Программа углубленной трудовой подготовки "Швейное дело"; 10-11 классы


По окончании XI класса учащиеся должны знать: основные этапы изготовления одежды на предприятии. Ассортимент швейных изделий. Наименование видов одежды, деталей, срезов. Правила безопасности труда на швейной фабрике. Классификацию швейных материалов. Основные свойства тканей из волокон растительного, животного происхождения и химических волокон. Виды ручных работ, виды ручных стежков, терминологию ручных работ. Классификацию швейных машин по степени механизации (автоматизации): универсальные, специальные, неавтоматического действия, полуавтоматического действия, автоматического действия. Строение машинной иглы. Правила подбора и установки машинной иглы. Назначение рабочих органов швейной машины (игла, нитепритягиватель, челнок, лапка, рейка). Правила безопасных приёмов труда при работе с электрооборудованием. Классификацию машинных швов, их назначение, графическое изображение. Терминологию машинных работ.

Должны уметь: распознавать ткани растительного и животного происхождения, синтетические и искусственные. Подбирать вид стежков и строчек для выполнения ручных работ. Правильно применять терминологию ручных работ. Качественно выполнять все виды ручных работ. Заправлять верхнюю и нижнюю нити в универсальных швейных машинах. Регулировать натяжение верхней и нижней нитей. Применять правильные приёмы труда при работе с электрооборудованием. Правильно выбирать параметры машинных строчек и швов в соответствии с назначением. Правильно применять терминологию машинных работ. Качественно выполнять машинные швы на универсальной швейной машине.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе предмета «Швейное дело в XXI классах» КОУ VIII вида.


Программа разработана c использованием « Комплекта учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «портной» в учреждениях начального профессионального образования», Учебно-методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1998г.; Сборника программ «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой, Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2001г. с учётом программы по «Швейному делу (5 – 9 классов) для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида», Москва, «Владос», 2000г.

Цель программы — обобщение знаний, полученных в предыдущих классах, совершенствование и автоматизация навыков, расширение технологического арсенала учащихся. Реализация этих задач позволит подготовить старшеклассников к обучению в профессионально-техническом училище, а также расширить их возможности в оформлении собственного быта и самообслуживания.


Программа направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционно - развивающих задач:

  • овладение профессиональными навыками;

  • развитие мелкой и крупной моторики;

  • формирование эстетических представлений;

  • подготовка к самостоятельной жизни и труду.


Программа построена по тематическому принципу. Готовясь к обучению в ПТУ, старшеклассники учатся делать необходимые записи по теме в тетрадях, пользоваться собственными записями при подготовке к ответам, опираться на них в самостоятельной работе.


Учитывая традиционные особенности обучения «швейному делу» в коррекционной школе № 613 и для формирования у учащихся эстетических представлений, развития мышления, способности к пространственному мышлению, развития мелкой моторики в программу обучения введён раздел «Отделка вышивкой швейных изделий».


Обучение ведётся с опорой на занятия, которые учащиеся приобретают в школе на уроках математики, русского языка, литературы, естествознания и др.


Программа предусматривает различные формы контроля знаний учащимися:

  • текущий: в форме опроса;

  • промежуточный: контрольные работы в конце каждой четверти в виде тестов;

  • итоговый: экзамен.


Учебная программа предназначена для работы в режиме 5 – дневной учебной недели, в соответствии, с чем недельная нагрузка в 10 и 11 классах составляет 15 часов.



































X КЛАСС


I четверть.

  1. Вводное занятие.

Задачи обучения в 10 классе. Квалификационная характеристика швеи 2 и 3 разрядов. Правила поведения во время работы. Производственная санитария.


  1. Организация труда и производства на предприятии.

Основные этапы подготовки одежды на фабрике. Краткие сведения о разработке моделей и конструирования изделий. Общие сведения об организации труда в основных цехах швейной фабрики. Экскурсия по предприятию.


3.Правила безопасности в цехах швейной фабрики и на рабочих местах.

Безопасность труда на швейной фабрике, вводный инструктаж. Безопасность труда в швейном цехе и на рабочих местах. Инструктаж на рабочем месте, текущий инструктаж.


4.Ассортимент швейных изделий.

Ассортимент швейных изделий. Виды изделий верхней одежды (пальто, пиджаки, жакеты, юбки, платья, блузы и др.). Характеристика внешнего вида изделия по основным признакам. Наименование и количество деталей кроя одежды.


