Обобщающий урок по чтению на тему: И.С. Тургенев «Муму», 8 класс
Автор: Трушина Лариса Евстафьевна
Место работы: МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения г.Калязин
Должность: учитель русского языка и литературы
Обобщающий урок по чтению (8 класс).
Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.
Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму».
На доске: портрет Тургенева И.С. Иллюстрации к рассказу Тургенева И.С. « Муму».
Эпиграф:
« Каждому, кто видел его в первый раз, он казался олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».
В. Громов
Задачи урока.
Образовательные:
-систематизировать знания, полученные при изучении произведения И.С. Тургенева «Муму»; продолжить формирование общеучебных умений и навыков (работа с книгой, правильное и выразительное чтение, пересказ);
- формировать нормы правильной литературной речи и обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом; тренировать образную память;
- развивать умение выделять главное, существенное, обобщать, делать выводы;
- воспитывать целенаправленность, устойчивость внимания;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, слуховое и зрительное восприятие; вырабатывать правильность, сознательность, выразительность чтения;
- обогащать чувственный опыт;
- формировать высокие духовные качества и чувства.
Воспитательные:
- продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера, воспитывать чувства сострадания, милосердия.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы ещё раз поговорим о произведении И.С. Тургенева «Муму», которое, не оставило нас с вами равнодушными.
3. Обобщение и систематизация знаний.
В начале урока мы вспомним краткое содержание произведения по предложенному плану.
Краткий пересказ текста по плану.
План
Муму в покоях хозяйки.
Ненависть и враждебность (барышни).
Исчезновение Муму.
Попытка Герасима спрятать Муму.
Атака каморки Герасима.
Решение Герасима умертвить Муму.
Часы прощания с Муму. Гибель собаки.
Дорога домой.
Попробуйте объяснить значение слов и выражений, которые встречаются в произведении И.С. Тургенева « Муму».
( работа в парах по карточкам)
Карточка №1
Приживалки, дворецкий;
чрезвычайно важный вид;
истомлённый вид;
неверная походка.
Карточка №2
Окинул взором;
гостиная, картуз, армяк;
затрепетал, собственноручно, затворница.
Карточка №3
Обморок, деликатно, потчевал, сгоряча, гостиная, извозчик, Охотный ряд, лекарь, челядь, дворовые, «нервические припадки».
Карточка №4
Что значит: работа « казалась ему шуткой?»
Объясните фразу « Ни одна мать не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
- Дорогие ребята! Вы подготовили рисунки по произведению И.С. Тургенева «Муму». Сейчас каждый из вас подойдёт к своему рисунку, покажет его и зачитает текст к сюжету, изображённому на рисунке, который соответствует тому, что вы изобразили. (обучающиеся демонстрируют свои иллюстрации, читают тексты).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прочитай зашифрованное слово». Все слова связаны с произведением.
( бачонсока, локадоч, денярев, лестцани, пикирчи, рагесим, лерька, баняры и т.д.)
Доказательства. В этом задании вы должны высказать свою точку зрения и доказать её.
Я считаю, что Герасим соорудил в каморке кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах , богатырскую кровать, стол, такого же крепкого свойства, прочный стул на трёх ножках, для того, чтобы когда к нему в гости приходили такие же богатыри, не могли сломать его мебель. Если вы согласны со мной, то начните со слов: « я согласен с Вами, что…..; а если не согласны, то со слов: « я не согласен с Вами…»,
-Я считаю, что лекарь Харитон, которого всё искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал по четырнадцать часов в сутки, не зря пользовался такими условиями, т.к. был отличным доктором не только для барыни, но и для других больных, которых лечил. Не жалея ни сил, ни времени. Так ли это? Согласны ли вы со мною?
- Я считаю, что спустя некоторое время целая толпа людей продвигалась через двор в направлении каморки Герасима; впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было; около него шли лакеи и повара для того, чтобы атаковать каморку Герасима лишь из-за того, что он во время не принёс в гостиную дров, чем сильно расстроил барыню, Согласны ли вы со мною?
Герасим опустил глаза, потом вдруг встряхнулся, опять указал на Муму, которая всё время стояла возле него, невинно помахивая хвостом и с любопытством поводя ушами, повторил знак удушения над своей шеей и значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берёт на себя уничтожить Муму, но сам то решил всех обмануть и таким образом спасти собаку. Согласны ли вы со мною?
Спустя час после этой тревоги дверь каморки растворилась и показался Герасим. На нём был праздничный кафтан, он вёл Муму на верёвочке. Герасим направился к воротам. Гаврила послал вслед за ним Ерошку, который решил вместе с Герасимом пообедать в трактире бесплатно и погулять по городу, т.к. погода была отличная, а в компании веселее. Согласны ли вы со мною?
Согласны ли вы с тем, что И.С. Тургенев, описывая Герасима в своём произведении, хотел сказать о том, что такие богатыри очень преданы своим хозяевам и никогда их не предадут.
Физкультминутка (гимнастика для глаз, упражнения для шейного отдела позвоночника).
Рассматривание иллюстраций, краткий пересказ, какой момент рассказа изображён на каждой из них. Придумать к ним подписи.
Я предлагаю вам поработать с тестом.(тест выдаётся обучающимся, затем проверяют: один ученик зачитывает вопрос и ответ)
1.Откуда барыня привезла Герасима?
а) от родственников;
б) получила его в подарок;
в) из деревни;
г) от знакомых.
