Конспект урока внеклассного чтения "Е.И. Чарушин "Друзья"; 4 класс


Класс: 4

Тема урока: По Е. Чарушину «Друзья»

Основная цель: создать условия для изучения рассказа Е. Чарушина «Друзья»

Задачи:

Образовательная: создать условия для овладения обучающимися новых знаний, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.

Развивающая: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, умение слушать других. Воспитывать интерес к предмету.

Планируемый результат:

Предметные:

1.Расширить и углубить знания о творчестве Е. Чарушина, рассказать и показать о жизни домашних животных, продолжить формирование навыка осознанного и выразительного чтения.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет Е.И. Чарушина; выставка книг Е. Чарушина (или несколько обложек с иллюстрациями), иллюстрации к рассказу "Друзья" (картинки с лисёнком, щенком, играющими вместе); картинки с изображениями собаки, лисы; карточки со словами для словарной работы: гончая порода, занятно, разом; текст рассказа "Друзья" (для учителя; при наличии возможности – распечатанный текст для каждого ученика с крупным шрифтом).


Структура урока:

 I. Организационное начало урока

II. Подготовка к основному этапу

III. Основной этап

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.



Ход урока:

Этапы урока


Деятельность учителя


1.Организационный этап.

Цель: осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу.


Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

Вправо – влево повернулись.

И друг другу улыбнулись.

Садитесь ребята.


- Какой сейчас урок?

- Чему вы учитесь на уроках чтения? (читать, отвечать на вопросы,

пересказывать, учим стихотворения и т.д.)


2. Психологический настрой

- Ребята, сядьте удобно, расправьте плечи, выпрямите спинки. (Дети садятся прямо)

- Положите руки на колени. Закройте глаза на секундочку... (Дети закрывают глазки)

- Представьте, что перед вами лежит очень красивая, загадочная книга. Какого она цвета? Что на обложке? Она еще закрыта, но там, внутри, скрывается целая история, новые слова, возможно, даже новые друзья.

- Представьте, как мы сейчас откроем эту книгу и заглянем в этот удивительный мир. (Дети открывают глаза)

- Вы готовы слушать, думать, читать и узнавать новое. Пусть наш урок чтения принесет нам много радости и новых открытий!"

3. Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Используется картотека артикуляционной гимнастики и чистоговорок.


4. Проверка домашнего задания


- Какое было задание вам задано?

- Как называется раздел с которым мы работаем?

- Почему животных можно назвать друзьями?

- О каких домашних животных мы читали? Как называются эти рассказы и стихотворения?

- Как называется рассказ, в котором корова спасла девочку Феню и телёнка от волка?

- Есть ли у вас дома домашние животные?

- О каких диких животных вы узнали из рассказов и стихотворений, которые вы прочитали в этом разделе?

- Какой рассказ вам понравился больше всего? Объясни почему?

- Как называется рассказ, в котором человек стал спасателем белки? От кого он её спасал?

5. Сообщение темы урока и цели

- Ребята, отгадайте загадки:

Лисоньки ребёнок
И такой смышлёный,
Смотрит удивлённо
Он на мир влюблённый.
Может быть, волчонок?
Это же - ( лисёнок!)


- Ребята к какой группе животных относится лиса? (дикое животное)

- А может ли лиса стать домашним животным? Почему?


Зверь мохнатый и глазастый,
Небольшой, зато зубастый.
Много спит и много ест,
Как ему не надоест?
Хоть не собака он пока,
Но станет псом наверняка!
Он не куница, не сурок…
Пока не вырос, он — щенок!

- А собака к какой группе животных относится? (Домашнее животное)

- А может ли собака и лиса подружиться? Стать друзьями? (Да)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом про очень интересную дружбу, где главными героями будут лисёнок и щенок.


- Сформулируйте тему урока, о ком сегодня будем читать? (о животных)

- Какие цели мы перед собой поставим? (читать выразительно, вдумчиво, правильно отвечать на вопросы)

- Рассказ называется «Друзья», написал его замечательный писатель Евгений Чарушин (портрет писателя закреплен на доске)

Знакомство с писателем.


6. Первичное прочтение текста учителем

Знакомство с произведением Е. Чарушина «Друзья».

Чтение учителем.

- Сейчас прочитаю вам рассказ который называется «Друзья», а вы внимательно слушайте и ответьте на мой вопросы.


- Понравился ли вам рассказ?

- Что именно понравилось в рассказе?

- Кто были героями этого рассказа?

- Кто же является друзьями в рассказе?

- Можно ли лесника назвать тоже другом зверей? Почему?

- Почему рассказ называется «Друзья»? (Потому что они подружились)


Работа с текстом

Словарная работа

Гончая порода – охотничьи собаки.

Занятно – занимательно, интересно, увлекательно.

Разом – вместе, одномоментно.

Физ. минутка и гимнастика для глаз

Цель: сохранение оздоровительного режима урока.


"Давайте отдохнем и поиграем, как наши герои."

- Маленький щенок бежит, (Легкий бег на месте)

- Хвостиком своим виляет. (Покачивание тазом)

- Лисëнок быстро скачет, (Прыжки на месте)

- Спрятаться желает. (Приседания)

- А потом они вдвоем (Взяться за руки, если возможно, или просто имитировать)

- Веселятся дружно! (Повороты вокруг себя)

- Молодцы! Продолжаем наш урок.

Гимнастика для глаз


6. Самостоятельное чтение


Самостоятельное чтение.


- Как появился лисёнок в доме лесника? Зачитайте.

- Кто уже жил в доме лесника?

- Как звали щенка? Лисенка?

- Почему они получили такие клички? Зачитайте.

- Лисёнок и щенок стали друзьями?


7. Индивидуальная работа


Индивидуальная работа:

Чтение рассказа цепочкой.

Выборочное чтение

Работа по тексту:

- Какого возраста был щенок?

- Как играли друзья?

- Как лесник обнаружил побег лисы?

- Что решил сделать лесник с лисой?

- Почему он её не застрелил?

- Что увидел лесник в лесу?

- Для чего стала лиса уходить в лес весной?

- Осталась лиса жить с человеком?

- Почему Огарок с тех пор не гонит лисиц?


- Ребята, о чем рассказал нам Евгений Чарушин в этой истории? (О дружбе щенка и лисёнка)

- Что главное в рассказе? (Дружба)

- Чему нас учит эта история? (Нужно дружить, не бояться тех, кто не похож на нас. Мы все разные)

- Как надо относиться к друзьям, даже если они совсем не похожи на нас? (Надо любить, играть, не обижать)


Правильно, ребята. Эта история учит нас, что дружба может быть крепкой, даже если мы очень разные. Важно быть добрыми, терпеливыми и уметь прощать. Тогда можно подружиться с кем угодно!

8. Итог урока. Рефлексия

Оценивание с обоснованием.

- Кто запомнил имя и фамилию писателя?

- Как называется рассказ?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было самым интересным для вас на уроке?

Домашнее задание:

Взять в библиотеке другие рассказы это автора и прочитать дома.

Рефлексия.

- Встаньте те, кому урок понравился, и не было трудно.

- Сидите на месте те, у кого возникли трудности.

- Спасибо за работу, урок окончен.





Полный текст материала Конспект урока внеклассного чтения "Е.И. Чарушин "Друзья"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алехина Алена Вадимовна  Публикатор
19.12.2025 0 20 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.