5. Классификация швейных материалов.

Группирование основных швейных изделий в зависимости от целевого назначения:

  • основная группа (материалы, используемые в качестве верха изделия),

  • прокладочные и прокладочные материалы;

  • утепляющие материалы;

  • скрепляющие материалы;

  • отделочные материалы;

  • фурнитура (вспомогательные материалы, служащие для застёгивания одежды).

Их назначение и применение.


6. Ручные работы на производстве.

Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ. Правила пользования инструментами, безопасность при выполнении работ.

Виды ручных работ. Виды ручных стежков и строчек (постоянного и временного назначения). Технология и терминология ручных работ. Технические требования выполнения ручных работ.


7.Оборудование швейного цеха.

Классификация швейных машин по степени механизации (автоматизации): универсальные, специальные, неавтоматического действия, полуавтоматического действия, автоматического действия. Строение машинной иглы. Правила подбора и установки машинной иглы. Назначение рабочих органов швейной машины (игла, нитепритягиватель, челнок, лапка).




8.Машинные работы на производстве.

Организация рабочего места. Характеристика машинных швов.

  • швы соединительные. Их назначение, графическое изображение. Зависимость ширины шва от строения и свойств материалов, от модели изделия.

  • Краевые швы, их назначение, графическое изображение.

  • Швы отделочные (рельефные, с кантом), их назначение.

Терминология машинных работ.

9. Пошив женской одежды.

Изделия: Юбки различных фасонов.

Теоретические сведения: Фасоны юбок Ткани, применяемые для пошива юбок. Детали кроя, названия контурных срезов. Обработка шлицы, разреза. Обработка верхнего среза юбки.

Упражнение. Обработка шлицы в среднем шве юбки на образце. Обработка разреза в среднем шве юбки на образце. Обработка вытачек в середине детали и идущих от среза на образцах.

Практическая работа. Пошив юбки по готовым выкройкам.

Внесение изменений в готовую выкройку. Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскрой юбки. Пошив юбки по плану и инструкционным картам.


10. Отделка вышивкой швейных изделий.

Изделия: прихватка, вышитая крестом.

История вышивки. Вышивка, как один из древнейших видов искусства. Материалы и инструменты, необходимые в работе. Вышивка крестом.

Практическая работа: Подбор ткани, рисунка и ниток. Вышивание крестом небольших рисунков для отделки салфеток, прихваток.


11. Контрольная работа (тестирование).




II четверть.


  1. Вводное занятие.

Подведение итогов за I четверть. Повторение правил ТБ и ПП.


  1. Классификация натуральных волокон.

Классификация натуральных волокон: определение, примеры растительных, животных и минеральных волокон, их основные свойства.


  1. Ткани и волокна растительного происхождения.

Виды и свойства:

  • Физико-механические свойства (прочность, растяжимость, сминаемость, драпируемость и т.д.)

  • гигиенические свойства (воздухопроницаемость, пылеёмкость, теплозащитность, ВТО, усадка).


  1. Влажно – тепловая обработка изделий на предприятии.

Назначение влажно – тепловой обработки (ВТО). Организация рабочего места для ВТО. Оборудование для ВТО (утюги, пресса, паровоздушные манекены). Требования к безопасности труда ВТО. Терминология ВТО.


5.Машинные швы.

Выполнение машинных швов без сметывания на образцах ткани:

  • стачного прямого шва, шва с закруглениями, рельефных швов;

  • настрачивание или расстрачивание швов;

  • стачивание двух срезов, различных по толщине;

  • стачивание косого среза с прямым;

  • стачивание швов с посадкой;

  • выполнение швов с применением направляющих линеек.


6. Пошив женской одежды.

Изделия: Блуза, платье без воротника и втачного рукава.

Теоретические сведения: Фасоны блузок. Ткани, применяемые для пошива блузок. Детали кроя, названия контурных срезов. Использование готовой выкройки. Подгонка выкройки к конкретной фигуре. Места расположения посадок полочек и спинок при соединении боковых и плечевых срезов. Контрольные надсечки на деталях, их назначение для правильного соединения срезов.

Практическая работа:

Пошив блузы, платья по плану.



7.Отделка вышивкой швейных изделий.

Изделие: салфетка (прихватка), вышитая крестом.