2. Какую работу выполнял Герасим, работая в городе у барыни?
а) возил воду;
б) сторожил;
в) ухаживал за садом;
г) подметал двор.
3. Кого Герасим нашёл поздно вечером, гуляя вдоль реки?
а) котёнка;
б) зайчонка;
в) щенка;
г) козлёнка.
4. Почему Герасим назвал щенка Муму?
а) он был похож на маленького телёнка;
б) чтобы всем было весело, когда узнают как зовут щенка;
в) потому что был глухонемой, а мычанье их обращает на себя внимание других;
г) чтобы было коротко.
5. Как Муму помогала Герасиму в работе?
а) постоянно лаяла;
б) всех подряд кусала;
в) охраняла мётлы, лопаты;
г) лежала в цветнике.
6. Почему барыня приказала Гавриле «убрать Муму со двора»?
а) она громко лаяла;
б) от неё плохо пахло;
в) ей не понравилось имя собаки;
г) ей показалось, что она её укусила;
д) портила цветы в цветнике.
7. Куда, по приказанию барыни, Степан отвёл Муму?
а) на живодёрню;
б) к своим знакомым;
в) спрятал у себя в комнате;
г) отвёз на Охотный ряд, где продал её;
д) в соседний дом.
8. В какое время суток Муму вернулась домой?
а) в обед;
б) на заре;
в) в полдень;
г) ночью;
д) вечером.
9. Чем лечил лекарь Харитон барыню после «нервического припадка»?
а) сладким чаем;
б) лавровишнёвыми каплями;
в) ставил уколы;
г) каплями валерьяны;
д) давал лекарство.
10. Как звали приживалку, которая была близка к барыне?
а) Варвара Петровна;
б) Любовь Любимовна;
в) Екатерина Ивановна;
г) Евдокия Степановна.
11. Как называлась верхняя одежда у мужчин, которой Герасим заткнул дыру в свою каморку?
а) пиджак;
б) фрак;
в) армяк;
г) тулуп.
12.Кому из слуг было поручено вести наблюдение за Герасимом, когда он пообещал сам уничтожить Муму?
а) Гавриле;
б) Ерошке;
в) Ивану;
г) Степану.
13.Куда отправился Герасим со своей любимицей после трактира?
а) погулять;
б) в городской сад;
в) на реку;
г) в гости;
д) к барыне.
14. Как решил Герасим уничтожить Муму?
а) застрелить;
б) увезти подальше от города;
в) утопить;
г) отдать прохожим.
15. Почему Герасим, после смерти Муму, уходит от барыни?
а) она ему надоела;
б) искать другую собаку;
в) он потерял любимое существо;
г) барыня отправляет его в деревню, т.к. он не справлялся со своей работой.
4. Подведение итогов по произведению, обобщающий анализ текста.
Вопросы.
1.Почему приживалкам нелегко жилось в доме барыни?
2. Какие бы слова вы выбрали для приживалок и для самой барыни. (властность, раздражённость, капризность, угодливость, страх).
3. Мог ли Степан не выполнить приказ барыни? Почему?
4. Скажите, посочувствовал ли кто-нибудь Герасиму в его горе? Могли ли люди открыто ему сочувствовать? Почему?
5. Как Герасим прятал Муму? Чего он не учёл?
6. Докажите бессилие крепостного Герасима перед всесильной барыней?
7. Почему Герасим решил сам уничтожить Муму?
8. Почему Герасим подчинился барыне?
9. Когда он принял решение уйти от барыни до смерти Муму или после? Почему вы так думаете? О чём говорит его решение?
10. На примере этого произведения сделайте вывод, каким злом в жизни человека было крепостное право?
11. Какие персонажи из рассказа «Муму» похожи на людей, живших в имении Тургеневых?
12. Кто, по-вашему, главный герой в этом рассказе? Почему?
Кроссворд.
Кроссворд
по произведению И.С. Тургенева
«Муму».
Вопросы к кроссворду:
Как называлась комната барыни, куда Степан привёл Муму?
Что сделал Герасим с Муму?
Как называлась комната Герасима?
Как звали дворецкого барыни?
Какую должность выполнял Гаврила в барском доме?
Как звали домашнего лекаря?
Куда Герасим возвращается после смерти Муму?
Как называли женщин, которые жили при барыне?
(Ответы: 1Гостиная.2Утопил.3 Каморка.4 Гаврила.5 Дворецкий.6 Харитон.7 Деревня.8 Приживалки.)
Вывод: Вот и закончилось наше путешествие по произведению И.С. Тургенева «Муму». Ему удалось показать тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих « пресмыкаться». Поступок Герасима (уход в родные места) можно считать своеобразным протестом против крепостничества.
- Чему вас научил этот рассказ?
- Почему И.С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?
- Что вам понравилось на уроке? Что нового, нужного, интересного вы узнали сегодня? - Как в наше время можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?
Домашнее задание: подготовиться к изложению по произведению И.С. Тургенева «Муму». Перечитать 8 часть на стр. 117-120.
Список используемой литературы
Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых
школьников. – М. – Л., 1947.
Ефименкова Л. Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов – М., 1970.
Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку//Дефектология- 2003.
Разуван Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы// Дефектология-1989.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушащий. Варианты речегого поведения.- М.,1993.
Цибикова А.Ц. Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной коррекционной школы VIII вида.-М.,1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трушина Лариса Евстафьевна
→ Лариса50 02.06.2013 0 11331 1210 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы