Статья "Работа по безопасности жизнедеятельности в рамках С(К)ОУ VIII вида"
БАБИНА Наталья Александровна,
Учитель Социально Бытовой Ориентировки,
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Работа по безопасности жизнедеятельности в рамках
С(К)ОУ VIII вида.
«От знания особенностей психики умственно отсталого ребенка, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребенка и даже всей семьи», - эти слова С.Я.Рубинштейна часто вспоминаются мне во время работы в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернате 8 вида, где обучаются дети с интеллектуальным развитием ниже границы возрастной нормы.
К особенностям развития учащихся специальных коррекционных школ VIII вида относятся: скудная и неправильная речь, конкретность, непоследовательность и некритичность мышления, слабость обобщения, быстрая утомляемость. Дети часто не обдумывают своих действий, не предвидят их результата, редко замечают свои ошибки. «Фазовое» состояние нервной системы - работоспособность ребенка снижается после небольшой нагрузки и наступает «охранительное торможение» нервных клеток головного мозга. Уровень внимания весьма низок. Ученики смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов.
М.С. Певзнер говорит о том, что некоторым детям присуще нарушение баланса между основными нервными процессами, т.е. идет преобладание возбуждения над торможением или наоборот - торможения над возбуждением.
Я преподаю детям «Социально-бытовую ориентировку» и немало времени уделяю решению следующей задачи - подготовить обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения оказать первую медицинскую помощь при различных видах травм и повреждений.
Направления основных разделов программы СБО: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» и др. часто переплетаются с направлениями разделов ОБЖ: «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний», «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения для учащихся». Программа по предмету исключает раздел «Основы военной службы» на основании специфики коррекционных образовательных учреждений. Навыки по гражданской обороне отрабатываются учащимися согласно плану мероприятий образовательного учреждения по ГО.
Работая над разделом «Личная гигиена», я стараюсь сформировать у учащихся основные понятия о здоровье человека, о факторах, укрепляющих здоровье, и о факторах, его разрушающих, устанавливая логическую связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека. Раскрываю положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание; режим дня труда и отдыха; двигательная активность; физическая культура и закаливание; личная и общественная гигиена; культура взаимоотношений; профилактика факторов, разрушающих здоровье: вредных привычек, нравственной распущенности; знакомлю с основными понятиями о браке и семье.
Работая над разделом «Медицинская помощь» рассказываю учащимся о наиболее распространенных инфекционных заболеваниях, их причинах, связи с образом жизни, основных факторах риска, уделяю немало времени профилактике травм в школьном возрасте, оказании первой медицинской помощи, знакомлю с правилами проведения экстренной реанимационной помощи. Полученные знания учащиеся закрепляют в ходе практических работ.
Немало уделяется внимание и внеклассным мероприятиям: «Путешествие по городу «Здоровейску» (5 класс), игра-соревнование «Правильное питание» (9класс), игра «Поезд безопасности» (1-9 класс), «Остров безопасности», беседы «Безопасные сказки» (для учащихся начальной школы) и др.
На внеклассных мероприятиях закрепляются знания и умения, отрабатываются практические навыки безопасного поведения в повседневной деятельности.
Учитывая особенности психики воспитанников, использую специально разработанные олигофренопедагогикой формы и методы обучения – практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, наблюдение за объектом и ознакомление с объектом, уделяю внимание обогащению словарного запаса, широко использую наглядные средства обучения, демонстрацию учебных кинофильмов.
В зависимости от задач урока, применяю различные формы организации практических работ, коллективные (бригадные) и индивидуальные.
Моя работа это частичка работы всего педагогического коллектива школы. Главным результат - это трудоустройство и занятость выпускников, многие из которых успешно работают, создали семьи. Знания, полученные на уроках социально-бытовой ориентировки, помогают им в повседневной жизни, позволяют избежать многих проблем или найти пути правильного их решения.
Н.БАБИНА,
Учитель СБО, С(К)ОШИ VIII вида,
г. Чусовой, Пермский край.
Литература и источники:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:В2сб./Под.ред.В.В.Воронковой. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. 2011.
Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы 5-9 класс.Издательский дом Дрофа.2000г
Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2006
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд.2-е испр. И доп. –М.:АРКТИ, 202
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабина наталья Александровна
→ BabinaNA 01.02.2013 0 3384 554 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.