1)
Номоконова Лидия Михайловна
2)
учитель профессионально-трудового
обучения по профилю швейное дело
3)
Краевое государственное казённое
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
VIII
вида № 14»
Краевое
государственное казённое специальное
(коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
VIII
вида № 14»
Разработка
интегрированного урока для коррекционной
школы 8 вида, объединяющего трудовое
обучение (швейное дело) и чтение, по теме
«Устное и прикладное творчество
нанайского народа» 6 класс включает
конспект урока и презентацию. Урок может
быть полезен тем, кто хочет погрузиться
вместе с детьми в волшебный мир устного
и прикладного творчества нанайского
народа.
Интегрированный
урок.
Чтение
и профессионально-трудовое обучение
(швейное дело). 6 класс.
«Устное
и прикладное творчество нанайского
народа»
Разработала:
учитель
профессионально-трудового обучения по
профилю швейное дело Номоконова Лидия
Михайловна
Цель
и задачи:
Расширить
знания об устном и прикладном творчестве
нанайского народа.
1.
Знакомить с одним из жанров устного
народного творчества – сказкой; значением
нанайских узоров и орнаментов.
2.
Способствовать
развитию речи учащихся (обогащение и
усложнение словарного запаса, усиление
выразительности), памяти, внимания,
мышления, развивать умение анализировать,
выделять главное, выполнять операции
на соотнесение, расширять кругозор.
3.
Воспитывать уважение к культурным
традициям нанайского народа.
Предварительная
работа:
-
Посещение краеведческого музея;
-
самостоятельное чтение учащимися
нанайских сказок;
-
зарисовка учащимися эскиза фартука для
изготовления;
-
пошив фартуков;
-
вырезывание элементов орнамента на
фартук;
-
изучение способов соединения аппликации
с изделием;
-
обработка кармана и отделка аппликацией.
Оснащение
урока:
-
Нанайская одежда, ковры, обувь.
-
Орнаменты и узоры нанайцев.
-
Эскизы работ на листах А3.
-
Компьютер, интерактивная доска,
презентация.
-
Смайлики для рефлексии.
Ход
урока:
1.
Организационное начало урока.
Приветствие.
-
Сейчас по расписанию - урок трудового
обучения, но проведём мы его сегодня
вдвоём - это для вас необычно.
2.
Сообщение темы и цели урока.
(слайд1)
(слайд
с анимацией)
-
Я предлагаю вам самостоятельно назвать
тему наших уроков. Для этого посмотрите
внимательно вокруг.
-Что
вы видите на стенде? (халаты, коврик,
узоры…)
-
Какому народу принадлежит всё то, что
вы назвали? (Всё это принадлежит нанайцам)
-
Как вы это определили? (Всё, что мы видим
на стенде украшено нанайскими узорами).
(На
экране слово узоры)
-
Что лежит на моём столе? (книги)
-
Некоторые из этих книг вы уже читали.
Как можно одним словом назвать то, о чём
написано в этих книгах? (Это сказки)
(На
экране к слову узоры добавить слово
сказки)
-
Попробуйте назвать тему урока.
(Слайд:
Устное и прикладное творчество нанайского
народа).
Целью
нашего урока является: познакомиться
с одним из жанров устного народного
творчества – сказкой, и научиться
украшать швейное изделие нанайскими
узорами.
3.
Вводная беседа.
(слайд
«явления природы»)
-
С давних пор нанайцы поклонялись природе.
Пытались объяснить для себя природные
явления. Свои представления о том, почему
гремит гром, течёт могучая река Амур,
светит солнце – отражали в сказках и
узорах.
(слайд
«Нанайские халаты»)
Узоры
на халатах нанайцев можно изучать как
увлекательную книгу. Здесь старинные
легенды о происхождении нанайских родов
или о трех солнцах, опалявших землю, и
храбром Кадо, который спас все живое
от гибели. Здесь бежит вдаль Амур, который
нанайцы звали Черный дракон, шумит на
ветру Древо жизни, – главный символ
северных народов. Все это можно
«прочитать», если знаешь язык узоров.
Дракон у нанайцев являлся почитаемым
существом, чешуя дракона на халате –
оберег от злых духов, болезней, несчастий;
рыбы – символ семейного благополучия.
-
Девочки, мы с вами выполняли эскизы
фартуков, которые уже изготовили,
прочитайте их с точки зрения нанайского
орнамента.
(Учащиеся
рассказывают о том, что изобразили на
фартуках).
-Нам
с вами представилась возможность
прочитать нанайский узор. Один мастер
оставил изображение на коробе из бересты.
Кто мне подскажет, что такое береста?
(На
бересте изображение узора)
-
Угадайте, о чём хотел рассказать нанайский
мастер.
(Варианты
ответов)
(На
берег великой реки, когда солнце
поднимается высоко в небо, на водопой
выходит могучий олень, и его рога
закрывают солнце).
-
Скажите, а чей рассказ об увиденном
больше похож на сказку? Ваш или старого
мастера? Почему?
(Приукрашен:
великая река, рога закрывают солнце)
-
А какие нанайские сказки вы уже читали?
«Как
медведь с бурундуком дружить перестали»,
«Мэргэн и его друзья», «Пудин и лягушка».
(Слайд
«Нанайские сказки»)
Физкультминутка.
Движения:
деревья качаются на ветру, трава тянется
к солнцу, птица летит,
листья
дрожат от ветра.
4.
Ознакомление со сказкой.
1.
Словарная работа.
(Слайд)
-
В тексте вам встретятся мало знакомые
слова: ровдуга, очаг, мялка.
Показ
напёрстка из ровдуги (грубой кожи),
изображение очага в нанайском доме,
изображение мялки.
(Слайд
«Айога»)
2.
Чтение сказки учителем.
3.
Чтение сказки учащимися.
-
У вас на столах книги со сказкой «Айога»,
откройте книги. Читаем по цепочке по
одному предложению.
Айога.
Жил в роду Самаров один нанаец
Ла. Была у него дочка по имени Айога.
Все ее любили и говорили, что красивее
ее никого нет ни в одном стойбище.
Загордилась Айога. Стала часто
любоваться
собою. Глядит на себя - не наглядится.
То в медный таз начищенный
смотрится,
то своим отражением в воде любуется.
Некогда
Айоге делом заниматься. Все только
любуется собой.
Вот однажды говорит
ей мать:
- Принеси воды, дочка!
Айога
отвечает:
- Я могу в воду упасть.
-
А ты за куст держись,- говорит ей мать.
-
Руки поцарапаю.
- Рукавицы надень.
-
Изорвутся,-говорит Айога. А сама все в
медный таз смотрится, какая
она
красивая.
- Разорвутся, так зашей
рукавицы иголкой.
- Иголка сломается...
-
Возьми толстую иголку.
- Палец уколю.
-
Наперсток возьми из крепкой ровдуги.
-
Наперсток прорвется.
Тут соседская
девочка говорит матери Айоги:
- Давайте
я за водой схожу!
Пошла и принесла
воды. Замесила мать тесто, сделала
лепешки. Испекла их
на раскаленном
очаге.
Увидела Айога лепешки и
кричит:
- Дай мне лепешку, мама!
-Горячая
она, руки обожжешь,-отвечает мать.
-
Рукавицы надену.
- Рукавицы мокрые.
-
Я их на солнце высушу.
- Покоробятся.
-
Я их мялкой разомну.
- Руки заболят,-
отвечает мать.- Зачем тебе, дочка,
трудиться, красоту
свою портить?
Лучше я лепешку той девочке отдам,
которая рук своих не
жалеет...
Взяла
мать лепешку и отдала соседской
девочке.
Рассердилась Айога. Пошла
на реку, села на берегу и смотрит на
свое
отражение в воде. А соседская
девочка стоит рядом и лепешку жует.
Потекли
слюнки у Айоги. Стала она на девочку
поглядывать. Шея у нее и
вытянулась
- стала длинная-длинная.
Говорит
девочка Айоге:
- Возьми лепешку, мне
не жалко! Разозлилась тут Айога. Побелела
вся от
злости, зашипела, пальцы
растопырила, замахала руками - и руки в
крылья
превратились.
- Не надо мне
ничего-го-го!..- кричит. Не удержалась
Айога на берегу.
Бултыхнулась в воду
и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
-
Ах, какая я красивая! Го-го-го... Ах, какая
я красивая!..
Плавала, плавала, пока
говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только
имя свое не забыла, чтобы с
кем-нибудь ее, красавицу, не спутали.
Чуть людей
завидит, кричит:
-Айо-га-га-га-га!..
Айо-га-га-га!..
2.
Анализ сказки.
Почему
сказка так называется? (Сказка про
девочку, которую звали – Айога).
Какая
была Айога? (Девочка была очень красивая,
но ленивая и гордая; злая и невоспитанная.)
О
чем попросила мать Айогу?
Что
ответила Айога матери?
Кто
помог матери принести воды?
Что
вы можете сказать о соседской девочке?
Что
произошло с Айога? (Она от злости
обратилась в гуся. Айога разучилась
разговаривать по – нанайски. Все слова
забыла. Только имя своё не забыла, чтобы
с кем – нибудь её, красавицу, не спутали,
только людей завидит и кричит:
Айо–га–га–га!)
Как
вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно
быть не только красивой лицом, но и
своими поступками. Нужно трудиться,
заботиться о других).
3.
Игра «Скажи наоборот» (определить
характер персонажей). С мячом. (слайд)
Добрая
– злая
Обыкновенная
- красивая
Трудолюбивая
– ленивая
Щедрая
– жадная
Отзывчивая
– равнодушная
Прочитайте
слова из левого столбика. Кому можно
дать такую характеристику?
Прочитайте
слова из правого столбика. Кому можно
дать такую характеристику?
Какое
слово из правого столбика вам не нравится
в характеристике соседской девочки?
(обыкновенная) Каким словом можно
заменить?
4.
Чтение сказки по ролям
5.
Подобрать пословицу.
(На
слайде пословицы).
-
Вы знаете много пословиц и поговорок.
Какая из них подошла бы к этой сказке?
Прочитайте
пословицы. "Жизнь дана на добрые
дела”, "Не одежда красит человека,
а его добрые дела.” ; "Всякий человек
в деле познаётся.”; "Маленькое дело
лучше большого безделья”; "Труд
кормит, а лень портит” …
Да,
каждому человеку жизнь дана на добрые
дела. Всем нравятся красивые люди и
лицом и душой.
5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Сегодня на уроке вы познакомились с
нанайской сказкой «Айога».
-
Что понравилось на уроке?
-
Что у вас особенно хорошо получилось?
-
Оцените свою работу. Почему поставили
себе эту оценку?
-
Сколько вы поставите за урок нам?
Выставление
оценок за урок.
2
урок.
Научить
выполнять отделку швейного изделия
плоскостной аппликацией из ткани.
1.
Знакомить с различными способами
крепления деталей аппликации на швейном
изделии.
2.
Развивать умения в составлении узоров
для украшения швейных изделий;
развивать
мелкие мышцы рук, мышление, память, речь
учащихся, творческие способности,
глазомер, воображение.
3.
Воспитывать эстетический вкус
1.
Организационное начало урока.
2.
Сообщение темы и цели урока.
-
Девочки, на первом уроке вы познакомились
со сказкой «Айога». Как вы считаете,
если бы Айога трудилась и помогала
матери, какой был бы конец сказки?
(Варианты).
-
Скажите, а какое изделие мы с вами
изготавливали? (Фартук)
-
Для чего необходим фартук?
-
Опишите ваши фартуки. (Фартук без
нагрудника, углы нижней части закруглены,
нижняя часть обработана двойной косой
обтачкой).
-
Чем похожи ваши фартуки? (нижняя часть
прямоугольной формы, одинаковый цвет
нижней части, форма и цвет кармана)
-
Чем ваши фартуки отличаются? (цвет
обтачки, разная отделка)
-
Ваши изделия уже закончены? (Закончены)
-
Чего не хватает на изделии? (Отделки)
-
Какой вид отделки вы выбрали для своих
фартуков? (аппликация)
-
Вы уже начали отделывать карман. Скажите,
крепление деталей аппликации на нижней
части будет таким же?
-
Девочки, я предлагаю вам украсить фартуки
и подарить их тем, кто хочет и любит
трудиться. Нанайские женщины фартуки
не носили. Национальной одеждой является
халат. Халаты были нарядные, для работы
в доме, свадебные. Каждая невеста на
свадьбу должна была сшить 5 халатов.
Украшали их аппликацией из рыбьей кожи,
бисером, разноцветными нитками. Но я
предлагаю выполнить отделку ваших
фартуков нанайскими узорами, и подарить
Айоге.
3.
Практическая работа.
Вводный
инструктаж.
-
Что вы уже сделали на предыдущих уроках?
(вырезали элементы орнамента, пришили
на карман).
-
Почему отделку кармана выполнили в
первую очередь?
-
Сейчас вам нужно разложить детали на
нижней части фартука, приметать и
пришить. Пришить детали аппликации
можно двумя способами: на швейной машине
швом «зиг-заг», и ручным способом: ручными
стежками нитками, бисером.
-
Какой способ выбираете вы?
Называют
способы крепления аппликации (нитками,
бисером, пайетками).
Гимнастика
для глаз и мелкой мускулатуры пальцев
рук.
-
Прежде, чем начать работу, вспомним
правила техники безопасности с ножницами
и иглой.
На
стол кладём мы ножницы кольцами к
себе.
Передаём мы ножницы кольцами
к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны
лежать всегда.
Положишь их раскрытыми
– может быть беда.
Давайте,
повторим все вместе:
Хранить
иголки в определённом месте.
На
стол иголки не бросать,
А
острые предметы в игольницы втыкать!
Текущий
инструктаж по мере необходимости
индивидуально, исправление ошибок.
Индивидуальная
работа.
Двум ученицам предложено вместо фартука
изготовить игольницу с нанайским узором.
Заключительный
инструктаж.
Выставка.
Вывешивание фартуков на доску. Анализ
работ.
Критерии:
-
аккуратность вырезывания;
-
размещение на фартуке;
-
аккуратность примётывания;
-
скорость работы.
4.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Выставление оценок. Самооценка.
Выставление оценок друг другу.