Практическое занятие по швейному делу "Изготовление художественных изделий в технике "Изонить"; 6 класс
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 4»
Практическое занятие по швейному делу
Изготовления художественных изделий
в технике «Изонить»
6 класс
И.Ф.О.: Сулаева Маргарита Викторовна
Должность: учитель швейного дела
МКС(К)ОУ «Школа № 4»
Цель: ознакомление обучающихся с нитяной графикой как одним из видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
формировать основы и навыки изготовления художественных изделий, выполненных в технике «Изонить»;
развивать эстетический вкус, образное воображение, творческое мышление.
Оборудование:
Наглядные пособия, образцы художественных изделий, выполненных в технике «Изонить».
Технологические карты.
Инструменты: швейная игла, шило, линейка, карандаш, циркуль.
Материалы: картон, цветные нитки.
План занятия
1. Информационная часть.
– рассказ об истории появления «Изонити» как вида искусства.
– выставка работ
– общая технология
2. Технологическая часть № 1.
– теоретические сведения (заполнение угла)
3. Практическая часть № 1.
– самостоятельное выполнение работы по технологической карте (заполнение угла)
4. Технологическая часть № 2.
– теоретические сведения (заполнение окружности)
5. Практическая часть № 2.
– самостоятельное выполнение работы по технологической карте (заполнение окружности)
6. Анализ работы.
7. Итог.
Ход занятия
1. Информационная часть.
Нитяная графика, изонить – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Он привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только нить и картон.
Изонить, как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали способ переплетения нитей: они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити. В результате получились ажурные кружева, которые использовали для украшения жилища. Затем придумали оставить это кружево на бумаге. Взять, например, большой лист картона, покрасить его каким-нибудь цветом, проколоть швейной иглой в определенном порядке дырочки и пропустить через них цветную нить так, чтобы она образовала узоры. В настоящее время для работы в технике «Изонити» используют не только картон, но и бархатную бумагу – у нее готовый цветовой фон и фактура под бархат, наждачную бумагу – это очень неожиданный и эффектный материал, обладает достаточной плотностью (нить не стягивает ее при натяжении), кроме того, она имеет очень благородную цветовую гамму.
Для выполнения работ в технике «Изонить», я в основном использую картон, который обтягиваю однотонной тканью. Работы, выполненные в технике «Изонить» можно применять для украшения изделий, и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративное панно и даже оформить элементы одежды.
Техника выполнения изонити проста и доступна всем, даже детям младшего возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и заполнение окружности. Изонить учит внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует ловких действий, в процессе систематического труда приобретает уверенность, точность. Вначале нужно рассмотреть образец, проанализировать его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, вы сами моделируете, придумываете предмет, самостоятельно выбираете основу, нитки для своего изделия. На лист картона с изнаночной стороны наносят рисунок (при этом можно использовать трафарет). По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для дырочек (по трафарету или линейке). Положив картон на пенопласт или подушку, шилом прокалываем дырочки по разметке.
2. Технологическая часть № 1.
Теоретические сведения по технологической карте № 1.
3. Практическая часть № 1.
Самостоятельное выполнение работы по технологической карте № 1.
4. Теоретическая часть № 2.
Теоретические сведения по технологической карте № 2.
5. Практическая часть № 2.
Самостоятельное выполнение работы по технологической карте № 2.
6. Анализ работы.
Демонстрация готовых работ и их анализ.
7. Итог.
Заполнение угла
Технологическая карта № 1
Содержание
|
Схема |
Возьмите картон размерами не менее 10х10 см и с обратной стороны начертите любой угол. Разделите каждую сторону угла, например, на 20 равных частей. Наметьте точки.
Проколите в точках отверстия иглой или шилом, если твердый картон. В точке 20, которая находится в вершине угла отверстие не прокалывайте.
Вставьте в иглу нитку. Цвет нитки выбирайте контрастный к основе, используя яркие, насыщенные тона. Каждая следующая нить по мере окончания предыдущей может быть другого цвета, при этом получится интересный цветовой эффект. Работайте катушечными нитками любого номера.
Нитки натягивайте в строгом порядке. С обратной стороны в точке 1 закрепите нитку. Это можно сделать с помощью узелка, так как обратную сторону в изонити, в отличие от вышивки не будет видно. Для прочности узелок можно закрепить бумажкой. После закрепления нитки через отверстие в точке 1 выведите нитку на лицевую сторону, протяните до точки 19 на противоположной стороне угла, опустите иглу на изнанку и по этой же стороне выведите иглу из точки 18 на лицевую сторону. Точку 18 соедините с точкой 2 на противоположной стороне. Натяните нитку и опустите иглу в точке 2 на изнаночную сторону. Далее, выводя иглу на лицевую сторону в точке 3, натяните ее в точке 17. И так заполните весь угол. С изнаночной стороны у вас получатся только пунктирные стежки по сторонам угла. Угол может быть любым, соответственно изменяется и узор.
|
|
Заполнение окружности
Технологическая карта № 2
Содержание
|
Схема |
Возьмите картон размерами не менее 10х10 см и с обратной стороны начертите окружность диаметром, например, 6 см и разделите ее на равные части. В каждой точке проколите отверстие.
Затем приступайте к натяжению ниток или проведению хорд. Вставьте в иглу нитку. Цвет нитки выбирайте контрастным к основе, используя яркие, насыщенные тона. Каждая следующая нить по мере окончания предыдущей может быть другого цвета, при этом получится интересный цветовой эффект. Работайте катушечными нитками любого номера. С обратной стороны в любой точке закрепите нитку. Это можно сделать с помощью узелка, так как обратную сторону в изонити, в отличие от вышивки не будет видно. Для прочности узелок можно закрепить бумажкой. После закрепления нитки выведите нитку через отверстие на лицевую сторону. Натягивая нитки в строгом порядке по схеме, заполните окружность. Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральное отверстие. Изменяя длину хорды и количество точек, на окружностях с равным диаметром можно получить разнообразные узоры.
|
|
Список использованной литературы:
1. Гильман Р.А., Иголка и нитка в умелых руках: М.: Легпромбытиздат, 1993. – с. 98 – 111.
2. Нагибина М.И., Чудеса из ткани своими руками: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – с. 26 – 34.
3. Журнал «Лена»: рукоделие. – М: «Компания Бизнес-Класс», № 11/2001.
Приложение
Работа «Хохломские узоры»
Работа «На просторах Вселенной…»
Работа «Перо Жар»
Работа «Перо Жар»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сулаева Маргарита Викторовна
→ sulaeva 21.05.2012 1 4885 944 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.