Использование наглядности на уроках СБО


ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка





Использование наглядности на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида.









Выступление на МО

Учитель СБО: Мишенина Е.Г.









2012 год

СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).

На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

На уроках СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, предметы и средства личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, куклы , мебель и др.);

образная (рисунки, плакаты, картинки, инструкционные карты, технологические карточки) ;

символическая ( например: условные обозначения для ухода за одеждой, а также температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, миксера , служб железнодорожного вокзала, карты) ;

графическая ( бланки квитанций, таблицы, инструкции) ;

схематическая ( схема линий метро, городского пассажирского транспорта).

Уроки СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить опорой обучающимся при самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями.

Пользуясь наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:

  • Подбирать только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;

  • Заранее определять место и вид наглядности, используемый на уроке;

  • Строго ограничить количество наглядности на уроке, так как с каждым видом наглядности должна быть проведена соответствующая работа;

  • Всю подобранную наглядность демонстрировать последовательно;

  • Необходимо подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными ее видами;

  • Самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно и соответствовать требованиям;

  • Демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам.

На уроках СБО обучающимся приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как школьникам сложно выделить необходимые сведения из наглядного средства. В помощь обучающимся, при анализе каждого нового документа, нужно составить вопросы, отвечая на которые, дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в наглядности. Например, беседуя с обучающимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер), учитель последовательно задает ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? и т.д.

Для занятия по СБО используется разнообразный дидактический раздаточный материал: это билеты в театр, в цирк, товарные ярлыки, этикетки, упаковки от разнообразных видов продуктов, квитанции, выдаваемые за оказанные услуги( ремонт телефона, холодильника, прокат и др.) Работа с такого рода материалами необходима для обучающихся, так как она направлена на формирование у них умений извлекать нужную информацию и расширять свои знания и словарный запас.

На уроках СБО, при изучении темы «Питание» , школьники работают с учебными технологическими картами и инструкциями. Они могут быть текстовые, иллюстративно-текстовые, иллюстративные. Та или иная форма карты предлагается детям с разным уровнем развития как один из способов помощи ученику, не справившемуся со словесной инструкцией. Технологические карты представляют собой таблицы, в которых перечисляются:

- оборудование (инвентарь и посуда);

- материалы (продукты);

- последовательность работы (технология приготовления блюда).

В технологических картах по приготовлению пищи приводится расчет продуктов на одну порцию. Технологические карты - это учебный материал для индивидуальной и групповой работы.

При обучении выполнению двигательных трудовых приемов работы применяются плакаты, показывающие правильные приемы работы с помощью кухонных инструментов.

Также при изучении тем : «Одежда и обувь», «Питание», « Жилище» школьники знакомятся и изучают электробытовые приборы и оборудование - это холодильник, электроплита, микроволновая печь, миксер, электрочайник, электроутюг, пылесос, а также правила работы и техника безопасности при работе на них.

На уроках СБО так же используется «Тематический словарь в картинках», который подготовлен в виде книжек с дидактическими карточками, каждая из которых содержит определенные темы ( например: транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания). Материал пособия используется в рамках работы по ознакомлению обучающихся с окружающим миром, социальной адаптацией и по развитию устной речи. Карточки представляют собой изображения отдельных предметов или иллюстрации. На обороте каждой карточки даются короткие рифмованные тексты, а также вопросы и задания. Речевые задания, игры ориентированы на детей среднего звена и способствуют обогащению социальных знаний, а так же словаря, формированию грамматического строя речи ученика. Ученикам демонстрируются предметные карточки для закрепления в речи новых понятий. По всем темам в пособии предлагаются схемы для составления описательного рассказа.

При работе со схемами я включаю обучающегося в игровую деятельность. На уроках СБО у ребят всегда вызывает интерес игра « Забывчивый покупатель». Предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из класса выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметы или картинки, изображающие предметы, продукты питания, посуда. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета , который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Игра «Веселый повар». Ученики делят на две группы картинки с изображением продуктов питания в зависимости от того, готовы эти продукты к употреблению или нуждаются в приготовлении. Затем каждый обучающийся рассказывает о том, какие блюда он будет готовить из продуктов, нуждающихся в приготовлении.

Итак, под воздействием обучения и воспитания, с использованием наглядности, у обучающихся постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация.

Для успешной социальной адаптации я стараюсь расширять бытовой и социальный опыт школьников, учу применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.


Используемая литература:

1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова

«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».

Владос, Москва, 2008г.

2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко

«Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».

Просвещение, 2006г.

3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова

«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII

Владос, Москва, 2006г.

4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова

«Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания».

Школьная пресса, 2005г.
































Полный текст материала Использование наглядности на уроках СБО смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мишенина Елена Григорьевна  savelin22
20.06.2012 0 18314 1632

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК