Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально трудового обучения
1 001 идея интересного занятия с детьми
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ YIII ВИДА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Воронина Ольга Михайловна, МБОУ СОШ №37 г. Мурманск, учитель, Северо-Западный регион
Предмет (направленность): профессионально-трудовое обучение в коррекционных классах 8 вида.
Возраст детей:11-18лет, 5-9 классы
Место проведения: класс
Слайд № 1
В этом учебном году на базе общеобразовательной школы №37 открылись коррекционные классы YIII вида. Общие цели и задачи для обучения и воспитания детей в школе в классах YIII вида - содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживание отрицательных, компенсация дефекта, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества.
Слайд № 2
Коррекционная работа, проводимая педагогами, предполагает:
1.углублённое изучение индивидуальных особенностей ребёнка для уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;
2.изучение опыта работы учителя, который работал с детьми;
3.построение уроков с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
4.использование мотивации на всех занятиях;
5.совместная работа учителя, психолога, логопеда, родителей и воспитателей.
Цель коррекционно-воспитательной работы на уроке в швейной мастерской с умственно отсталыми детьми, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.
На уроках труда для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане создана специальная среда развития в условиях общеобразовательной школы.
Изучение психофизического развития мне помогает узнать, как и почему возникают трудности в обучении детей на уроках труда, причины, вызывающие этот или другой недостаток и выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.
На протяжении всего периода обучения учащиеся обучаются в специально оформленной швейной мастерской, т. е. создана такая среда, где учащиеся с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства и компенсировать свои недостатки. Каждый учебный год меняется оформление мастерской. Украшаются стены работами детей. В последнее время изготовив изделие я их фотографирую в этих нарядах и скоро оформляю фотовыставку. Показ фотографий моделей изделий изготовленных учащимися 5, 7, 8 ,9 коррекционных классов -29 фотографий. Также по мере необходимости меняю расположение оборудования, парт, гладильной доски, наглядностей, материалов. Для этого привлекаю самих детей. Это развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения, т.к. им хочется иметь похвалу, доброе слово.
Система работы организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с различным дидактическим материалами и наглядностями, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.
Слайд № 3
Наши дети любят всё потрогать руками. Поэтому развитие мелкой моторики идёт постоянно. На уроках мы занимаемся определением швов по внешнему виду, пинцетом заправляем обмёточную машину, сравниваем образцы, находим и определяем ткани на ощупь, скалываем детали, совмещая срезы ткани, обводим, штрихуем, вырезаем, работаем на различном швейном оборудовании, используем различные виды материалов. На факультативных занятиях по ПТО в швейной мастерской учащиеся осваивают приёмы работы с бисером.
Большое внимание уделяется формированию у детей предпосылок к изобразительной деятельности. Важной задачей было обучение детей анализу и расположению рисунка на листе бумаги, определение деталей на чертеже, в крое, а также умение читать чертёж.
Наши дети любят рассматривать иллюстрации не только в учебниках, но и в книгах и журналах по труду. Зрительное восприятие изделий, элементов отделки увиденных в журналах мод способствует правильному выбору своей будущей модели. Специально подбирались меры и средства влияния на каждого ребенка. Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимой работы у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей в обществе.
В целях достижения максимального педагогического воздействия уроки с детьми организую при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка - это ещё одно из условий коррекционно-развивающей среды. Например. Так чтобы заинтересовать и дать возможность ученице видеть успехи в работе в 9 классе с промышленной швейной машины перевела на бытовую швейную машину. Она большую часть работы выполняла для себя: ремонтировала брюки, куртки, рубашки, изготавливал сувениры для школы, регулярно посещала факультатив «Бисероплетение», её работы в конце учебного года представлялись на школьной выставке.
Слайд № 4,5
Тек же и другие ученики 9 класса участвовали в выставке по итогам всех учебных четвертей, а также в городском фестивале творчества детей с ОВЗ «Город мастеров» и их работы отмечены грамотами и дипломами призёров и победителей.
Выпускники успешно сдали пробный экзамен по профессионально трудовому обучению. Экзамен состоит из двух этапов: ответы по билетам их 14 по 3 вопроса в каждом и вторая часть пошив экзаменационного изделия. За устный ответ «5», «4», практическую работу на экзамене уч-ся выполнили на 4 и 5. Мои начальные ожидания на экзамене были ниже. Психологически настроиться на экзамен помогла психолог и логопед - приходили на урок труда, давали практические рекомендации, что привело к более эффективным результатам в коррекционной работе, у 3 учеников с ОНР (общее недоразвитие речи).
Сегодняшние ученицы в 6,8 и 9 классах имеют специфические особенности развития, у всех детей диагноз - у. о. средней степени.
Часто наблюдаемые у детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие условий жизни в семье: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима, а находясь в детском доме отсутствие единых требований у педагогов. Для этого на уроках создаю спокойную обстановку и систематичность требований – всё, что закрепляет у детей необходимые привычки. Все обучение проводится методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и направленно на выработку примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Конечно же, всем детям необходима в той или иной мере педагогическая поддержка. Но сегодня хотелось бы обратить внимание на детей-изгоев в классе, а также поговорить о трудных подростках.
Непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки, неуверенные в себе, неопрятный вид. Наряду с обучением мне приходится проделывать большую воспитательную работу для создания ситуации успеха у некоторых учеников, чтобы они пропуская уроки по болезни могли быстро освоить пропущенный материал, выполнить практическую работу.
Я думают не столько об усвоении знаний, умений, навыков на уроках по предмету « Швейное дело», сколько о развитии памяти, внимания, восприятия, мышления, при помощи которых ребёнок усваивает учебную программу. Создание среды позволило более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют формированию умений и навыков.
В своей практической деятельности использую такие формы проведения уроков как деловые игры, конкурсы, КВНы, смотры знаний, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант практических заданий и интегрируется их реализация в практической жизни. Сюжет игры позволяет создать производственную ситуацию, в ходе которой учащимся необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей.
С целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся применяю дифференцированное обучение.
Слайд № 6, 7
Каждой группе соответствует задание определённой сложности. Данная технология не только позволяет учащимся качественно усвоить учебный материал, но и мотивирует их учебнопознавательную деятельность на уроке.
Для организации эффективной работы учащихся в классе я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.
Это позволяет учащимся самостоятельно устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать теоретический материал.
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.
В качестве средств активизации познавательной деятельности на уроках трудового обучения у учащихся выступают содержание, методы и приемы, формы организации учебного процесса.
Сегодня я хочу показать слайды презентаций, где применяются приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.
Слайд № 8
1. Элементы проблемной ситуации – при показе слайда предлагаю назвать одним словом представленные предметы или задаю вопрос: что общего?
Цель – научить выделять существенные признаки, обобщать, устанавливать логическую связь и отношения между понятиями.
Слайд № 9
2. Приём активизации познавательной деятельности. «Найди ошибку», «Что лишнее?».
Учащимся предлагаю сравнить изображения, указать их сходства и различия.
Цель задания - научить устанавливать логические связи и анализировать.
Слайд № 10,11
3. Логические цепочки.
Учащимся предлагаю вставить пропущенные слова, термины, составить рассказ по картинкам.
Цель заданий: научить выделять существенные признаки, обобщать и устанавливать последовательность событий.
Слайд № 12,13
4. Словарная работа.
Цель заданий: коррекция внимания при изучении темы учащимся объясняю значение слов, при закреплении и опросе учащимся предлагается запомнить порядок расположения слов или предметов, после чего на другом слайде изменяется порядок расположения слов, предметов. Учащимся предлагается воспроизвести запомнившиеся слова, последовательное расположение терминов и т.д.
Слайд № 14,15,16,17
5. Разгадывание кроссвордов и других заданий со словами и терминами.
Цель заданий: выявить уровень полученных знаний, планирование коррекционной работы.
Слайд №18,19,20,21,22
6. Актуализация знаний.
Цель вопросов: повторение основных понятий по теме, повторение технологий выполнения действий.
Для закрепления и повторения использую карточки-задания, перфокарты и тесты.
Используемые приёмы способствуют решению задачи обучения учащихся с нарушением интеллекта – развиваются все мыслительные операции: синтез, обобщение, сравнение и умение устанавливать логические связи.
Отличается у учащихся уровень самостоятельности, работоспособности, темп выполнения практической работы.
Поэтому практическую работу оцениваю по трем уровням:
Высший уровень (5) - учащиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителем. Активно ориентируются в задании. Не испытывают больших затруднений при измененных заданиях, умеют объяснять свои действия своими словами.
Средний уровень (4) - учащиеся испытывают небольшие трудности в выполнении трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя. Объясняют свои действия недостаточно точно, нуждаются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Низкий уровень (3) - учащиеся, нуждающиеся в разных видах помощи, задания выполняют с трудом.
В этом учебном году сравнительный анализ самостоятельной работы по итогам 1и 2 четверти показал, что, под воздействием системы работы можно добиться положительных результатов в раскрытии потенциальных возможностей личности ребёнка, его познавательных процессов, созданы условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка. Все дети освоили программу «Швейное дело», приобрели необходимые трудовые навыки и умения.
Наши успехи в этом учебном году. В декабре в школе проходила акция «Спасём ёлочку», к которой успешно принимали участие классы 8 вида, работы моих учащихся были отмечены призовыми местами. По итогам 1 полугодия, организована выставка работ учащихся выполненных в швейной мастерской. Ученицы активно готовили экспонаты на выставку «Пасхальный сюжет». Мне представилась возможность принимать участие в семинаре «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях средней общеобразовательной школы», который проводился в январе 2012 г.
Слайд №23
В заключении хочется всем нам пожелать успехов в нашей нелегкой работе и плодотворного сотрудничества. Так как, на мой взгляд, только объединив усилия в педагогическом коллективе, можно добиться значительных видимых результатов.
Литература
Журнал «ПедСовет»-№11, 1999.
365 развивающих игр, 1999
365 весёлых уроков труда, 1999
Бескойко Б.П. Слагаемые педагогических технологий, 1989
Бабанский Ю.К. Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах, 1984
Абрамова С.Г. Методы выявления особенности познавательных актов школьников в условиях дифференциального обучения, 1993
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воронина Ольга Михайловна
→ Skochi 27.05.2012 3 6128 1118 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.