Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"; 9 класс (вариант 1.3)
|
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования |
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от «23» августа 2024 г. №1 |
Утверждена приказом МКОУ «Ш-И №18 от «23» августа 2024 г. №133 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
9 класс
(вариант 1.3)
Составитель: Кинякина Н.Р.
учитель математики
высшей категории
г. Анжеро-Судженск-2023
Содержание
1.Содержание учебного предмета……………………………………………… |
3
|
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета …………………… |
5
|
3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета……………………. |
7 |
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
Объяснять, почему появились монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка.
Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
Описывать современные российские деньги.
Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.
Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
Объяснять причины различий в заработной плате.
Объяснять, кому и почему платят пособия.
Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
Сравнивать покупки по степени необходимости.
Различать планируемые и непредвиденные расходы.
Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
Объяснять, как управлять деньгами.
Сравнивать доходы и расходы.
Объяснять, как можно экономить.
Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.
Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
Сравнивать разные виды сбережений.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов
Минимальный уровень:
Знание о назначении денег.
Знание способов защиты от подделок бумажных денег (не менее 3).
Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
Иметь представление о кредите.
Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам (не менее 3).
Отличие наличных и электронных денег.
Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
Иметь представление об основных функциях банкомата.
Достаточный уровень:
Знание о назначении денег.
Знание истории появления монет.
Знание способов защиты от подделок бумажных денег.
Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
Умение отличать надежные и ненадежные доходы.
Иметь представление о кредите.
Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам.
Отличие наличных, безналичных и электронных денег.
Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
Иметь представление об основных функциях банкомата.
Снятие наличных денег через банкомат.
3.Тематическое планирование с указанием количества академических часов отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
Целевой приоритет воспитания на уровне ООО |
Ценности научного познания. Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. |
Раздел, темы (ч) |
Основное содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Что такое деньги и откуда они взялись (4ч.) |
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. |
Слушание объяснений учителя о значении, классификации денег. Разгадывание кроссворда. Практические занятия: игровые тренинги, ролевая игра «Рынок» Разгадывание загадок. Прослушивание "Сказки о петушке и бобовом зернышке" с последующим объяснением значения слова «бартер». Практические занятия: игровые тренинги, ролевая игра «Обмен» Практическая работа: участвуют в игровых тренингах, проходят тестирование в рамках изученных тем раздела «Что такое деньги и откуда они взялись». |
Рассмотрим деньги поближе (3ч.) |
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. |
Слушание объяснений учителя о значении, классификации монет, об истории появления монет на Руси. Просмотр учебной презентации с последующим ответом на вопросы учителя. Практические занятия: игровые тренинги |
Какие деньги были раньше в России (4ч.) |
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. |
Слушание объяснений учителя об устройстве монеты; о номинале; о защите монет от подделок. Составление пословиц о деньгах и объяснение их смысла. Практические занятия: игровые тренинги, описание устройства монет, рисование старинных русских денег. |
Современные деньги России и других стран (6ч.) |
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. |
Слушание объяснений учителя о появлении безналичных денег. Просмотр тематической презентации «Пластиковые карты» с последующими ответами на вопросы учителя. Рассматривание пластиковых карт. Практическая работа: участие в игровых тренингах. |
Откуда в семье деньги (4ч.)
|
Заработная плата. Наследство. Арендная плата. Субсидии.
|
Отгадывание кроссворда по теме «Откуда в семье деньги. Заработная плата, пенсии, пособия, стипендия». Просмотр тематической презентации «надежные и ненадежные способы добывания денег»» с последующими ответами на вопросы учителя. Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Семейный бюджет». Просмотр учебного видеоролика «Откуда в семье деньги»» с последующими ответами на вопросы учителя. Практическая работа: участие в мини исследовании «Основные доходы в семье»; в игре «Копилка». |
На что тратятся деньги (3ч.) |
Товары и услуги. Расходы. |
Слушание объяснений учителя о необходимости откладывать деньги и непредвиденных расходах. Просмотр учебной презентации по теме с последующим обсуждением. Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Магазин». |
Как умно управлять своими деньгами (4ч.) |
Бюджет. План доходов и расходов. |
Слушание объяснений учителя о семейной экономии финансов. Просмотр учебной презентации по теме «Экономим правильно» Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Семейный бюджет» |
Как делать сбережения (4ч.) |
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. |
Слушание объяснений учителя о капитале. Просмотр учебной презентации по теме с последующим обсуждением. Практическая работа: участие в игровых тренингах, в игре «Капиталия» |
Повторение (3ч.) |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кинякина Наиля Рашитовна
→ nailyakinyakina 09.12.2024 0 61 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.