Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат
для учащихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья Чайковского
городского округа»
Конкурс
«С профессией в будущее»
Номинация:
«Педагог
общеобразовательной школы»
Методическая
разработка
учебного
занятия по теме
«Профессии
в цехах швейной фабрики»
Автор
– разработчик:
Котомкина
Людмила Ивановна,
учитель
технологии высшей категории,
руководитель
МРМО учителей технологии
СКОУ
юга Пермского края и Удмуртии
эл.адрес:
kotomkinamila@mail.ru
Чайковский,
2019
Содержание
Пояснительная
записка……………………………………………3
стр.
План
– конспект……………………………………………………6
стр.
Приложения………………………………………………………11
стр.
Список
литературы………………………………………………16
стр.
Пояснительная
записка
Существующий
дефицит рабочих кадров может быть
восполнен только средствами
квалифицированной профессиональной
ориентацией школьников на рабочие
профессии.
На
уроках профессионально-трудового
обучения в специальной (коррекционной)
школе перед учителем стоит цель не
только научить учащегося самостоятельному
изготовлению изделия, но и помочь ему
сделать осознанный выбор профессии.
Актуальность
методической разработки заключается
в том, что, во-первых, утрачивается
значимость и престижность рабочих
профессий. Во-вторых, учащиеся коррекционных
школ с нарушением интеллекта не могут
адекватно подойти к выбору профессии
самостоятельно, без психолого-педагогического
сопровождения. В-третьих, для расширения
политехнического кругозора учащихся
и знакомства с профессиями наиболее
эффективными формами являются
профессиональные пробы и экскурсии на
производство.
Новизна
методической разработки заключается
в форме и подаче материала. Урок
предусматривает имитацию экскурсии с
поэтапным изготовлением изделия
(элементы профессиональных проб), так
же как в цехах швейной фабрики. Творческие
задания «Кроссенс» и «Квест» направлены
на развитие интереса к рабочим профессиям
и повышение мотивации к предметной
области «Технология». Применение новых
форм и методов, позволяет быстро и
продуктивно решать задачи по формированию
трудовых навыков и умений с ориентацией
на рассматриваемую профессию.
Методическая
разработка урока является одним из
заключительных занятий раздела программы
АООП «Организация
труда и производства на швейной фабрике»
в 9 классе.
Область
применения методической разработки:
в
специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях для
учащихся с ОВЗ учителями трудового
обучения;
в
учреждениях дополнительного образования
детей педагогами дополнительного
образования;
в
общеобразовательных школах учителями
технологии; педагогами для профориентации;
Урок
по теме «Профессии в цехах швейной
фабрики» представлен с использованием
педагогической технологии образовательное
путешествие. Для повышения уровня
мотивации и создания условий для развития
творческого мышления у учащихся
применяются задания по системе «Кроссенс»
и «Квест». Основной
смысл создания «Кроссенса» – это
головоломка, интеллектуальная игра,
задание, которое предназначено для
мотивации к учебной, познавательной,
творческой деятельности. Выполнение
«Квеста» при использовании
современных компьютерных программ на
уроке, позволяет не стандартно донести
информацию о профессиях швейного
предприятия. Коррекционно-развивающая
работа на уроке обусловлена поставленной
целью и содержанием.
Учащиеся:
8-9 класс СКОУ АООП образования, обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Тип
урока:
комбинированный.
Оборудование:
компьютер,
проектор, экран, электронное приложение,
шаблон, нитки, мел портновский, иголки,
булавки портновские, швейные машины,
утюг (парогенератор), ткань для изделия
(гладкокрашеная красная или розовая);
ножницы; стразы, полубусины для украшения,
стикеры цветные (5 цветов); сотовые
телефоны с Интернетом и программным
приложением QR-код,
цветные картинки цехов швейной фабрики,
задания «Кроссенс».
Характеристика
учебных возможностей и предшествующих
достижений учащихся класса, для которого
проектируется урок:
•
предметные
БУД:
-имеют
представление об организации работы в
цехах швейной фабрики
-знают
название цехов швейной фабрики;
•
познавательные
БУД:
-
умеют выделять информацию для решения
проблемы, поэтапно, с частичной помощью
учителя.
Цель
урока:
знакомство с организацией работы в
цехах швейной фабрики и профессиями
швейного производства.
Задачи:
1. Обобщить знания по организации работы
на швейной фабрике;
2.
Познакомить с профессиями швейного
производства;
3.
Повторить технику безопасности;
4.
Выполнить пошив изделия в соответствии
с технологическим процессом швейной
фабрики.
В
сочетании с традиционными средствами
обучения использование на уроке
информационно-компьютерных технологий
значительно повышает эффективность
обучения учащихся с нарушением развития,
открывает новые резервы образовательного
процесса и личности, повышает интерес.
Знакомство с QR-
кодом, умение находить информацию через
программу в смартфоне, ускоряет процесс
обучения, дает возможность не традиционно,
по-новому осветить вопросы профориентации.
Урок отвечает гигиеническим требованиям:
предусмотрены чередование видов
деятельности, запланирована физкультминутка
для предупреждения утомляемости и
повышение работоспособности.
Дифференцированный
подход как одна из форм коррекционной
работы, используется на уроке при
повторении и закреплении материала,
при учете темпа восприятия материала,
при использовании учителем наводящих
вопросов, при расчленении сложного на
элементы, при поэтапном формировании
действия, при чередовании труда и отдыха,
смены видов деятельности.
В
ходе урока - экскурсии выполняется ряд
дидактических функций:
расширятся
словарный запас в производственной
деятельности через имитационную игру;
повышается
интерес к профессиям швейного
производства;
укрепляется
связь технологического процесса на
занятии и производстве;
воспитывается
уважительное отношение к труду и рабочим
профессиям.
Таким
образом, существующий низкий спрос и
рейтинг рабочих профессий может быть
повышен среди учащихся, в том числе,
проведением не стандартных уроков с
использованием новых форм, как одного
из средств квалифицированной
профессиональной ориентацией школьников
на рабочие профессии.
Урок
по теме «Профессии в цехах швейной
фабрики» запланирован для проведения
в рамках межрегионального методического
объединения учителей технологии
коррекционных школ юга Пермского края
и Удмуртии в ноябре 2019 года, как опыт
применения новых форм организации урока
«Образовательное путешествие» и
«Кроссенс» на уроках швейного дела.
План-конспект
урока
Сегодня
у нас не обычный урок, я предлагаю вам
отправиться на воображаемую экскурсию.
А вот где будет проходить экскурсия, вы
догадайтесь сами решив головоломку
«Кроссенс»
(Приложение 1). В переводе с английского
языка слово КРОССЕНС означает «пересечение
смысла». Необходимо по ряду иллюстраций,
иногда, на первый взгляд, не связанных
друг с другом, составить ассоциативную
цепочку. Каждая картинка имеет связь с
предыдущей и последующей, а центральная
объединяет по смыслу сразу несколько.
Нужно рассматривать связь между
картинками по указаниям стрелок. В
качестве подсказки, дана нумерация
квадратов. Квадрат с знаком вопроса (?)
является целью цепочки рассуждений, то
есть – отгадкой (слайд 2,3).
Задание:
Найдите ассоциативную связь между
картинками в таблице и скажите куда мы
отправляемся на воображаемую экскурсию?
(ответ: швейная фабрика)
Процесс
изготовления одежды состоит из трех
основных этапов: разработка модели и
изготовление лекал; подготовка ткани
к раскрою и раскрой; пошив изделия и его
окончательная отделка. Эти работы
осуществляются в цехах швейной фабрики.
Цех
– это
этап
производства, на котором изготавливается
продукция или её часть.
Вопрос
классу:
Какие цеха имеются на швейной фабрике?
(ответ: экспериментальный, швейный,
раскройный, подготовительный, отделочный)
Сегодня
мы мысленно побываем в каждом цехе и
познакомимся с его работой. А также
узнаем, что входит в обязанности
работников того или иного цеха и как
называются эти профессии. Вам предстоит
попробовать себя в разных профессиях,
выполняя творческое задание.
Наша
экскурсия начинается с цеха, в котором
художники-модельеры
разрабатывают новые модели, конструкторы
изготовляют чертежи, а изготовители
лекал
– делают выкройки на несколько размеров.
Затем изготавливают несколько опытных
образцов изделий. Их утверждают на
специальном совете и запускают в
производство.
Вопрос
классу: Как
называется этот цех? (ответ: экспериментальный)
(Слайд
4)
В
настоящее время художники
– модельеры и конструкторы
разрабатывают модель, пользуясь
компьютером с трехмерным изображением
(ЗD).
Могут вносить необходимые изменения,
подбирать цвет ткани, и на цветном
принтере можно распечатать цветной
рисунок модели.
Профессиональная
проба - 1:
1) представьте, что вы художник – модельер
и ваше техническое задание: придумать
оформление игольницы в виде сердечка
и зарисовать. Время на работу - 3 минуты.
(Приложение 2) (Слайд 5)
2)
для изготовления вашего изделия на
фабрике нужна техническая документация
(правила пошива). Ваша задача, как
работников экспериментального цеха,
коллективно составить план работы по
пошиву игольницы. Время на работу – 1
минута.
(Составляют
план из карточек – операций)
(Приложение 3).
Проверка
плана работы в соответствии с образцом
(Слайд 6).
(За
правильное выполнение задания получают
1-й элемент QR
– кода)
Мы
переходим в следующий цех: в этом цехе
принимают ткань со склада, проверяют
ее качество, ширину и длину ткани.
Сортируют ткани по волокнистому составу,
цвету. Хранят ткани на стеллажах, полках.
Эту работу выполняют на специальных
промерочных столах.
Вопрос
классу:
В каком цехе мы находимся? (ответ:
подготовительный цех)
(Слайд
7)
В
подготовительном цехе производят
раскладку и обмеловку лекал для верхних
полотен настила. Профессия - настиловщик
или оператор настиловочных машин.
Профессиональная
проба - 2: Сложить
ткань для игольницы, и сделать обмеловку
лекала на ткань.
(За
правильное выполнение задания получают
2-й элемент QR
– кода).
Наша
воображаемая экскурсия продолжается,
и мы оказались в следующем цехе швейной
фабрики.
Вопрос
классу:
посмотрите на план работы по пошиву
игольницы и скажите в каком мы цехе?
(ответ: раскройный цех)
(Слайд
8)
В
раскройном цехе ткани настилают на
настилочные столы, количество полотен
в настиле может быть от 10 до 200. Детали
изделия выкраивает раскройщик.
Раскрой – трудоемкая операция, ее
выполняют специальными электрораскройными
машинами. Затем комплектуют по размерам,
присваивают номер и отправляют в
следующий цех.
Вопрос
классу:
как вы считаете, профессия раскройщик
травмаопасна? (Ответы учащихся)
На
любом производстве есть специалист –
инженер
по охране труда.
Без
знания техники безопасности рабочие
на предприятии не допускаются к работе.
Это позволяет предотвратить травмы.
(Слайд 9)
Профессиональная
проба - 3: 1)
коллективно,
составить
инструкцию по безопасным приемам работы
с ножницами.
(Педагог
раздаёт карточки, в которых учащиеся
должны найти ложные утверждения при
работе с ножницами). (Приложения
4)
Учащиеся
зачитывают правила ТБ при работе с
ножницами и приступают к следующему
этапу работы. (Слайд 10)
2)
выполнить работу закройщика
- отложить припуск на швов и раскроить
деталь игольницы. Время на работу – 2
минуты.
(Учитель
проверяет результаты профессиональной
пробы,
за
правильное выполнение задания получают
3-й элемент QR
– кода).
Вопрос
классу:
какой следующий цех на швейной фабрике?
(ответ: швейный)
(Слайд
11)
В
швейном цехе производят пошив изделий.
Цех оснащен стачивающими и специальными
машинами. Работают здесь операторы
швейного оборудования, которые
должны хорошо знать способы обработки
деталей, швейное оборудование, правила
пользования приспособлениями и
устройствами.
(Слайд
12). В швейном цехе различают два участка.
На заготовительном участке выполняют
обработку отдельных деталей и узлов
изделий. На монтажном участке готовые
детали и узлы соединяют в целое изделие.
Рабочее
место швеи оборудовано отдельной
машиной, винтовым стулом, необходимыми
инструментами и приспособлениями. Есть
освещение в виде светильника. На столе
не должно быть ничего лишнего, только
детали и инструменты. Во время работы
швея должна быть внимательна и соблюдать
правила ТБ при работе на швейной машине
с электроприводом.
Профессиональная
проба - 4: работа
оператора швейного оборудования, ваша
задача: стачать деталь игольницы,
оставляя отверстие для наполнителя.
Наполнить игольницу и зашить отверстие.
Время на работу – 10
минут.
(Учитель
проверяет результаты профессиональной
пробы,
за
правильное выполнение задания получают
4-й элемент QR
– кода).
Во
время работы у швеи предусмотрена
производственная гимнастика, поэтому
прошу вас всех встать и выполнить
комплекс упражнений
(физкультминутка
- звучит музыка).
Изделие
почти готово, осталось только придать
ему товарный вид, для этого мы отправимся
в последний цех швейной фабрики, который
называется….? (Ответ: отделочный)
(Слайд
13)
Здесь
производят окончательную влажно-тепловую
обработку изделий с помощью специального
оборудования: утюгов, гладильных прессов
и паровоздушных манекенов разного
размера. Термоотделочник
или утюжильщик работающий
в этом цехе должен знать методы и приемы
влажно-тепловой обработки, виды
оборудования для ВТО и способы устранения
мелких неполадок в работе оборудования.
Должен соблюдать правила ТБ, быть
внимательным.
Профессиональная
проба - 5: задание:
украсить
игольницу цветочками из ткани и
полубусинами, в соответствии с придуманным
ранее рисунком. Время
на работу – 5
минут.
Еще
на швейном предприятии есть контролер
качества,
в обязанности которого входит проверка
качества изделия, во время просмотра
он выявляет дефекты и отмечает их.
Сегодня контролером качества буду я.
Вы
собрали все элементы QR-
кода и можете его составить и прочесть
информацию.
(Слайд
14, 15)
(Проверяет
качество изделия, комментирует оценки,
в это время учащиеся складывают QR-код
и с помощью приложений в смартфоне
выходят в Интернет на сайт швейной
фабрики «Оранжевое небо» в г. Чайковский.
Виртуально знакомятся с предприятием,
находят его адрес и ассортиментом
выпускаемых изделий). (Приложение
5)
Заключительный
этап:
Наша
экскурсия по цехам швейной фабрики
подошла к концу. Вы познакомились с
многими профессиями и даже выполнили
профессиональные пробы по некоторым
из них. (Слайд 16,17,18)
Задание:
1) отгадайте «Кроссенс», какая это
профессия? (Приложение 6,7, 8)
(Учащиеся
рассуждают, анализируют, отвечают: швея,
утюжильщица, раскройщик).
2)
расставьте
названия цехов швейной фабрики в
правильной последовательности.
(раздаются таблички цехов или картинки
с изображением цехов швейной фабрики.
Прикрепляют на доску таблички с названием
цехов в технологической последовательности)
(Приложение
9).
Рефлексия:
прошу
приклеить стикер на тот цех, который
вас больше всего заинтересовал?
Учитель
раздаёт цветные стикеры. Учащиеся
приклеивают их на карточки с названием
цеха.
Задание
для всего класса:
пользуясь предложенными картинками
составьте «Кроссенс» о значении профессии
в жизни человека. (Приложение 10)
(Учащиеся
подбирают картинки, анализируют,
объясняют свой выбор).
(Слайд
19)
В
мире существует очень много профессий.
Я вам желаю выбрать профессию, чтобы
она удовлетворяла всем вашим потребностям,
а работа приносила пользу людям и радость
вам! (Слайд 20)
Приложение
1
Приложение
2
Приложение
3
Сложить
ткань в два слоя, обвести лекало на
ткань.
Отложить
припуски на шов 10 мм. Вырезать по припуску
на шов.
Стачать,
оставляя отверстие для наполнителя.
Ширина шва 10 мм.
Наполнить
игольницу синтепоном. Зашить отверстие
на машине.
Выполнить
отделку изделия.
Приложение
4
1.
Хранить ножницы в строго определенном
месте. (+)
2.
Нельзя держать ножницы острыми концами
вверх. (+)
3.
Передавая ножницы, необходимо держать
их за сомкнутые лезвия и передавать
кольцами вперед. (+)
4.
Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми
лезвиями. (+)
5.
Нельзя класть ножницы у вращающихся
частей швейной машины. (+)
6.
Расстояние от работающего до края стола
должно быть 10–15 см.(-)
7.
Нельзя откусывать нитку зубами. (-)
8.
Свет должен падать на рабочую поверхность
с левой стороны. (-)
9.
Стул должен стоять против иглы машины.
(-)
10.
Сидеть за машиной надо на всей поверхности
стула, слегка наклонив корпус и голову
вперед. (-)
Приложение
5
QR
– код
Приложение
6
Приложение
7
Приложение
8
Приложение
9
Экспериментальный
|
Подготовительный
|
Раскройный
|
Швейный
|
Отделочный
|
Приложение
10
Список
литературы
Картушина
Г.Б. Технология. Швейное дело. 9 класс:
учеб.для спец. (коррекц.) образоват.
Учреждений VIII
вида/Г.Б.Картушина, Г.Г. Мозговая. – 4-е
изд. – М.: Просвещение, 2014. – 199 с.: ил. –
ISBN
978-5-09-034301-5.
Труханова
А.Т. Основы технологии швейного
производства. Учеб.для проф. Учеб.
Заведений. – 3-е изд. Перераб. И доп., -
М.: Высш. шк., Изд. Центр «Академия», 2000.
– 336 с.: ил.
Труханова
А.Т. и др. Основы швейного производства:
Проб. учеб. пособие для учащихся 8-9 кл.
сред. шк. / А.Т.Труханова, В.В.Исаев,
Е.В.Рейнова. – М.: Просвещение, 1989. – 160
с.: ил.
И.А.Гурова.
Мастер-класс «Кроссенс» как приём
развития креативного мышления.
Современный
урок в коррекционном классе / авт.сост.
Т.И. Нелипенко. – Волгоград : Учитель,
2013. – 130 с.