Конспект занятия "Разведение фиалок черенкованием"
План конспект занятия для учащихся 8а класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.
«Разведение фиалок черенкованием».
Волкова Нина Владимировна, специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида, учитель трудового обучения, профиль цветоводство и декоративное садоводство, город Чусовой, Пермский край.
Цель: Расширить представление учащихся о способах разведения цветковых растений. Научить размножать комнатное растение.
Задачи:
Образовательные. Познакомить со способами разведения цветковых растений. Формировать умение размножать комнатные растения способом черенкования (от листочка).
Развивающие. Развивать интерес к творческой деятельности.
Воспитательные. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание, любовь к природе, усидчивость.
Оборудование: пластиковые стаканы, полиэтиленовые кульки, садовая лопатка, нож, лейка, земляная смесь, листья фиалок, инструкционные карты, видеозапись «разведение фиалок».
Ход урока.
Орг. Момент.
Учитель: здравствуйте ребята!
Ученики: Здравствуйте.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Размножение фиалок, способом черенкования».
- цель нашего урока расширить знания о размножении цветов. И мы с вами научимся размножать цветковые растения, фиалки способом черенкования.
2. повторение изученного материала.
Учитель: сейчас мы с вами немного вспомним ранее изученный материал. Скажите пожалуйста какие цветы вы знаете?
Ученики: (выслушать ответы учащихся)
Учитель: А какие способы размножения (разведения) цветковых растений вы знаете?
Ученики: деление куста.
Ученики: черенкование.
Ученики: семенами.
Учитель: молодцы, вы много способов размножения цветов запомнили из ранее изученного материала.
2. Сообщение нового материала.
Учитель: послушайте легенду появления фиалок.
Родиной фиалки считается место под названием Узамбара, которое расположено в восточной части Африки, в долине реки Пангани. В те далёкие времена губернатором Восточной Африки был Адальберт фон Сен-Поль, имевший титул барона. Однажды он гулял с невестой вблизи Узамбарских гор и увидел цветы, которые привлекли его внимание. Собрав семена фиолетовых незнакомок, барон отправил их отцу. Спустя год было официально зарегистрировано название цветка – сенполия. Таким образом, своим названием растение обязано их первооткрывателю и родине фиалки Узамбаре.
Впервые в Европе фиалки появились в Германии, где росли в ботаническом саду. Европа была просто очарована новым домашним растением, цветущим круглый год без перерывов.
Учитель: родина фиалки Узамбара пестрит разными формами и сортами цветов.
- сегодня мы с вами рассмотрим такой способ разведение как размножение черенкованием.
- но для начала мы рассмотри все возможные способы разведения фиалок.
Учитель: И коротко запишем в тетради.
(дети записывают в тетради повторение материала).
Разведение фиалок: деление куста.
Когда куст фиалки становится «взрослым», несколько молодых розеток начинают расти из земли. Куст можно будет поделить тогда, когда на молодых розетках вы увидите несколько листьев, которые уже хорошо развились.
Этот способ можно применять для размножения любых видов фиалок. Как правило, пасынки фиалок прекрасно приживаются.
Размножение листом(черенкованием)
Самое простое и быстрое для фиалки размножение – листом, т.е. листовым черенком. Лучший период для этого весна и лето, но и в другой время года листовой черенок укореняется достаточно хорошо.
Для размножения лист аккуратно срезается с материнского растения. Черенок выбирается крепкий, крупный. Нижняя часть черешка обрезается, оставляется длина около 3 – 4 см. Срезанный лист нужно подержать минут 20 на воздухе, можно припудрить активированным углем и поместить в воду или лёгкий и рыхлый земляной субстрат.
Учитель: это и есть тот способ которым мы с вами сегодня будем размножать фиалки.
- размножать фиалки легко. Только не стоит брать слишком маленький черенок, но и большой будет ни к чему. Размер черенка для размножения любого сорта фиалок должен быть от 2-4 см. также практикуется отсаживание дочерних розеток. Лучшее время для разведения фиалок весной.
Учитель: Это-то время когда фиалки находятся в фазе покоя, и только-только начинают просыпаться к вегетативному периоду.
Просмотр и обсуждение видеоролика.
Учитель: перед тем как мы с вами начнем посадку, посмотрим видеоролик о том, как правильно черенковать фиалки.
(учащиеся смотрят видеоролик 5 минут).
Учитель: вы сейчас посмотрели видеоролик. Скажите, пожалуйста, какие листья больше подходят для черенкования.
Ученики: для черенкования лучше брать листочки с нижнего ряда фиалки и среднего размера.
Учитель: Правильно.
Учитель: можно ли брать листок около цветоноса.
Ученики: Да.
Учитель: Вы правы, но при таком способе можно повредить цветонос, когда будем снимать лист.
Учитель: Если фиалка гибнет, какие листья будут пригодны для разведения .
Ученики: Маленькие самые первые.
Учитель: Правильно. А называются такие листочки «явенильные». При разведении они дают одну ветку, но быстро.
Учитель: Если вы внимательно смотрели ролик, то скажите как правильно мы будем снимать листок?
Ученики: мы берем за листовую пластину и тянем в сторону.
Учитель: Молодцы. А вверх или вниз можно тянуть лист?
Ученики: Нет, нельзя! Можно повредить цветок.
Повторение правил техники безопасности на уроке.
Учитель: перед вами на парте лежат папки с инструкциями безопасности. Давайте по читаем и вспомним как необходимо обращаться с инструментами и материалами.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
5. Практическая работа.
Учитель: Хорошо, теперь ребята перед вами лежат инструменты необходимые вам для посадки. Мы с вами приступим к посадки вашего растения.
Учитель: но сначала рассмотрим инструкционные карты которые лежат у вас на парте.
-посадку производим точно по инструкционной карте.
Подрезаем здоровый листок, так , чтобы осталось 1-2 см от начало листовой пластины цветка.
Берем 2 стаканчика разных размеров. Маленький (80 г) стаканчик с дренажными отверстиями и еще один (100 г) без дренажных отверстий (он будет служить «поддоном», препятствуя вытеканию воды на подоконник).
Засыпаем дренаж. Можно использовать кусочки пенопласта. А если взять разного размера внешний и наружный стаканчики, чтобы между их днищами был зазор - дренаж можно не использовать. Эта воздушная прослойка предохранит корни от загнивания.
Затем листок фиалки который готов для черенкования. Помещаем в стакан с землей.
Прозрачный пакет, который будет служить «тепличкой» для листового черенка фиалки (необходим, если в помещении очень низкая влажность воздуха).
Спустя некоторое время снимаем со стакана полиэтеленовый пакет. В результате мы получаем готовое взрослое растение.
Физкультминутка.
Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). Повторить 8-12 раз.
Руки на парте. Сжать пальцы в кулачок и выпрямить. Повторить 8-10 раз.
Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно. Приподнять пятки, опустить. Повторить 8-10 раз.
Встать, присесть. Повторить 5 раз
Итог урока. Выставка результатов.
Учитель: ребята давайте подведем итоги.
-Какую тему мы с вами сегодня проходили?
Ученики: размножение фиалок.
Учитель: Каким способом разведения фиалок мы сегодня занимались?
Ученики: черенкованием.
Учитель: Какой из способов вам больше понравился?
Ученики: выслушать ответы учащихся.
Учитель: Что вам понравилось на уроке?
Ученики: выслушать учащихся.
Учитель: Какие трудности у вас были при черенковании листов фиалок?
Ученики: Трудностей не было.
Выставление оценок. Назначение дежурных.
Литература.
Журнал «Узумбарская фиалка. Уход, размножение, сорта.»
Источник. http://www.fialki.net/content/view/11/31
Источник. http://salonfialok.narod.ru/uchod-za-fialkami-razmnozhenie.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Нина Владимировна
→ volkovanina 11.06.2013 0 3868 590 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.