Рабочая программа по курсу РЕМЕСЛО 5 (F 71)


Страница 6 из 6



Рабочая программа курса РЕМЕСЛО (швейное дело)

5 класса (F 71),

6 часов в неделю.







16.02.2011

Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 VIII вида» г. Ульяновска

Захарова Марина Валентиновна

учитель трудового обучения высшей квалификационной категории

















Пояснительная записка

При составлении рабочей программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью важно сделать первые шаги на пути знакомства с миром рукоделия интересным, запоминающимся и необычным – ведь детям придётся приобретать довольно сложные навыки работы с тканью, иглой и ножницами. Всё это потребует терпения и умения концентрировать внимание, однако, не каждый ребёнок сможет освоить эти операции быстро и легко. Здесь на помощь придёт замечательное средство, которое избавит детей от скуки и раздражения, - это мягкая игрушка. Милые, забавные зверюшки неизменно вызывают положительный отклик. И это позволит превратить кропотливую работу в увлекательное занятие, которое не только доставляет детям удовольствие, но и развивает воображение, тренирует внимание и восприятие.

Каждый ребенок в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми», теперь обучаются в детском коллективе по индивидуальному маршруту, уровень которого определяется исключительно его возможностями.

Количество учебных часов по темам не регламентируется – его определяет сам учитель, исходя из уровня подготовленности учеников и структуры учебной группы.

Предлагаемые темы и изделия не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению, исходя из возможностей учеников, школы и своего творческого потенциала.

Технологические сведения: вперёд иголку и косые стежки; приёмы раскроя из бумаги и ткани; определение длины рабочей нитки по руке. Швом «вперёд иголку» можно вышить рисунок по контуру или зашив всю его площадь.

В связи с тем, что обучение проводится в швейной мастерской со специальным оборудование, к которому дети проявляют интерес, включены темы «Работа на швейной машине». Для развития координации движений, физических способностей, преодоления неуверенности, чувства страха. Все упражнения выполняются на незаправленной швейной машине ручной, ножной.


Первая четверть (54 часов)

Вводное занятие. 2 часа

Закрепление рабочих мест. Знакомство с правилами поведения в мастерской. Личные инструменты, необходимые для работы: ручные иглы, ножницы. Материалы: ткань и швейные нитки.


Работа с бумагой. 14 часов

Изделие. Вертушка. Кошечка. Клоун.

Оборудование. Ножницы, различные виды бумаги.

Технические сведения. Виды бумаги. Свойства бумаги. Устройство ножниц. Правила безопасной работы ножницами в стихотворной форме.

Приёмы работы. Складывание бумаги и получение линии сгиба. Приёмы резания бумаги ножницами. Раскрой по шаблону.

Упражнения. Выполнение разных видов работ ножницами: разрезать, отрезать, вырезать, надрезать, разрезание по сгибу.

Лабораторная работа. Проверка свойств бумаги: упругость, разрыв по сгибу, прочность в сухом и мокром состоянии.


Работа с тканью. 14 часов

Изделие. Шар из ткани.

Технические сведения. Косой стежок.

Приёмы работы и умения. Определение длины рабочей нитки. Выбор ручной иглы для работы Закрепление нитки при помощи узелка. Закрепление нитки двумя-тремя стежками в одно и то же место. Раскрой деталей из ткани.. Выполнение строчки косого стежка. Анализ образца и планирование в групповой беседе по образцу и предметной карте.

Упражнения. Упражнения по приучению работы с напёрстком. Выполнение разных видов работ ножницами: разрезать, отрезать, вырезать, надрезать, разрезать по сгибу. Отмерить нитку для работы. Завязать узелок на конце нитки. Закрепление нитки стежками. Косые стежки на полоске бумаги по проколам, на клетчатой бумаге, на ткани по точкам по прямой линии, по кругу по точкам.


Практическое повторение. 22 часа

Изделия. Утёнок-кулон (из шаров из ткани). Гусеница-бантичка.

Приёмы работы и умения. Раскрой. Пошив изделия с применением знакомых приёмов работы. Завязывание бантиков.


Самостоятельная работа 2 часа Косые стежки на полоске из бумаги в клетку и на ткани по точкам.



Вторая четверть (42 часов)

Вводное занятие. 2 часа

Анализ работы учащихся в первой четверти и ознакомление с планом работы на четверть.

Повторение общих правил поведения в мастерской и санитарно-гигиенических требований. Подготовка материалов и инструментов. Приспособления-помощники: булавки с головками.


Швейная машина 8 часов

Оборудование. Швейная машина с ручным приводом.

Технические сведения. Части машины. Правила безопасной работы в стихотворной форме.

Приёмы работы. Вращение рукоятки, плавное опускание лапки, установка иглы по разметке. Подкладывание ткани под лапку в конце работы.

Упражнения. Выполнение строчки по линиям линованной бумаги.


Работа с бумагой, тонким картоном и тканью 16 часов

Изделие. Детали костюма клоуна с оборками из креповой бумаги и ткани.

Технические сведения. Шов вперёд иголку. Понятие стежка. Длина стежка.

Приёмы работы. Раскрой деталей из ткани по выкройке. Прикалывание бумажной выкройки к ткани булавками с головками. Выполнение строчек шва вперёд. Определение середины детали складыванием и уравниванием срезов детали. Выполнение сборки ручным способом. Закрепление натки в начале и конце работы.

Упражнения. Выкалывание булавок по разметке. Прикалывание бумажной выкройки к ткани. Выполнение строчек шва вперёд иголку с различной длиной стежка.

Практическое повторение 14 часов

Изделия. Карнавальные шапочки.

Умения. Выполнение разметки для стежков на швейной машине. Соединение деталей колпака из картона и ткани швом вперёд иголку. Соединение деталей колпака из картона и ткани косыми стежками по проколам.

Самостоятельная работа 2 часа . Выполнение строчек шва вперёд иголку с различной длиной стежка.


Третья четверть (60 часов)

Вводное занятие 2 часа

Анализ достижений учащихся в освоении организационных умений и навыков. Беседа о планах на четверть. Приспособления-помощники: скрепки канцелярские. Повторение правил безопасной работы.

Швейная машина 6 часов

Оборудование. Швейная машина ножным приводом.

Технические сведения. Педаль, ремень приводной. Правила безопасной работы на швейной машине в стихотворной форме.

Приёмы работы. Приведение в движение машины с помощью педали и рукоятки. Пуск и остановка маховым колесом и приведение в движение машины с помощью педали.

Упражнения. Строчка на швейной машине с ножным приводом, добиваясь правильных движений (ткань двигается «от себя»).


Работа с тканью 22 часа.

Изделие. Салфетка с бахромой, украшенная швом вперёд иголку с перевивом.

Технические сведения. Отделочный стежок вперёд иголку с перевивом. Сведения о ткани: переплетение нитей в ткани.

Приёмы работы. Перевод рисунка на кальку, прикрепляя кальку канцелярскими скрепками. Перевод рисунка на ткань с применением копировальной бумаги. Выполнение бахромы заданной ширины. Разметка длины стежка 1 см по линейке. Выполнение перевивов нитками другого цвета и различных вариантов на образцах.

Упражнения. Прикалывание выкройки к ткани булавками. Раскрой салфетки. Выполнение бахромы. Разметка по линейке или с применением копировальной бумаги с помощью учителя. Закрепление и снятие канцелярских скрепок.

Лабораторная работа. Переплетение нитей в ткани: разобрать кусочек ткани на отдельные нити и сделать вывод, рассмотреть кусочек ткани через лупу.


Практическое повторение 28 часов

Изделия. Салфетки с вышивкой (по контуру).

Умения. Перевод рисунка. Шов вперёд иголку с перевивом варианты.

Самостоятельная работа 2 часа

Выполнение шва вперёд иголку с перевивом (вариант по выбору учащегося)




Четвёртая четверть (48 часов)

Вводное занятие 2 часа

План работы на четверть. Повторение правил безопасной работы с ножницами, иглой, на шейной машине.


Работа с тканью 20 часов

Изделие. Салфетка с вышивкой швом вперёд иголку по всей площади рисунка.

Технические сведения. Электрический утюг. Правила безопасной работы в стихотворной форме.

Приёмы работы. Шов вперёд иголку (без просветов, в прямом и обратном направлении).

Упражнения. Выполнение шва вперёд иголку в прямом и обратном направлении на образце. Выполнение шва вперёд иголку по всей площади рисунка на образце.


Практическое повторение 40 часов

Изделия. По выбору учащихся с помощью учителя. Завершение незаконченных работ. Выполнение утюжильных работ.

Умения. Раскрой, пошив изделия с применением знакомых приёмов работы.

Самостоятельная работа 2 часа. Выполнение косых стежков и шва вперёд иголку на образце.


Литература

  1. Проект специального федерального государственного стандарта начального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. / Альманах института коррекционной педагогики 14/2010.

  2. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. Программы и метод. материалы. – Кн. 1/ Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 304 с.



  1. Картушина Г.Б., Швейное дело: учеб. для 5 кл.спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.: ил. – ISBN 978-5-09-018030-60



  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.



  1. Городкова Т.В, Нагибина М.и. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов/2=е издание, переработанное т дополненное. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001. – 224 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).



  1. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. Учебное пособие для учащихся 4 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989. – 145 с.



  1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. (Программа начальной школы: I-IV «Ручное творчество»). Учебник для 1-ого класса. Часть «А». Виды художественной обработки материалов. Самара: Корпорация «Фёдоров», 1997, с. 48, ил.



  1. Картушина Г.Б. Швейное дело: учебник для 5 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида/ Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – 160 с.:ил.



  1. Мастерица./Сост. И.А.Сокол; Худож.-оформители Б.Ф. Бублик, И.В. Осипов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио» 2001. – 431 с., ил.








Полный текст материала Рабочая программа по курсу РЕМЕСЛО 5 (F 71) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Марина Валентиновна  МарВалЗахар
16.02.2011 2 7906 1370

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 МарВалЗахар • 20:02, 26.06.2011
Тематическое планирование на первое полугодие по курсу РЕМЕСЛО 5 можно посмотреть по ссылке http://marvalzakhar.narod2.ru/experience/remeslo/
[Материал]
avatar
1 shnuro4ek • 23:02, 25.02.2011
1314
[Материал]