Вышивка крестом – как один из видов отделки швейных изделий.

Практическая работа: подбор рисунка, ниток. Отделка вышивкой крестом деталей, швейных изделий (салфетки, прихватки).


8.Контрольная работа (тестирование).






III четверть.



  1. Вводное занятие. (2 ч.)

Задачи на III четверть. Повторение правил ТП и ПП.


  1. Натуральные волокна животного происхождения.

Виды, первичная обработка, свойства.


  1. Ткани из волокон животного происхождения.

Виды, свойства:

  • Физико-механические свойства;

  • гигиенические свойства;

  • технологические свойства.


  1. Нормативная документация на изделия.

Знакомство с нормативными документами на изделие на предприятии (технологическая последовательность, разделение труда). Норма времени на выполнение каждой операции.


5. Пошив женской одежды.

Изделия: блуза с воротником и рукавом.

Теоретические сведения: Фасоны блузы. Ткани, применяемые для пошива блузы. Детали кроя, названия контурных срезов. Использование готовой выкройки. Подгонка выкройки к конкретной фигуре. Виды воротников, прокладочные материалы для воротников, особенности обработки. Виды соединения воротника с горловиной.

Упражнения: обработка воротника на притачной стойке.

Соединение отложного воротника с отворотами.

Выполнение стоячего воротника, переходящего в галстук.


Практическая работа:

Пошив блузы с воротником и втачным рукавом по плану.


6.Отделка вышивкой швейных изделий.

Изделия: вышитая картина.

Вышивка в интерьере жилища. Вышитые картины.

Практическая работа: выбор рисунка, подбор ткани, ниток. Вышивка крестом картины для украшения интерьера.


  1. Контрольная работа (тестирование).




IV четверть.



  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на IV четверть. Повторение правил ТП и ПП.


  1. Химические волокна.

Химические волокна: искусственные и синтетические. Виды химических волокон, исходное сырьё, первичная обработка, свойства.


  1. Ткани из химических волокон.

Виды, свойства: физико-механические, гигиенические, технологические.


  1. Пошив женской одежды.

Изделие: брюки, шорты.

Теоретические сведения: Фасоны брюк. История женских брюк. Ткани, применяемые для пошива брюк. Детали кроя, названия контурных срезов. Использование готовой выкройки. Подгонка выкройки к конкретной фигуре.

Различные виды карманов, применяемых при пошиве брюк. Их назначение.

Упражнения: выполнение фигурного накладного кармана на образце.

Выполнение кармана в шве на образце.

Практическая работа.

Пошив брюк или шорт по плану.


5.Отделка вышивкой швейных изделий.

Изделия: вышитая крестом картинка в рамке из ткани.

Практическая работа: Вышивание крестом картинки. Изготовление рамки из ткани. Окончательная отделка вышивки. Натягивание вышивки на картон.

6.Контрольная работа.



XI класс



I четверть.



  1. Вводное занятие.

Задачи обучения в 11 классе. Сведения о проведении экзамена. Повторение правил ТП и ПП.

  1. Деловая культура.

Этика. Мораль. Нравственность. Профессиональная этика. Культура речи. Эстетика. Эстетические требования к внешнему облику человека.

  1. Нетканые материалы.

Виды нетканых материалов, свойства, применение.

  1. Обмётывание срезов в изделиях.

Обмёточные машины, их краткая характеристика, применение. Знакомство с работой на обмёточных машинах.

5.Пошив жакета без подкладки.

Изделие: жакет женский без подкладки.

Теоретические сведения: Фасоны жакетов. Ткани, применяемые для пошива жакета. Детали кроя, названия контурных срезов. Использование готовой выкройки. Подгонка выкройки к конкретной фигуре. Использование подплечиков в жакетах различных силуэтов. Форма подплечиков. Способы обработки бортов жакета.

Упражнения. Обработка бортов подбортами с одновременным втачиванием воротника.

Практическая работа. Пошив жакета по плану. Освоение технологических операций на изделии, отработка приёмов выполнения операций, отработка скоростных навыков, самоконтроль, взаимоконтроль.

  1. Отделка вышивкой швейных изделий.

Краткие сведения по истории костюма. Роль вышивки в украшении костюма. Практическая работа. Выбор рисунка, подбор ткани, ниток. Вышивка деталей швейных изделий.

  1. Контрольная работа (тестирование).







