Закрепление. Работа с текстом.

а) Беседа:

- Кто главные герои рассказа? (автор и клест).

- Что вы моете сказать о характере птицы?

б) работа с карточками

- Из карточек на доске выбрать характеристики, относящиеся к клесту:

ЖЕСТОКОСТЬ

МРАЧНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ВЕСЕЛОСТЬ НРАВА

ГОРДОСТЬ

КОМАНДИРСКИЙ НРАВ

БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ

- У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.

- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?


г) составление плана для пересказа

- Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила варианты названий и картинки-символы для каждой части.

1. Кличка.

2. Пасмурное утро.

3. Веселый нрав птицы.

4. Попытка приручить клеста.


д) пересказ с опорой на картинно-графический и текстовой план


VI Итог урока.

- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?

- О ком этот рассказ?

- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?


VII Оценивание


VIII Домашнее задание

с.236-237, пересказ















Полный текст материала Урок по чтению в 7 классе на тему Ю.Коваль "Капитан Клюквин" (1 час) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абрамова марина Владимировна  маришка5696
19.03.2012 2 10269 1763

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК