Рабочая программа курса РЕМЕСЛО 8 (швейное дело)
Рабочая программа курса РЕМЕСЛО (швейное дело)
8 класса (F 71),
10 часов в неделю.
18.02.2011
Областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18 VIII вида» г. Ульяновска
Захарова Марина Валентиновна
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 8 классе были учтены принципы последовательности и преемственности обучения.
С учётом четвертого варианта специального стандарта ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования), который предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. В структуре основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Рабочей программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт.
Общая продолжительность обучения рассчитана на четыре года, с шестого по девятый класс. Количество учебных часов по темам не регламентируется – его определяет сам учитель, исходя из уровня подготовленности учеников.
Предлагаемые
темы и изделия не являются строго
обязательными. Учитель вправе варьировать
их по своему усмотрению, исходя из
возможностей учеников, школы и своего
творческого потенциала. В том случае,
если учителю необходимо заменить тему,
чтобы учащиеся видели конкретные
результаты труда, были сильнее
заинтересованы в учёбе, новая тема
разрабатывается по примеру тем,
приведённых в программе, рассматривается
на ШМО и утверждается на педагогическом
совете школы. Допустимо варьировать и
продолжительность занятий по той или
иной теме, объекты самостоятельных
работ. При выполнении "Самостоятельных
работ" должно быть полное соответствие
материала изученного и самостоятельной
работы, так как на самостоятельной
работе необходимо выявить уровень
сформированности того или иного приёма
работы или навыка, а не способность его
применения.
Основная часть времени
отводится на отработку навыков. С
учётом и индивидуальных
особенностей и возможностей этот период увеличивается (сокращается), возможен постоянный возврат к базовым приёмам работы и отработка их с помощью специальных тренировочных упражнений. В разделе “Работа с тканью” используются изделия с прямыми линиями и вводятся изделия с закруглёнными линиями и срезами с использованием двойного шва и приёмом вымётывания “на ребро”.
Используется планирование работы по предметной карте, самоконтроль с использованием набора контрольных мерок-шаблонов.
В 8 классе закрепляются знания по машиноведению, полученные ранее. В разделе "Швейная машина" предусмотрено более детальное изучение устройства и назначения деталей швейной машины. Продолжить обучению приёмам работы на швейном оборудовании: ручная, ножная и, даже электрическая швейная машина (оверлок), но строго в соответствие с психофизическим и соматическим состояния школьника по индивидуальным маршрутам обучения.
Пополнение знаний учащихся по материаловедению: хлопковые ткани и шёлковые ткани (обобщённое понятие). Начальные представления о свойствах этих тканей: гигиенические (полезные и вредные для человека) и технологические (скольжение, осыпаемость, гигроскопичность), пополняя пассивный словарь специальной терминологии и расширяя их бытовое использование.
В 8 классе вновь вводится раздел «Ремонт одежды» на основе более развитых ручных навыков.
Программа “Ремесло” (швейное дело) способствует социальной адаптации учащихся, развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на формирование и развитие положительных свойств личности с особыми образовательными потребностями.
Первая четверть (90 часов)
Вводное занятие. 2 часа
Задачи на год. Закрепление рабочих мест. Распределение общественных обязанностей по мастерской. Ознакомление учащихся с планом работы на четверть. Повторение правил поведения в мастерской и безопасной работы. Рабочие инструменты и приспособления для швейной работы.
Швейная машина 10 часов
Оборудование. Швейная машина с ручным (ножным) приводом, исходя из возможностей обучающихся)
Технические сведения. Повторение названий деталей для заправки верхней нитки, названия деталей шпульного колпачка.
Приёмы работы. Повторение приёмов выполнения машинной закрепки. Установка длины стежка и обратного хода.
Упражнения. Проверка оборудования и припоминание приёмов работы на швейной машине:
без ниток, заправка верхней и нижней ниток. Установка длины стежка и выполнение пробных строчек .Выполнение машинных строчек по прямым и ломаным линиям.
Работа с тканью 30 часов
Изделие. Наволочка с клапаном. Наволочка на завязках.
Технические сведения. Виды наволочек (с клапаном, на завязках, на пуговицах). Двойной шов. Хлопковые ткани: происхождение, названия тканей для постельного белья (ситец, бязь).
Приёмы работы. Приём «вымётывание на ребро». Планирование пошива наволочки по предметной карте. Определение размера наволочки для подушки.
Упражнения. Выполнение двойного шва на образце.
Практическое повторение. 46 часов
Изделия. Косметички, сумочки, наволочки, чехол для сотового телефона.
Умения. Делать выбор изделия для пошива. Раскрой. Пошив изделия с применением знакомых приёмов работы.
Самостоятельная работа 2 часа
Образец двойного шва.
Вторая четверть (70 часов)
Вводное занятие. 2 часа
Анализ работы учащихся в первой четверти и знакомство с планом работы на четверть.
Повторение общих правил безопасной работы в мастерской и санитарно-гигиенических требований. Проверка наличия и готовности материалов и инструментов.
Швейная машина 8 часов
Оборудование. Швейная машина с ручным (ножным) приводом, исходя из возможностей обучающихся.
Технические сведения. Устройство прижимной лапкой.
Приёмы работы. Снятие и установка лапки на швейную машину. Проверка закрепления лапки с процессе работы.
Упражнения. Строчка на ширину рожка лапки по краю круга, овала. Выполнение надсечек на закруглениях. Строчка по изогнутым линиям.
Работа с тканью 28 часов
Изделие. Сумка с накладным карманом.
Технические сведения. Гладкий накладной карман. Замётывание, примётывание.
Приёмы работы. Раскрой по лекалу. Заготовка гладкого накладного кармана прямоугольной формы. Планирование по предметной технологической карте. Способ настрачивание кармана с обратной закрепкой и двумя строчками. Выбор способа обработка ручек для сумки: накладным швом или обтачным.
Упражнения. Макеты способов соединения кармана с основной деталью (обратной закрепкой и двумя строчками). Образец гладкого накладного кармана.
Практическое повторение 30 часов
Изделия. Сумка, фартук-ромб,
Умения. Делать выбор изделия для пошива. Раскрой. Пошив изделия с применением знакомых приёмов работы.
Самостоятельная работа 2 часа
Образец гладкого прямоугольного накладного кармана.
Третья четверть (100 часов)
Вводное занятие 2 часа
Анализ достижений учащихся в освоении организационных умений и навыков. Беседа о необходимости бережного обращения с оборудованием в мастерской. Повторение правил безопасной работы.
Ремонт одежды 20 часов
Оборудование. Пуговицы. Аппликация-заплата.
Технические сведения. Виды пуговиц: с отверстиями и с ушком. Наложение заплаты.
Приёмы работы. Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями и с ушком. Закрепление нитки петлёй на лицевой стороне. Выполнение работы по инструкционной карте учебника. Разметка места оторвавшейся пуговица. Наложение заплаты-аппликации накладным швом на машине.
Упражнения. Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями, и с ушком на образце.
Заплата-аппликация на образце накладным швом на машине (квадрат, треугольник, ёлочка из треугольников).
Работа с тканью 30 часов
Изделие. Коврик «цветочная поляна» (цветы и листья прикрепляются к полотну пуговицами, коврик на подкладке с петлями)
Приёмы работы. Вырезание из ткани по изогнутым линиям некрупных деталей. Пришивание пуговиц.
Изготовление петель накладным швом с двумя закрытыми срезами. Соединение деталей верха и подкладки (прикрепить петли, сколоть, сметать, обтачать и далее по известному плану работы подобных изделий)
Упражнения. Вырезание цветов и листьев по трафаретам и из ткани с готовым рисунком.
Швейная машина 4 часа
Оборудование. Швейная машина с ручным (ножным) приводом, исходя из возможностей обучающихся.
Технические сведения. Механизмы регулировки швейной машины.
Приёмы работы. Определение и исправление петлёной строчки. Распарывание машинной строчки.
Упражнения. Выполнение на образце двуцветной строчки и определение места расположения петлёной строчки сверху или снизу и из какой нитки образовались петли - из верхней или нижней нитки. Распарывание машинной строчки.
Практическое повторение. 42 часов
Изделия. Полка с карманами (органайзер), забавный коврик с аппликацией и накладными карманами.
Умения. Делать выбор изделия для пошива. Раскрой. Пошив изделия с применением знакомых приёмов работы.
Самостоятельная работа 2 часа
Пришить пуговицу с двумя отверстиями и с ушком на образце.
Четвёртая четверть (80 часов)
Вводное занятие 2 часа
Анализ результатов работы за четверть. Техническое обслуживание оборудования.
Работа с тканью 34 часов
Изделие. Детская панама.
Технические сведения. Мерки для головных уборов. Назначение головных уборов. Хлопковые ткани летние и зимние (ситец, бязь, байка). Распознавание по внешнему виду и на ощупь.
Приёмы работы. Снятие мерок для определения размера головного убора. Снятие простых деталей на кальку с готовых чертежей. Изготовление выкройки, раскрой. Планирование по предметной карте. Анализ качества в сравнении с образцом.
Упражнения. Выполнение обтачного шва по закруглённому краю (полукруг) с вымётыванием «на ребро» и отстрочкой.
Практическое повторение 40 часов
Изделия. Летние головные уборы, сумка пляжная.
Умения. Раскрой. Пошив изделия с применением знакомых приёмов работы.
Самостоятельная работа 4 часа Выполнение обтачного шва по закруглённому краю (полукруг) с вымётыванием «на ребро» и отстрочкой.
18.02.2011 г.
Литература
Проект специального федерального государственного стандарта начального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. / Альманах института коррекционной педагогики 14/2010.
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб.программы и методматериалы. – Кн. 1/ Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 304 с.
Картушина Г.Б., Швейное дело: учеб. для 5 кл.спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.: ил. – ISBN 978-5-09-018030-60
Микей, Сьюзан Е.Шьём для дома. Большая коллекция полезных мелочей/Перевод с англ. Ю.К.Рыбаковой.- Мю: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 128ю: ил.
Бреннан Эмма. Шьём сумочки: актуально, стильно, модно/Перевод с англ. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.- 176 с.: цв.ил
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Марина Валентиновна
→ МарВалЗахар 18.02.2011 5 9148 1488 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.