II четверть.



  1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на 2 четверть. Повторение правил ТП и ПП.

  1. Вспомогательные материалы.

  • материалы для соединения деталей одежды: швейные нитки, клеевые материалы.

  • Прокладочные материалы

  • Утепляющие материалы (мех, вата, ватин, поролон, синтепон)

  • Фурнитура (пуговицы, крючки, молнии, пряжки, застёжки, петли ит. Д.)



  1. Пошив изделий пальтово – костюмного ассортимента простого фасона.

Изделие: куртка простого фасона с капюшоном без подкладки.

Технические сведения. Модели изделий (пальто, плащи, куртки). Виды применяемых материалов. Детали кроя. Названия срезов деталей. Технологическая последовательность пошива. Раскладка на ткани и раскрой деталей капюшона. Использование прокладочных материалов. Технология пошива капюшона.

Упражнения: Обработка накладного кармана с клапаном на образце.

Практическая работа.

Пошив куртки с капюшоном по плану.



4.Отделка вышивкой швейных изделий.

Краткие сведения по истории костюма. Вышивка в русском народном костюме.

Практическая работа. Выбор рисунка, подбор ткани, ниток. Отделка вышивкой деталей швейных изделий.



5.Контрольная работа.







III четверть.



1. Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы на 3 четверть. Повторение правил ТП и ПП.

2.Элементарные сведения о моделировании и художественном оформлении одежды.

Композиция одежды. Костюм — вид женской одежды. История костюма. Зависимость формы одежды от свойств ткани и ее структуры. Особенности моделирования одежды из тканей с рисунком, в полоску, в клетку. Цвет в одежде. Пространственные свойства цвета. Использование зрительных иллюзий в одежде как средства маскировки недостатков телосложения: уменьшение и увеличения роста, расширение или сужение фигуры и отдельных ее частей. Изменение цвета в зависимости от освещения.



3.Пошив женской одежды.

Изделие: костюм женский.

Технические сведения. Модели изделий. Виды применяемых материалов. Детали кроя. Названия контурных срезов. Виды спинок: цельная, со швом посередине, с кокетками, со шлицей. Виды полочек: цельная, с кокеткой, с рельефом. Виды рукавов: одношовные, двушовные (без шлиц, со шлицами, с отделочными швами, с патами), реглан, цельнокроеные.

Технологическая последовательность пошива изделий костюмного ассортимента. Перечень технологических операций.

Упражнения: обработка шлицы на образце.

Практическая работа.

Пошив костюма па индивидуальному плану.

4.Отделка вышивкой швейных изделий.

Вышивка в современном интерьере. Вышивка гладью. Вышивка пейзажей.

Практическая работа. Выбор рисунка, подбор ткани, ниток. Вышивка гладью пейзажей.

5.Контрольная работа.







IV четверть.



  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на IV четверть. Повторение правил ТБ и ПП.

2.Пошив женской одежды.

Пошив изделий по выбору: юбки, брюки, блузы, платья, жакеты и т.д.



3.Культура поведения, создание внешнего образа средствами одежды, бижутерии.

Гигиенические и эстетические требования к средствам создания внешнего образа. Учет благоприятного и неблагоприятного воздействий на окружающих определенных манер поведения, используемой одежды и дополнений к одежде.



4.Отделка вышивкой швейных изделий.

Вышивка гладью пейзажей.



5.Подготовка к экзаменам.

6.Экзамен.







Список литературы.

1.Комплект учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «портной» в учреждениях начального профессионального образования, Учебно-методический центр Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, 1998.

2.Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы, под редакцией А.М. Щербаковой, Москва, «Издательство НЦ ЭНФС» 2001.

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

4.Бровина Е.В., Курдыба А.А.,Сайганова Е.Ю., Шевчук З.В., Филатова Н.Г. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. Ростов-на - Дону, «Феникс», 2001.

5.Дашкевич Л.М. Швея, портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды. Учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001.

ФИО авторов: Ушакова Светлана Юрьевна,

Федорова Вера Андреевна.



Должность: учителя трудового обучения.



Название учреждения: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 613 Московского района Санкт–Петербурга.






Полный текст материала Программа углубленной трудовой подготовки "Швейное дело"; 10-11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ушакова Светлана Юрьевна, Федорова  Swetlana3
14.05.2013 0 10277 1383

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК