Интегрированый урок "Устное и прикладное творчество нанайского народа"; 6 класс


1) Номоконова Лидия Михайловна

2) учитель профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело

3) Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»



Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14»

Разработка интегрированного урока для коррекционной школы 8 вида, объединяющего трудовое обучение (швейное дело) и чтение, по теме «Устное и прикладное творчество нанайского народа» 6 класс включает конспект урока и презентацию. Урок может быть полезен тем, кто хочет погрузиться вместе с детьми в волшебный мир устного и прикладного творчества нанайского народа.

Интегрированный урок.

Чтение и профессионально-трудовое обучение (швейное дело). 6 класс.

«Устное и прикладное творчество нанайского народа»

Разработала:

учитель профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело Номоконова Лидия Михайловна

Цель и задачи:

Расширить знания об устном и прикладном творчестве нанайского народа.

1. Знакомить с одним из жанров устного народного творчества – сказкой; значением нанайских узоров и орнаментов.

2. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности), памяти, внимания, мышления, развивать умение анализировать, выделять главное, выполнять операции на соотнесение, расширять кругозор.

3. Воспитывать уважение к культурным традициям нанайского народа.


Предварительная работа:

- Посещение краеведческого музея;

- самостоятельное чтение учащимися нанайских сказок;

- зарисовка учащимися эскиза фартука для изготовления;

- пошив фартуков;

- вырезывание элементов орнамента на фартук;

- изучение способов соединения аппликации с изделием;

- обработка кармана и отделка аппликацией.

Оснащение урока:

- Нанайская одежда, ковры, обувь.

- Орнаменты и узоры нанайцев.

- Эскизы работ на листах А3.

- Компьютер, интерактивная доска, презентация.

- Смайлики для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

Приветствие.

- Сейчас по расписанию - урок трудового обучения, но проведём мы его сегодня вдвоём - это для вас необычно.

2. Сообщение темы и цели урока.

(слайд1)

(слайд с анимацией)

- Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему наших уроков. Для этого посмотрите внимательно вокруг.

-Что вы видите на стенде? (халаты, коврик, узоры…)

- Какому народу принадлежит всё то, что вы назвали? (Всё это принадлежит нанайцам)

- Как вы это определили? (Всё, что мы видим на стенде украшено нанайскими узорами).

(На экране слово узоры)

- Что лежит на моём столе? (книги)

- Некоторые из этих книг вы уже читали. Как можно одним словом назвать то, о чём написано в этих книгах? (Это сказки)

(На экране к слову узоры добавить слово сказки)

- Попробуйте назвать тему урока.

(Слайд: Устное и прикладное творчество нанайского народа).

Целью нашего урока является: познакомиться с одним из жанров устного народного творчества – сказкой, и научиться украшать швейное изделие нанайскими узорами.

3. Вводная беседа.

(слайд «явления природы»)

- С давних пор нанайцы поклонялись природе. Пытались объяснить для себя природные явления. Свои представления о том, почему гремит гром, течёт могучая река Амур, светит солнце – отражали в сказках и узорах.

(слайд «Нанайские халаты»)

Узоры на халатах нанайцев можно изучать как увлекательную книгу. Здесь старинные легенды о происхождении нанайских родов или о трех солнцах, опалявших землю, и храбром Кадо, который спас все живое от гибели. Здесь бежит вдаль Амур, который нанайцы звали Черный дракон, шумит на ветру Древо жизни, – главный символ северных народов. Все это можно «прочитать», если знаешь язык узоров. Дракон у нанайцев являлся почитаемым существом, чешуя дракона на халате – оберег от злых духов, болезней, несчастий; рыбы – символ семейного благополучия.

- Девочки, мы с вами выполняли эскизы фартуков, которые уже изготовили, прочитайте их с точки зрения нанайского орнамента.

(Учащиеся рассказывают о том, что изобразили на фартуках).

-Нам с вами представилась возможность прочитать нанайский узор. Один мастер оставил изображение на коробе из бересты. Кто мне подскажет, что такое береста?

(На бересте изображение узора)

- Угадайте, о чём хотел рассказать нанайский мастер.

(Варианты ответов)

(На берег великой реки, когда солнце поднимается высоко в небо, на водопой выходит могучий олень, и его рога закрывают солнце).

- Скажите, а чей рассказ об увиденном больше похож на сказку? Ваш или старого мастера? Почему?

(Приукрашен: великая река, рога закрывают солнце)

- А какие нанайские сказки вы уже читали?

«Как медведь с бурундуком дружить перестали», «Мэргэн и его друзья», «Пудин и лягушка».

(Слайд «Нанайские сказки»)

Физкультминутка.

Движения: деревья качаются на ветру, трава тянется к солнцу, птица летит,

листья дрожат от ветра.

4. Ознакомление со сказкой.

1. Словарная работа.

(Слайд)

- В тексте вам встретятся мало знакомые слова: ровдуга, очаг, мялка.

Показ напёрстка из ровдуги (грубой кожи), изображение очага в нанайском доме, изображение мялки.

(Слайд «Айога»)

2. Чтение сказки учителем.

3. Чтение сказки учащимися.

- У вас на столах книги со сказкой «Айога», откройте книги. Читаем по цепочке по одному предложению.

Айога. Жил в роду Самаров один нанаец Ла. Была у него дочка по имени Айога. Все ее любили и говорили, что красивее ее никого нет ни в одном стойбище. Загордилась Айога. Стала часто
любоваться собою. Глядит на себя - не наглядится. То в медный таз начищенный
смотрится, то своим отражением в воде любуется.
Некогда Айоге делом заниматься. Все только любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
- Я могу в воду упасть.
- А ты за куст держись,- говорит ей мать.
- Руки поцарапаю.
- Рукавицы надень.
- Изорвутся,-говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится, какая
она красивая.
- Разорвутся, так зашей рукавицы иголкой.
- Иголка сломается...
- Возьми толстую иголку.
- Палец уколю.
- Наперсток возьми из крепкой ровдуги.
- Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Давайте я за водой схожу!
Пошла и принесла воды. Замесила мать тесто, сделала лепешки. Испекла их
на раскаленном очаге.
Увидела Айога лепешки и кричит:
- Дай мне лепешку, мама!
-Горячая она, руки обожжешь,-отвечает мать.
- Рукавицы надену.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят,- отвечает мать.- Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту
свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не
жалеет...
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на свое
отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепешку жует.
Потекли слюнки у Айоги. Стала она на девочку поглядывать. Шея у нее и
вытянулась - стала длинная-длинная.
Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепешку, мне не жалко! Разозлилась тут Айога. Побелела вся от
злости, зашипела, пальцы растопырила, замахала руками - и руки в крылья
превратились.
- Не надо мне ничего-го-го!..- кричит. Не удержалась Айога на берегу.
Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го... Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока говорить не разучилась. Все слова забыла. Только
имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Чуть людей
завидит, кричит:
-Айо-га-га-га-га!.. Айо-га-га-га!..

2. Анализ сказки.

  • Почему сказка так называется? (Сказка про девочку, которую звали – Айога).

  • Какая была Айога? (Девочка была очень красивая, но ленивая и гордая; злая и невоспитанная.)

  • О чем попросила мать Айогу?

  • Что ответила Айога матери?

  • Кто помог матери принести воды?

  • Что вы можете сказать о соседской девочке?

  • Что произошло с Айога? (Она от злости обратилась в гуся. Айога разучилась разговаривать по – нанайски. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем – нибудь её, красавицу, не спутали, только людей завидит и кричит: Айо–га–га–га!)

  • Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться, заботиться о других).

3. Игра «Скажи наоборот» (определить характер персонажей). С мячом. (слайд)

Добрая – злая

Обыкновенная - красивая

Трудолюбивая – ленивая

Щедрая – жадная

Отзывчивая – равнодушная

Прочитайте слова из левого столбика. Кому можно дать такую характеристику?

Прочитайте слова из правого столбика. Кому можно дать такую характеристику?

Какое слово из правого столбика вам не нравится в характеристике соседской девочки? (обыкновенная) Каким словом можно заменить?

4. Чтение сказки по ролям

5. Подобрать пословицу.

(На слайде пословицы).

- Вы знаете много пословиц и поговорок. Какая из них подошла бы к этой сказке?

Прочитайте пословицы. "Жизнь дана на добрые дела”, "Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Труд кормит, а лень портит” …

  • Да, каждому человеку жизнь дана на добрые дела. Всем нравятся красивые люди и лицом и душой.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодня на уроке вы познакомились с нанайской сказкой «Айога».

- Что понравилось на уроке?

- Что у вас особенно хорошо получилось?

- Оцените свою работу. Почему поставили себе эту оценку?

- Сколько вы поставите за урок нам?

