Адаптированная рабочая программа кружковых занятий "Своими руками"
Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх – Ирменская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”
Утверждаю: Согласован:
Директор школы – интернат Зам директора по ВР
_________ В.А. Аршинова _________ Толокнова С.В.
_________ 2023г.
________ 2023г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
«СВОИМИ РУКАМИ»
на 2023-2024 учебный год
1 год обучения
Возраст 12-14 лет
Рассмотрено на заседании
МО учителей трудового обучения
Протокол №
______________________
Учитель: Колесников А.Ф.
2023г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью системы специального образования. Оно дает дополнительные возможности для коррекции психофизического развития ребенка. Дополнительное образование направлено на развитие мотивации личности ребенка, его интересов и удовлетворение его творческих потребностей. Такая деятельность организована на учебных занятиях «Сам себе мастер».
Программа содержит учебный и практический материал для учащихся, с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков, имеющих отклонения в развитии, желающих на кружковых занятиях углубить свои знания по деревообработке древесины на токарных и фрезерных станках. А также предусматривает дальнейшее совершенствование практических умений и навыков воспитанников в механической обработке древесины. Является дополняющей программой к «Столярному делу».
Работа по токарной обработке древесины - направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности. Учитывая, что при токарной обработке древесины богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создается возможность использования древесины широко распространенных пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях. Изучая токарное дело кружковцы знакомятся с различными видами отделки точеных поверхностей - выжиганием, аппликацией, резьбой, росписью (Городецкая роспись, Хохлома, Гжель, Жостово)
С первых занятий стимулируется творческий подход к выполнению изделий, ведется работа по методу творческого варьирования типовых композиций. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.
Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Научить учащихся выполнять качественные и красивые поделки при самостоятельной работе на деревообрабатывающем станке
Совершенствовать общетрудовые и специальные навыки пользования инструментами и станками.
Работа на занятиях направленная на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора.
ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Развивать интерес и мотивацию к учению через практическую работу на деревообрабатывающих станках.
Познакомить с различными видами художественной росписи по дереву (Городецкая роспись, Хохлома, Гжель...).
Формирование правильных эмоционально - социальных навыков в процессе творческой
деятельности.
Учащиеся 6 классов занимаются два часа в неделю в течение года. Учитывая то, что на занятия приходят учащиеся, с ограниченными возможностями здоровья с особенностями умственного, психофизического развития, имеющие разный уровень теоретической и практической подготовки, используется принцип индивидуальности, преемственности, доступности и результативности, при планировании работы упор делается на практические занятия.
Весь курс занятий «Сам себе мастер» целесообразно разделить на 4 этапа:
этап (1 четверть) включает знакомство и приобретение навыков работы на токарном станке., используется групповая (фронтальная) форма организации работы, при которой все кружковцы одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения относятся ко всем кружковцам и воспринимаются ими одновременно. Итогом занятий первого этапа является приобретение учащимися устойчивых навыков работы на токарном станке.
этап (2 четверть) позволяет учащимся овладеть навыками вытачивания деталей разных профилей, на занятиях используется сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы., итогом работы является изготовлениие учениками «чаши» или «чашечки»
3этап (3четверть)В ходе занятий учащиеся изготавливают разнообразные поделки на деревообрабатывающем станке, с последующим художественно - декоративным оформлением. Знакомятся с различными видами художественной росписи по дереву. Итогом занятий является выставка работ учащихся как в школе так и на уровне района.
4 этап(4четверть) - этап творческих самостоятельных (индивидуальных) работ как по замыслу учащихся, так и с использованием образцов, рисунков, фотографий. К концу 4 этапа учащиеся осваивают навыки самостоятельного планирования работы, составление творческого проекта изготовления поделки сложной конструкции. Преобладают практические занятия.
По окончанию года на заключительном занятии, подводится итог занятий, анализируются успехи и неудачи каждого учащегося. Лучшие работы представляются на отчетную выставку изделий (районную, сельскую...)
В ходе выполнения программы «Сам себе мастер» учащиеся приобретают и закрепляют знания:
представления о современных производствах;
о видах росписи;
интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку;
Умения:
работы по чертежу и технологической карте (уметь по чертежам сделать разметку, изготовить деталь, поделку)
работы столярным инструментом,;
работать на разнообразных деревообрабатывающих станках с применением инструментов при токарной обработке по дереву, знать технику безопасности работы на станке.
уметь художественно оформить (украсить, расписать) поделку одним из видов росписи (Городецкая, хохлома, гжель...)
Учащиеся должны овладеть навыками
самостоятельного планирования работы по изготовлению изделия;
уметь качественно и красиво выполнять токарную работу по изготовлению и оформлению поделок;
совершенствовать навыки в применении разнообразных деревообрабатывающих инструментов при токарной обработке по дереву, знать технику безопасности работы на станке.
Образцы готовых изделий;
Деревообрабатывающие станки, станочное оборудование.
Чертежные и разметочные инструменты, измерительные инструменты.
Столярные инструменты.
Технологические карты.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68часов)
№ тема |
ТЕМА |
К-во часов |
Практическая работа. |
1 ЧЕТВЕРТЬ (18 часов) |
|||
1 |
Токарный станок. |
2 |
Пуск и остановка станка. уxoд за станком. |
2 |
метРазметочный и контрольный инструмент. |
2 |
Разметка цилиндрических деталей. |
3 |
Резцы для токарных работ. |
2 |
|
4 |
Вытачивание удлиненных деталей. |
4 |
Разметка и вытачивание удлиненных деталей. |
5 |
Вытачивание пустотелых и профильных деталей. |
8 |
|
2 ЧЕТВЕРТЬ(14 часов) |
|||
|
|
|
|
6 |
Вытачивание широких деталей. |
14 |
Разметка и вытачивание «Чаши». |
3 ЧЕТВЕРТЬ (20 часов) |
|||
7 |
Изготовление разнообразных поделок с использованием патрона, планшайбы. |
10 |
Определение темы работы и работа над проектом. |
8 |
Художественное (декоративное) оформление поделок. |
10 |
Работа акварельными , гуашевыми красками. |
4 ЧЕТВЕРТЬ (16часов) |
|||
9 |
Творческая работа |
16 |
Самостоятельная работа над своими проектами. |
|
|
|
|
Содержание программы:
четверть
Тема 1. Токарный станок. ( 2часа).
Назначение токарного станка, устройство назначение основных частей: станина, шпиндель, электродвигатель, задняя бабка, передняя бабка, центр.
Пуск и остановка станка, Техника безопасности при работе на токарных и фрезерных станках, Правила ухода за станком.
Тема 2. Разметочный и контрольный инструмент. ( 2часа
Устройство и правила работы штангенциркулем , кронциркулем, линейкой нутромер. Приемы работы штангенциркулем при разметке деталей.
Тема 3. Резцы для токарных работ. ( 2 часа).
Назначение резцов. Классификация и виды резцов для токарной обработки древесины, косые, прямые, полукруглые, профильные. Углы заточки и приемы заточки резцов.
Тема 4. Вытачивание удлиненных деталей ( 4часа).
Заготовки, способы крепления. Заготовок на токарном станке, подбор заготовок, обтачивание цилиндра.
Разметка удлиненных деталей линейкой, шаблоном, циркулем. Изменение режима работы токарного станка в зависимости от массы детали. Техника безопасности при работе на токарном станке.
Тема 5. Вытачивание пустотелых и профильных деталей. ( 8 часов).
Назначение патрона, крепление заготовки в патроне. Сверление на токарном станке.
Приемы работы профильными резцами.
Разметка и изготовление пустотелых деталей (Рюмочки, матрешки, шашки ).
четверть.
Тема 6. Вытачивание широких деталей. ( 14часов)
Назначение планшайбы. Крепление и подбор заготовок. Склейка заготовок в блок (способы склейки).
Обработка склеенного блока. Разметка и обработка широкой детали (чаши).
3.четверть.
Тема 7.Изготовление разнообразных поделок с использованием патрона,
планшайбы. ( 10часов).
Отделка поделок шлифованием.
Отделка поделок восковой мастикой.
Отделка поделок лаками.
Изготовление подцветочников, подсвечников, разъемных матрешек и т. д.
Тема 9. Художественное (декоративное) оформление поделок. (10 часов).
Краски, кисти, особенности окрашивания древесины водными красками (акварель, гуашь). Знакомство с акриловыми красками. Виды росписи и приемы работы:
Г ородецкая роспись;
Б) Хохлома;
Полохов-майденская роспись.
Роспись (декоративное оформление своих поделок).
4 четверть.
Тема 10. Творческая работа. ( 16часов).
Практическая работа по выбору кружковцев. Выполняется по интересующей
теме.
ВЫСТАВКИ
Участие в школьных, районных, областных выставках, показы достижений учащихся кружка, выявление новых объектов для работы.
..
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков .
В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2. Буланин. В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.
3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.—
М.: Просвещение, 1981.
4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа, 1978.
5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе.
7. Материалы журналов:
«Юный техник», «Школа и производство», «Сделай сам»,
Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение.
1. Технологические карты.
2.Инструкционные карты.
3.Чертежи изделий.
Наглядность
1 .Стенды объёмных деталей.
2.Стенд с образцами древесины «Пороки и болезни древесины».
3. Стенд с образцами строительных гвоздей, шурупов, клея.
4.Стенд с видами резцов, напильников…
Дидактические комплексы (дидактические папки)
1.Тематический план(4-11класс).
2.Тесты с подбором инструмента.
3 .Карточки для запоминания пройденного материала.
4.Альбом с подбором изделий(с чертежами и размерами) согласно тематическому планированию.
Дидактические игры
Коррекционно-развивающие задания и упражнения, кроссворды, ребусы.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.
2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.
4. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея
/Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.
5. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
6. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
7. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'
8. Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.
9. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983
10. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.
11. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
12. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999
Календарно тематическое планирования кружка»Твори, выдумывай, пробуй…»
Муниципальное казенное общеоразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх – Ирменская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”
Утверждаю Согласован
Директор школы – интернат Зам директора по ВР
_________ В.А. Аршинова _________ Толокнова С.В.
_________ 2023г.
________ 2023г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
«СВОИМИ РУКАМИ»
2023-2024 учебный год
За год 68часов. Рассмотрен на заседании
I четверть - 9 недель (18часов) . МО учителей трудового
II четверть -7 недель (14часов) . обучения
III четверть - 10 недель (20часов) . Протокол №
IV четверть - 8 недель (16часов). ____________________
Учитель : КОЛЕСНИКОВ А.Ф.
2023г.
№ год |
№ четв |
№ темы |
темы |
Кол-во часов |
дата |
|
1 ЧЕТВЕРТЬ (18 часов) |
||||||
1. |
Токарный станок |
2 |
|
|||
1 |
1 |
1 |
Назначение токарного станка, устройство. Пуск и остановка станка. |
1 |
|
|
2 |
2 |
2 |
Техника безопасности при работе на станке.
|
1 |
|
|
2 |
Разметочный и контрольный инструмент |
2 |
|
|||
3 |
3 |
1 |
Устройство и правила работы штангенциркулем, линейкой. Приёмы работы штангенциркулем при разметке деталей. |
1 |
|
|
4 |
4 |
2 |
Разметка удлинённых деталей шаблоном, циркулем. |
1 |
|
|
3 |
Резцы для токарных работ. |
2 |
|
|||
5 |
5 |
1 |
Назначение резцов. Виды резцов. |
1 |
|
|
6 |
6 |
2 |
Углы заточки и приёмы заточки резцов. |
1 |
|
|
4 |
Вытачивание удлинённых деталей. |
4 |
|
|||
7 |
7 |
1 |
Заготовки и способы крепления. |
1 |
|
|
8 |
8 |
2 |
Изменение режима работы токарного станка. |
1 |
|
|
9 |
9 |
3 |
Техника безопасности при работе на станке. |
1 |
|
|
10 |
10 |
4 |
Применение штангенциркуля. |
1 |
|
|
5 |
Вытачивание пустотелых и профильных деталей. |
8 |
|
|||
11 |
11 |
1 |
Назначение патрона,крепление заготовок в патроне. Сверление на токарном станке. |
1 |
|
|
12 |
12 |
2 |
Приёмы работы профильными резцами. |
1 |
|
|
13 |
13 |
3 |
Разметка и изготовление пустотелых . |
1 |
|
|
14 |
14 |
4 |
Разметка и изготовление профильных деталей. |
1 |
|
|
15 |
15 |
5 |
Изготовление изделий "бокал". |
1 |
|
|
16 |
16 |
6 |
Обработка изделий "бокал". |
1 |
|
|
17 |
17 |
7 |
Изготовление изделий "Шашки". |
1 |
|
|
18 |
18 |
8 |
Обработка изделий "Шашки". |
1 |
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ (14 часов) |
||||||
|
Вытачивание широких деталей. |
14 |
|
|||
19 |
1 |
1 |
Назначение планшайбы крепление заготовок. |
1 |
|
|
20 |
2 |
2 |
подбор заготовок. |
1 |
|
|
21 |
3 |
3 |
Выпиливание заготовок. |
1 |
|
|
22 |
4 |
4 |
Склейка заготовок в блок(способы склейки). |
1 |
|
|
23 |
5 |
5 |
Струбцины и применение при склейке. |
1 |
|
|
24 |
6 |
6 |
Обработка склеенного блока. |
1 |
|
|
25 |
7 |
7 |
Разметка и изготовление "чаши" |
1 |
|
|
26 |
8 |
8 |
Изготовление(точение) чаши. |
1 |
|
|
27 |
9 |
9 |
Обработка чаши. |
1 |
|
|
28 |
10 |
10 |
Выбор изделия для самостоятельной работы. |
1 |
|
|
29 |
11 |
11 |
Подготока к зачету по теме «Вытачивание широких деталей». |
1 |
|
|
30 |
12 |
12 |
Зачет по теме «Вытачивание широких деталей». |
1 |
|
|
31 |
13 |
13 |
Самостоятеьная работа «выбранное изделие». |
1 |
|
|
32 |
14 |
14 |
Выполнение самостоятелной работы. |
1 |
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ (20 часов) |
||||||
7 |
Изготовление разнообразных поделок с использованием патрона, планшайбы |
10 |
|
|||
33 |
1 |
1 |
Выбор и обоснование своих проектов(поделок). Подбор материала . |
1 |
|
|
34 |
2 |
2 |
Изготовление эскизов поделок будущей работы. |
1 |
|
|
35 |
3 |
3 |
Выбор и склейка заготовок в блоки для точения. |
1 |
|
|
36 |
4 |
4 |
Виды отделок токарных поделок. |
1 |
|
|
37 |
5 |
5 |
Способы отделок шлифованием. Практические приёмы шлифования . |
1 |
|
|
38 |
6 |
6 |
Отработка практических приёмов. |
1 |
|
|
39 |
7 |
7 |
Отработотка практических приёмов . |
1 |
|
|
40 |
8 |
8 |
Разметки и точения заготовок. |
1 |
|
|
41 |
9 |
9 |
Патрон и его назначение. Крепление заготовки в патроне . |
1 |
|
|
42 |
10 |
10 |
Вытачивание конуса для крепления заготовки. |
1 |
|
|
8 |
Художественное(декоративное) оформление поделок. |
10 |
|
|||
43 |
11 |
1 |
Способы шлифования на токарном станке. Пракическая работа: |
1 |
|
|
44 |
12 |
2 |
Отделка поделок шлифованием. |
1 |
|
|
45 |
13 |
3 |
Способы шлифования внутренних полостей.
|
1 |
|
|
46 |
14 |
4 |
Измерение диаметра внутренних поверхностей. |
1 |
|
|
47 |
15 |
5 |
Подбор заготовок для склеивания блока. |
1 |
|
|
48 |
16 |
6 |
Обработка и опиливание заготовок для склеивания блока. |
1 |
|
|
49 |
17 |
7 |
Склейка блока для вытачивания широких деталей. |
1 |
|
|
50 |
18 |
8 |
Обтачивание блока и разметка под изделие. |
1 |
|
|
51 |
19 |
9 |
Точение широких и пустотелых чаш |
1 |
|
|
52 |
20 |
10 |
Точение чаш, ваз, и т д. |
1 |
|
|
4 . ЧЕТВЕРТЬ(16часов) |
||||||
9 |
Творческая работа |
16 |
|
|||
53 |
1 |
1 |
Творческая работа(выбор проекта). |
1 |
|
|
54 |
2 |
2 |
Работа с дополнительной литературой. |
1 |
|
|
55 |
3 |
3 |
Подбор заготовок для проекта. Индивидуальная работа над своими поделками. |
1 |
|
|
56 |
4 |
4 |
Индивидуальная работа над своими поделками. |
1 |
|
|
57 |
5 |
5 |
Индивидуальная работа над своими поделками. |
1 |
|
|
58 |
6 |
6 |
Декоративное оформление поделок. |
1 |
|
|
59 |
7 |
7 |
Декоративное оформление поделок. |
1 |
|
|
60 |
8 |
8 |
Подбор материала для проекта. |
1 |
|
|
61 |
9 |
9 |
Написание проекта. |
1 |
|
|
62 |
10 |
10 |
Работа над проектом. |
1 |
|
|
63 |
11 |
11 |
Оформление проекта. |
1 |
|
|
64 |
12 |
12 |
Окончательная отделка своих изделий. |
1 |
|
|
65 |
13 |
13 |
Подготовка к защите проекта. |
1 |
|
|
66 |
14 |
14 |
Защита проекта. |
1 |
|
|
67 |
15 |
15 |
Подготовка к выставке. |
1 |
|
|
68 |
16 |
16 |
Выставка своих поделок. |
1 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесников Анатолий Фёдорович
→ Анкол 14.02.2024 0 348 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.