Викторина "Грамоте учиться - всегда пригодится!", 1-10 класс
Краткие сведения о себе
Ф.И.О. автора разработки: Лебедева Елена Павловна.
Должность: учитель чтения и развития речи, письма и развития речи, классный руководитель.
Название учреждения: муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Разработка викторины
«ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ!»
для предметной недели по письму и развитию речи
Задания для начального звена
Нарисуйте такие картинки, чтобы по первым звукам названий можно было составить слово ДРУГ.
Распределите слова в три столбика:
буквы = звукам букв > звуков букв < звуков
Голос, огонь, яма, январь, тишина, съел, пою, воюю.
Запишите текст ударными гласными (в правильной последовательности).
Осенью идут дожди.
Вода размыла дороги.
Ответ: о у и а ы о.
Найти (подчеркнуть) четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:
пл...тил
гл...тал
пос...дил
ск...зал
пр...шу
к...зел
лош...дь
к...вер
пл...сал
зав...зал
выр...зал
тр...сет
Вписать пропущенный слог па или ба.
Ры-, тро-, ли-, -ран, -латка, ло-та, при-вил.
Разделить слова на слоги.
У входа в дом стоял старик с фонарем.
Записать слова, состоящие из данных слогов:
ка, ней, ли
ри, ку, ца
мин, ви, та
та, ну, ми
ни, пят, ца
ч
насквозь
В словах данного предложения выделить все морфемы, то есть определить состав слов.
Кустик сбросил последние листочки.
Подскажи словечко.
Мне неженки-сандалии
Доверчиво сказали:
– Боимся мы щекотки
Большой сапожной ...
Ответ: щетки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на ...
Ответ: стуле.
Объяснить переносный смысл выражений:
намылить шею, прикусить язык, поджать хвост, развесить уши, засучить рукава.
Догадайтесь, каким будет четвертое слово:
– белка – дупло, собака – ... ;
– дом – крыша, книга – ... ;
– человек – ребенок, собака – ... ;
– пальто – пуговица, ботинок – ... .
Слова для справок: конура, обложка, щепок, шнурок.
Исключить одно лишнее слово из каждой строки:
стол, стул, пол, шкаф, полка;
осина, тополь, сосна, береза, ясень;
горький, кислый, сладкий, горячий, соленый.
Ответы: пол, сосна, горячий.
Отгадай предмет по названию его частей.
Дно, крышка, стенки, ручки;
крылья, кабина, хвост, мотор;
глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки;
подоконник, рама, стекло.
Ответы: кастрюля, самолет, лицо, окно.
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Солнце (какое?) ... ;
небо ... ;
облака ... ;
земля ... ;
трава ... ;
дождь ... ;
ветер ... ;
листья ... ;
день ... .
15. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делать?».
Солнце (что делает?) ... ;
облака ... ;
дождь ... ;
ветер ... ;
трава ... ;
листья ... ;
птицы ... ;
деревья ... .
16. Исправить предложения, если есть ошибки.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
17. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).
а) Решили, поймали, встретились, бегут, собирают, мечтали, обрадовались, помирились.
б) На лыжах, яблоки, зайчонка, гостю, с лесником, задачу, с другом, о поездке.
18. Списать, вставить вместо галочек предлоги.
Дети идут √ школу. Они строятся парами √ дверью класса. Днём ученики выходят √ школы, √ школой большой сад.
Задания для среднего и старшего звена
Указать количество гласных и согласных звуков.
Окно, лёд, рама, книга, шум, лом, вода, дума, перо, шляпа, корова, кошка, пол, вол, лес, рука, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, мыс, дерево, кора, шест, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла.
Найти слова, отличающиеся одним звуком.
К в карман к монтёру – прыг!
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики!
Ответ: ролики, кролики.
Вот так чудо из чудес:
Встретил путник как-то С.
И в космической дали
Полетел вокруг Земли спутник!
Ответ: путник, спутник.
Как-то Д на дне пруда
Увидали раки.
С той поры у них беда –
То и дело драки.
Ответ: раки, драки.
Раз звук Ч воскликнул: «БА!
Здравствуй, медная труба!
Знать, не весело одной?
Будет весело со мной!
Лучше смейся, а не плачь:
Я – жизнерадостный трубач!».
Ответ: труба, трубач.
– Рыба! Рыба!
Вот червяк,
Откуси хоть чуточку!
– Не проси меня, рыбак,
Попаду на удочку!
Ответ: рыба, рыбак.
Подберите слова на заданный звук: [ц], [ш], [з], [л].
Возможные ответы: цапля, цыплёнок, цирюльник, циркуль, цирк; шов, шорох, шило, шиповник; змея, зов, заря, заноза; любовь, лилия, лото, лицо.
Добавьте звук (какое получится новое слово, если к нему добавить один звук, – в начале или в конце?):
Друг приехал из Полтавы,
Он привёз привет от лавы.
Ответ: Славы, Клавы.
Мы от страха все притихли:
На арену вышли игры!
Ответ: тигры.
Долго пол маршировал,
И трубач в трубу играл.
Ответ: полк.
Любим мы на бок ходить –
Боксёру нужно смелым быть.
Ответ: бокс.
Найди слова, близкие по звучанию.
«У меня, – промолвил дед, –
Ни забот, ни горя нет:
Захочу – отдохну,
Есть моложе руки!
Чуть кивну, кивну, кивну –
Мчатся внуки, внуки!»
Ответ: кивну, внуки.
Старый дедушка Исай
Кормит внучку Майку:
– На, кусай, кусай, кусай
Сайку, сайку, сайку!
Ответ: кусай, сайку.
«Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?» –
«Бегу в камыш, камыш, камыш –
Я мышка, мышка, мышка!»
Ответ: камыш, мышка.
Указать количество слогов.
Дуб, коза, брат, вода, шум, поле, зима, кит, сундук, жираф, кот, шуба, каток, шар, слово, клякса, часы, рука, шарф, чашка, книга, мир, лес, хлеб, мальчик, голова, собака, корова, змея, мука, кино, кирпич, семечко, ученик, рыба, ботинки, рубашка, цыплёнок, бабочка, бочка.
7. Шарады.
Я – дерево в родной стране.
Найдёшь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
Ответ: сосна – насос.
Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое – на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
Ответ: о-лень.
Число и нота рядом с ним,
Но букву припиши согласную –
И в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
Ответ: сто-ля-р.
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши.
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
Ответ: ре-Зина.
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А И ты впереди прибавишь –
И стану птицей я лесной.
Ответ: и-Волга.
Первое метут метлою.
Глазом назову второе.
Третье – резать хлеб годится,
А четвёртое – частица.
Ответ: Сор-око-нож-ка.
8. Найти существительные и прилагательные, подчеркнуть подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения.
Шёл по улице отряд. Пошла коза за орехами. Вот два петуха. Стала жаба важно квакать. Летала сорока высоко. Муха денежку нашла. Шла кукушка мимо сада. Повар готовил обед. Бедная кошка порезала лапу. На болоте стоит пень. Жил на свете старичок. Слон шагает по дороге.
Использованные источники
Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / Авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2009
Русский язык. 1-4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. Инновационные подходы: конспекты уроков, упражнения, занимательные задания / Авт.-сост. И.В. Фомина, И.В. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009
Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / Авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Елена Павловна
→ soudruh 07.04.2012 0 10512 846 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.