Разработка урока "Первая медицинская помощь при травмах"; 5 класс
Бабина Наталья Александровна
Учитель Социально – бытовой ориентировки
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Класс 5.
Тема: Первая медицинская помощь при травмах.
Цели и задачи: Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью. Приобретение детьми навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само – и взаимопомощь. Ознакомить учащихся с общей характеристикой повреждений и их последствиями для здоровья, основными правилами оказания первой медицинской помощи. Развитие чувства ответственности за свое поведение, стимулирование самостоятельности в принятии решений.
Наглядность и оборудование: домашняя аптечка (5 штук) (состав: перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичиники); раздаточный материал картинка «Потенциальные опасности», косынки для наложения повязок(26 штук).
Словарь: рана, вывих, ушиб, растяжение.
Литература:
Основы безопасности жизнедеятельности. 5кл.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений/ В.В.Поляков, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.латчук.-3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2001.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.для общеобр. Учр. 5кл./ А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, Т.С.Вихорева, Е.О.Погорелова. –М.: ООО»Издательство АСТ», 2000.
Клепина З.А. Я и мир вокруг: Рабочая тетрадь для 2кл. четырёхлетней и 1кл. трёхлетней нач. шк. – Смоленск: Ассоциация ХХI – век IT, 1997.
Буянов В.М. Первая медицинская помощь: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. М.Медицина, 1994.
Е.Л.Вишневская, Н.К.Барсукова, Т.И. Широкова Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 4-5 классов общеобр. шк. – М. «Русское слово» 1995.
Журнал «ОБЖ» №№8-9, 2003 «Поведение при пожаре» Т.Клепина преподаватель – организатор ОБЖ СШ №1296 г. Москва.
Ход урока:
организационный момент
повторение пройденного материала
Анализ картинки «Потенциальные опасности». (Карточки с картинкой разложены на рабочих местах учащихся)
-Перечислить изображенные на картинке потенциальные опасности.
-В каких случаях, ребенок, изображенный на картинке, может получить травмы?
-Дополни, если ты знаешь другие примеры.
Видимо, нет такого человека, который не получил бы ни одной травмы за всю жизнь. Причиной травмы от незначительной до очень серьезной, опасной для жизни могут стать невнимательность при игре или работе, переоценка своих сил, неосторожное обращение с колющими или режущими предметами, неумелое обращение с молотком, пилой или другими инструментами, невыполнение правил дорожного движения и других требований безопасности.
сообщение темы и цели урока
сообщение нового материала
При любых ранениях или повреждениях человек нуждается в помощи. Её надо оказать правильно и как можно быстрее. Умелые действия при оказании первой медицинской помощи уменьшат страдания человека, боль станет меньше, и состояние пострадавшего улучшится. Но самое главное – правильно оказанная помощь может сохранить жизнь человека.
(Словарная работа с магнитной доской, на доске оформляются выделенные в тексте слова) При ушибах и растяжениях для уменьшения боли и припухлости в первые часы на место повреждения надо положить холод. Это может быть целлофановый пакет, заполненный льдом или холодной водой. Затем сделать давящую повязку, используя для этого обычный бинт, и обеспечить покой поврежденной части тела.
При вывихах происходит смещение соприкасающихся в полости сустава костей. Пострадавший не может двигать конечностью. Сустав приобретает необычный вид, в области сустава образуется припухлость ( по сравнению со здоровой стороной). В этих случаях, прежде всего, необходимо создать покой поврежденной конечности. Руку подвешивают на косынке, бинте или прибинтовывают к туловищу, на ногу накладывают стандартную шину или шину из подручных средств. Пострадавшего немедленно Ни в коем случае нельзя пытаться самому вправлять вывих.
Ранами (открытыми повреждениями) называют нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и внутренних органов в результате механического или иного воздействия.
(Словарная работа на магнитной доске.) Раны различаются между собой размером, формой, глубиной повреждения, характером кровотечения и тем, каким предметом оно были нанесены.
В зависимости от характера ранящего предмета различают раны колотые, резаные, рубленные, ушибленные, рваные, огнестрельные, укушенные.
Все раны, кроме операционных, следует считать инфицированными.
ЗАДАНИЕ: На отдельно стоящих столах приготовлены домашние аптечки. Выберете из предлагаемого состава перевязочные и дезинфицирующие средства.
Анализ выполненной работы учащимися.
Основа первой помощи при ранениях – первоначальная обработка раны.
Мелкие ранки, уколы, ссадины, порезы, царапины необходимо смазать 5-% раствором йода или зеленки.
При значительных повреждениях рану необходимо тщательно промыть перекисью водорода, края обработать раствором йода или зеленки. В этом случае категорически нельзя обрабатывать йодом саму рану. После обработки ранения необходимо наложить стерильную повязку на место повреждения и показать проделанную работу взрослому, лучше медицинскому работнику.
При кровотечениях, при глубоких и обширных ранениях вначале надо остановить кровотечение. Затем продизинфицировать рану. После этого наложить стерильную повязку и обеспечит неподвижность поврежденной части тела. Затем пострадавшего нужно как можно скорее доставить в медицинское учреждение для оказания специализированной медицинской помощи. Способы остановки кровотечения мы будем изучать на следующих уроках.
закрепление пройденного материала
1. Решение ситуационных задач:
Брат и сестра играли в салочки в своем доме. Брат, пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и сильно обрезала руку.
-Кто виноват в случившемся?
-Как можно было избежать несчастного случая?
-Как оказать первую помощь?
Скоро прозвенит звонок на следующий урок. Петя бежал в класс. Слава И., идя ему на встречу, подставил подножку, Петя упал. На урок он не попал. У него оказался сильный ушиб колена, ушиб локтя, многочисленные ссадины колена.
-Кто виноват в случившемся?
-Как можно было избежать травмы?
-Как правильно оказать первую помощь?
При падении с табурета на вытянутую руку, возникла резкая боль в плечевом суставе, выраженная его деформация. Движения в суставе стали невозможны, а конечность зафиксировалась в неестественном положении, заметно её укорочение.
-Какой вид травмы у пострадавшего?
-Какова первая медицинская помощь?
практическая работа
Наложение косыночной повязки на голень ноги, повязки для поддержания предплечья и кисти.
Оказывающий помощь, при наложении повязки должен встать лицом к пострадавшему.
С помощью косынки, особенно если их несколько, можно наложить надежную повязку на любую область тела. Косыночные повязки накладывают при помощи косынки – куска материи, вырезанного и сложенного в виде прямоугольного треугольника. Косыночные повязки закрепляют булавкой или связывают концы косынки.
Выполнение упражнений по наложению косыночных повязок. Работа учащихся в парах.
домашнее задание
Проиллюстрировать ситуационную задачу: Помоги мальчику Саше, любителю ходить босиком по траве, найти необходимое средство из домашней аптечки, для обработки пораненного пальца ноги куском стекла. В Сашиной аптечке есть зеленка, йод, вата, бинт, лейкопластырь, мазь от насморка, перекись водорода и полным полно всяких таблеток.
итог урока
Приложение 1.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Журнал «ОБЖ» №№8-9, 2003 «Поведение при пожаре» Т.Клепина преподаватель – организатор ОБЖ СШ №1296 г. Москва.
Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК.2000г
Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс.: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений/ С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. – М.:Дрофа; Издательство ДИК, 2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабина Наталья Александровна
→ BabinaNA 01.02.2013 1 15037 1514 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.