Выставление оценок за урок.


2 урок.

Научить выполнять отделку швейного изделия плоскостной аппликацией из ткани.

1. Знакомить с различными способами крепления деталей аппликации на швейном изделии.

2. Развивать умения в составлении узоров для украшения швейных изделий;

развивать мелкие мышцы рук, мышление, память, речь учащихся, творческие способности, глазомер, воображение.

3. Воспитывать эстетический вкус


1. Организационное начало урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Девочки, на первом уроке вы познакомились со сказкой «Айога». Как вы считаете, если бы Айога трудилась и помогала матери, какой был бы конец сказки?

(Варианты).

- Скажите, а какое изделие мы с вами изготавливали? (Фартук)

- Для чего необходим фартук?

- Опишите ваши фартуки. (Фартук без нагрудника, углы нижней части закруглены, нижняя часть обработана двойной косой обтачкой).

- Чем похожи ваши фартуки? (нижняя часть прямоугольной формы, одинаковый цвет нижней части, форма и цвет кармана)

- Чем ваши фартуки отличаются? (цвет обтачки, разная отделка)

- Ваши изделия уже закончены? (Закончены)

- Чего не хватает на изделии? (Отделки)

- Какой вид отделки вы выбрали для своих фартуков? (аппликация)

- Вы уже начали отделывать карман. Скажите, крепление деталей аппликации на нижней части будет таким же?

- Девочки, я предлагаю вам украсить фартуки и подарить их тем, кто хочет и любит трудиться. Нанайские женщины фартуки не носили. Национальной одеждой является халат. Халаты были нарядные, для работы в доме, свадебные. Каждая невеста на свадьбу должна была сшить 5 халатов. Украшали их аппликацией из рыбьей кожи, бисером, разноцветными нитками. Но я предлагаю выполнить отделку ваших фартуков нанайскими узорами, и подарить Айоге.

3. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

- Что вы уже сделали на предыдущих уроках? (вырезали элементы орнамента, пришили на карман).

- Почему отделку кармана выполнили в первую очередь?

- Сейчас вам нужно разложить детали на нижней части фартука, приметать и пришить. Пришить детали аппликации можно двумя способами: на швейной машине швом «зиг-заг», и ручным способом: ручными стежками нитками, бисером.

- Какой способ выбираете вы?

Называют способы крепления аппликации (нитками, бисером, пайетками).

Гимнастика для глаз и мелкой мускулатуры пальцев рук.

- Прежде, чем начать работу, вспомним правила техники безопасности с ножницами и иглой.

На стол кладём мы ножницы кольцами к себе.
Передаём мы ножницы кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их раскрытыми – может быть беда.


Давайте, повторим все вместе:
Хранить иголки в определённом месте.
На стол иголки не бросать,
А острые предметы в игольницы втыкать!

Текущий инструктаж по мере необходимости индивидуально, исправление ошибок.

Индивидуальная работа. Двум ученицам предложено вместо фартука изготовить игольницу с нанайским узором.

Заключительный инструктаж.

Выставка. Вывешивание фартуков на доску. Анализ работ.

Критерии:

- аккуратность вырезывания;

- размещение на фартуке;

- аккуратность примётывания;

- скорость работы.

4. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Выставление оценок. Самооценка. Выставление оценок друг другу.



Слайд 1
Номоконова Лидия Михайловна учитель профессионально-трудового обучения по профилю швейное дело Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат VIII вида № 14»
Слайд 2
Слайд 3
Узоры Орнаменты Сказки
Слайд 4
Устное и прикладное творчество нанайского народа
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Нанайские сказки
Слайд 9
РОВДУГА ОЧАГ МЯЛКА
Слайд 10
Айога
Слайд 11
«Скажи наоборот» Злая Красивая Ленивая Жадная Равнодушная Добрая Обыкновенная Трудолюбивая Щедрая Отзывчивая
Слайд 12
Подбери пословицу Жизнь дана на добрые дела  Не одежда красит человека, а его добрые дела Всякий человек в деле познаётся  Маленькое дело лучше большого безделья Труд кормит, а лень портит
Слайд 13
Источники информации Фото материалы сделаны в Амурском городском краеведческом музее Иллюстрации сказок народов Приамурья

Полный текст материала Интегрированый урок "Устное и прикладное творчество нанайского народа"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Номоконова Лидия Михайловна  Lida1969
26.03.2014 0 2933 298

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК